Эволюция демократии. Часть 7.

Aug 29, 2023 12:44

Продолжение. Начало здесь.

Часть 7. Отмена рабства.

Вернемся еще раз на родину демократии. Три сословия были в полисе:

Граждане - свободные люди, занятые или торговлей или ремеслом, но еще и отвечающее за все в городе, управляющие городом и содержащие город.
Сограждане - тоже свободные люди, занятые или торговлей или ремеслом, но ответственности на них за город нет, в казну платят небольшую символическую сумму и не принимают участия в управлении городом.
Рабы-доулос - никакой ответственности, никаких оплат/налогов, только обязанность работать, за что получают бесплатное жилье, одежду, еду и немного денег.

Граждане - активные жители, метэкос и доулос - пассивные.

Среди граждан группа сверхбогатых людей, называющих себя аристосом,
продвигает идею, что управление надо делегировать нескольким избранным гражданами лицам, мол, остальные граждане могут спокойно заниматься своей работой, своей семьей.
Добившись принятия этого решения, "по случайности" они сами и становятся этими избранными.

И начинают издавать законы не в пользу города, а в свою личную пользу.

Их цель - расширять свои владения, захватывать другие города у других аристосов, а потом и другие страны.
Власть - это богатство, а богатство - власть.

То же происходит и в Риме - патриции захватывают власть, всех не-патрициев называют "плебеями" и устраняют от управления городом.

Но здесь у аристосов-патрициев возникают две проблемы:
• Для новых войн надо было больше солдат. Где их взять?
• У граждан есть еще право голоса; они сопротивляются, и надо, во что бы то ни стало, заткнуть им рот и убрать с дороги.

И кому-то в голову пришла гениальнейшая идея: под маской "человеколюбия" отнять у ремесленников и земледельцев рабов (доулос), и этим
• разорить ремесленников, убрав их как сословие, сопротивляющееся установлению тирании;
• получить из оставшихся без крова, еды и работы доулоса пушечное мясо.

С момента "отмены" рабства раб стал собственностью не хозяина, а государства, то есть тирана. А жизнь народа превратилась в цепочку не прекращающихся войн.

Именно это и было целью отмены рабства, а не соображения гуманности.

Здесь мы остановимся на миг, и вспомним описание Ксенофонтом жизни доулос в Афинах ( часть 1), и подумаем.

Раб и работник.

Говоря современным языком, каждый демос и метэкос был частным предпринимателем. Кто-то был мелким ремесленником, кто-то был покрупнее. Его "предприятие", был ли он кузнецом, или бондарем, или гончаром, или портным - находилось на территории его домовладения, то есть он жил на этом предприятии. Он был отличным специалистом в этой профессии и возглавлял этот бизнес.
В этом же доме жила с ним его семья, и в этом же доме жили его "сотрудники" вместе со своими семьями. Кроме нужных для бизнеса "должностей", на каждом "предприятии" были - в зависимости от размеров производства - и другие специалисты: повар, который готовил для всех, воспитательница, которая присматривала за всеми детьми, садовник, конюх и т. д.

По сути, это "предприятие" жило одной большой коммуной, которой управлял один человек. На нем была вся ответственность за жизнь, здоровье, безопасность коммуны и обеспечение ее всем необходимым для жизни.
Говоря сегодняшним языком, шеф предоставлял сотрудникам социальные гарантии, включая социальное жилье (общежитие), одежду и бесплатное питание.

История называет этого человека словом "рабовладелец" - потому что он покупал у других предпринимателей нужных ему "сотрудников", и продавал тех, у которых больше не нуждался.
Более того, детей своих сотрудников этот человек обучал ремеслу (вместе со своими детьми) и тоже пристраивал - "продавал" другим предпринимателям. Надо также сказать, что "ненужный сотрудник" оставался жить в его доме, получая полное обеспечение все время, пока не найдется для него другое место.

Как выглядела эта купля-продажа?
Для примера, "предприниматель" объявляет, что на его "предприятии" подрастает юноша, который отлично обучен печь хлеб. Нужен кому-то такой специалист?
И другой, нуждающийся в этом специалисте "предприниматель" приходит, забирает к себе этого юношу, а тот, который его обучил, получает вознаграждение.
Очень подходящее слово для этого вознаграждения - калым.

Что получили рабы, когда рабство было упразднено?

По сути, раба выгнали на улицу.

Представьте себе толпы обученных специалистов, добросовестных и талантливых работников, у которых больше нет жилья, которым с нуля надо начинать строить свою жизнь.
Много молодых и здоровых ушло в армию - а что еще оставалось?

А стоит ли говорить, сколько проблем возникло в предпринимателя? Сколько их разорилось?
(Представим себе, например, инженера-кораблестроителя, которому в один прекрасный день запрещают использовать труд доулоса, приказывают всех этих людей отпустить "на волю".)
Эти люди были тем, кого мы называем сегодня средним классом, были оплотом демократии, патриотами своего города, думающими, знающими и ответственными людьми.

С этого дня было запрещено проживание сотрудника на территории предприятия, запрещено его одевать, кормить и лечить. Предприниматель должен был давать сотруднику "фантики", и за эти фантики сотрудник должен был сам себя всем обеспечить и о себе позаботиться. А еще часть "фантиков" он должен был теперь отдавать государству, а фактически - тирану.

То есть, у рабов, которым повезло (предприниматель не разорился), работа осталась та же, но вместо бесплатного жилья, одежды и еды раб стал получать зарплату - как бы эквивалент этого всего в деньгах, но денег этих далеко не всегда хватало на эти три самые важные для жизни вещи.

Да, он мог теперь не работать - но это значило или голодную смерть, или разбойничество.

Какие еще свободы получил раб? Возможность поменять хозяина?
А нужен ли он другому хозяину?

Вот вся разница между рабом и работником:
раба хозяин должен искать себе сам, а
работник сам должен искать себе хозяина.
Более того, теперь работник очень часто еще и платит хозяину взятку, чтобы тот нанял его, - и хозяин не только не платит за раба, а еще и получает вместе с рабом и хорошие деньги.

Современный работник на зарплату - это тот же раб, только с условным правом выбора хозяина, рода занятий и места проживания.
А если потерять работу? Хорошо, если есть где жить. А если у тебя жилье в кредит?
Тогда - на улицу, ты - бомж.

Раб в древней Греции мог не тратить свое вознаграждение, и за какое-то время за накопленные деньги выкупить себя и организовать свою собственную мастерскую (а со временем, конечно, прикупить себе и помощников). А что может современный работник? Может ли он со своей зарплаты отложить деньги на открытие своего дела? Нет, для открытия своего бизнеса с нуля он должен повесить себе на шею кредит.

Риторический вопрос: А у кого больше свободы?

Живя в большом городе, можно очень наглядно наблюдать, как каждое утро толпы рабов c угрюмыми лицами спешат на работу. Кто на автобус, кто на трамвай, кто в метро - городской транспорт трещит от "свободных" людей, которые бегут к работодателю поменять свой труд/работу на фантики, которыми они оплатят мизерное жилье, скудное питание и кое-какую одежду…

(Какая разница, например, между садовником, который приезжает каждый день на работу стричь кусты в чьем-то саду, и садовником, в хозяина сада которого он живет? Кажется, у второго жизнь беззаботней.)

А что стало с теми рабами-военнопленными и жертвами работорговли? Можно представить себе толпы озверелых людей, выпущенных на свободу...
Но их тоже ждала армия.

Вот такой была первая "великая перезагрузка" - темные века европейской истории.
За полтора тысячелетия ничего не поменялось. Только в вольных городах, которых осталось совсем немного, сохранялась власть граждан.

Остальной люд оставался под властью тиранов, которые правили, как и придумал Платон, под руководством опытных истинных философов, место которых захватили римские папы и другая церковная верхушка.

Так продолжалось, пока христианство не начало терять свое влияние, как абсолютно правильное учение. Надо было срочно придумывать новое учение, пока власть еще не утеряна совсем.

Продолжение: Часть 8. Современная демократия.

Политика, Страницы истории

Previous post Next post
Up