Я не знаю, кто придумал термин «пулеметная комедия», но это было явно о фильмах Ховарда Хоукса. Точнее, о его комедиях - ибо Хоукс, один из «пионеров» Голливуда, снимал самое разнообразное кино - драмы и вестерны, комедии и мюзиклы. Причем, надо заметить, делал это так хорошо, что фильмы всех его жанров до сих пор смотрятся на одном дыхании, они не «стали историей», а остались в ней как Классика. Для любителей вестернов икона - его «Рио Браво» (известный синефил Тарантино любит говорить, что это его любимый фильм, и что ЕГО женщине придется выучить его наизусть). Поклонники прекрасной Мэрилин согласны, что «Джентльмены предпочитают блондинок» в одном из самых веселых мюзиклов 50-х. Кроме того Хоукс снял два самых известных фильма пары Богарт-Бэколл - «Иметь и не иметь»и «Большой сон», и несколько великолепных драм - «Сержант Йорк» с Гэри Купером, «Красная река» с Уэйном… Но лично для меня самые главные фильмы Хоукса - это его комедии с Кэри Грантом.
Ховард Хоукс
Кэри снялся в пяти фильмах Хоукса - «Его девушка Пятница», «Воспитывая крошку», «Только у ангелов есть крылья», «Я был военной невестой» и «Обезьяньи проделки». Я не видела лишь последний - не приложила усилий, чтобы найти, поскольку Кэри я все же больше люблю молодого. «Ангелы» выпадают из этой серии, поскольку это был фильм не столько Хоукса, сколько продюсера и авиатора Ховарда Хьюза, его признание в любви к небу и летчикам.
Но три остальных - это сумасшедшие, совершенно дурдомные комедии, где в начале фильма ты словно садишься в вагонетку «американских горок», и через полтора часа выползаешь оттуда - идиотски счастливый, с кучей адреналина в крови и полной неспособностью соображать в ближайшие полчаса. Герои фильма двигаются и говорят в несколько раз быстрее, чем ты успеваешь это воспринимать. Они сыплют остротами, творят что-то невообразимо веселое, целуются и ругаются, надцать раз нарушают закон - но все равно они жутко милые, и хорошие положительные персонажи рядом с ними выглядят ужасно скучными.
"Его девушка Пятница"
Кэри великолепен в роли возмутителя спокойствия - циничного редактора газеты в «Его девушке Пятнице». Ну как, скажите, можно уйти в тихую семейную жизнь с обаятельным и надежным страховым агентом, если рядом это красивое, бессердечное и неистощимое на придумки чудовище! Я видела римейк с Кэтлин Тернер и Бертом Рейнольдсом - он блекнет, поскольку ни выдержать заданный темп, ни переиграть Гранта в роли бессовестного, но обаятельного журналиста-афериста невозможно! Сам фильм стоило бы растащить на цитаты - таких метких замечаний о прессе я в кино больше не помню.
"Его девушка Пятница"
Но если «великолепного мерзавца» играть легко и приятно (на тебя работает роль), то в «Воспитании крошки» Грант поначалу был положительным занудой, который на свое несчастье (а может, и счастье) - попал под каток в лице взбалмошной девицы. Девица превратила его жизнь в сумасшедший дом, сломала ему сначала планы, а потом дело последних 4 лет, развела его с невестой и попала вместе с ним в тюрьму - и все это, не считая проблем с ее леопардом. То, что в финале герой влюбился, сначала показалось мне надуманным - но ведь, с другой стороны, он за день получил больше адреналина в кровь, чем рассчитывал получить за всю свою жизнь. А девушка рядом смотрела на него (а не на бронтозавра, как его скучная невеста) полными обожания глазами, и периодически повторяла, какой он красивый, какой он герой и как она его любит. ИМХО, одного фирменного взгляда Кэтрин Хэпберн (а Сьюзен играет именно она) «Дорогой, Ты - единственный Мужчина на земле» хватило бы, чтобы в нее влюбился даже памятник. В «Крошке» она переигрывает Кэри на его территории - она естественнее. Сцена в тюрьме, где девушка из хорошей семьи убедительно играет в бабенку из воровской шайки, согнула меня вдвое. Кэри же в подобной роли более интересен в «Мышьяке и старых кружевах», где он тоже безумно красивый и очаровательный идиот (в силу сложившейся ситуации) - но там нет партнерши, способной его переиграть.
«Военной невесты» у меня нет, смотрела я этот фильм давно, но впечатление «отличный сумасшедший дом» у меня осталось. Но из трех фильмов это, безусловно, худший. Кэри не очень убедителен в женском платье. С его - 188 см - ростом это довольно сложно, а к тому же, именно в это время Грант стал грузнеть, как грузнеют с возрастом все высокие мужчины. Да и партнерша и внешне, и актерски безусловно уступала не только великой Кэйт, но и Розалинде Расселл из «Его девушки Пятницы». Хотя и была очень милой барышней - Грант на ней даже женился после съемок.
P.S. ИМХО, лучшего комедийного дуэта, чем «Кэйт и Кэри» я себе представить не могу. Кэтрин больше любила другого своего партнера - Трейси (и это понятно, но Трейси был простоват для нее), но именно Кэри удачно оттенял ее эксцентричность, аристократичность «селф-мейд-вумен», ум и изобретательность. Его обаяние и мягкий юмор украшали дуэт, позволяя блистать обоим - в других дуэтах блистал, как правило, только один. А кроме того, мне до сих пор кажется, что они выглядели не только веселой, но и очень красивой и романтичной парой. «Он был красив как Бог, и сама Кэтрин Хепберн смотрела на него как на Бога». В 40-е дуэт распался, да и актеры стали совсем другими - исчезла довоенная легкость, начал сказываться возраст. Но в своих 4-х совместных фильмах они остались для меня самым любимым дуэтом мирового кино.