Хэтти МакДэниэл - «Мамушка»

May 02, 2010 21:30

Написала статью к дням "Унесенных ветром" в сообществе old_cinema. Вообще-то, я собиралась писать заметочку, но история актрисы меня захватила. Получилась статья. Кому интересно - вэлкам! ЕЦ



Хэтти вошла в историю кино как первая чернокожая актриса, получившая «Оскар» - 1940 году - за роль Мамушки в «Унесенных ветром». Кроме этого, она стала в 30-е годы своеобразным символом того, что в расовой проблеме «лед таки тронулся» - она была первой негритянкой, выступавшей на американском радио, она получила престижную кинонаграду… Могла ли мечтать об этом дочка бывших рабов, чей отец присоединился к северянам в войне против Юга?



Хэтти выросла в Канзасе. Она была 13-й в большой семье и родилась уже значительно позже Гражданской войны - в 1895 году. Ее семья была очень музыкальной - мать пела в церковном хоре, отец любил более легкую музыку, старшие братья и сестры хорошо пели и танцевали, и надеялись преуспеть на этом поприще. Их отец организовал семейный ансамбль «министрел шоу» (популярный в то время тип негритянских ансамблей, где пели, танцевали, разыгрывали скетчи - ЕЦ). Выступая в нем, Хэтти не только пела, но и сама сочиняла песни. Но в 1916 году - после смерти ее старшего брата - ансамбль распался, и Хэтти, мечтавшая о музыкальной карьере, устроилась в другой - профессиональный - коллектив. В 1922 году ее песни впервые прозвучали на радио, а чуть позже - она уже записывала песни на «Парамаунт рекордс» и надеялась на скорый успех.



Увы, грянула Великая депрессия, едва начавшаяся карьера Хэтти чуть не закончилась. Она пыталась устроиться петь в клубе - но взяли ее туда только уборщицей и официанткой. Постепенно, Хэтти разрешили петь для гостей, но на ее статусе в клубе это никак не отразилось.

Старшие брат и сестра Хэтти нашли работу в Калифорнии, и звали ее к себе. Хэтти приехала в Лос-Анджелес, и обнаружила, что дела здесь обстоят еще хуже, а претенденток на работу - еще больше. Поначалу она устроилась поваром и горничной в богатый дом. Потом брат пристроил ее на маленькую роль в радиошоу. Хэтти играла властную грубоватую горничную - и блистала в этой роли так, что под нее сделали целое шоу. Правда, платили негритянке в разы меньше, чем белым исполнителям - и Хэтти после шоу возвращалась к уборке и стряпне.

В 1932 году в жизнь Хэтти вошло Кино. Сначала это были две небольших роли, и одна из них - в популярном фильме «Я не ангел» с Мей Уэст. Символично, что Хэтти играла служанку с характером ( как много их будет еще, этих служанок!) . Но уже в 1934 году она получила большую роль тети Дилси в музыкальной комедии «Судья Прист», снятой Джоном Фордом. Хэтти пела, танцевала, и даже написала пару песен для своей роли в этом фильме. Но в амплуа горничной/служанки она имела больший успех - в фильмах «Маленький полковник» и «Элис Адамс». Еще одна большая роль у Хэтти была в «Саратоге» - где она познакомилась со «звездами» МГМ Кларком Гейблом и Джин Харлоу.



Хэтти не раз говорила, что ролью Мамушки она обязана Гейблу. У нее и в мыслях не было бороться за роль, за которую сражались сотни претенденток - причем, не только актрис. Жена тогдашнего президента, Элеонора Рузвельт - властная энергичная дама и общественный деятель - очень просила отдать эту роль ее Мамушке, горничной, воспитывавшей ее с детства. Но Гейбл убедил Хэтти, что попробовать все-таки стоит, и горячо рекомендовал ее Селзнику. Сам Гейбл как-то сказал, что Хэтти должна быть благодарна самой себе - именно ее пробы Селзник признал наилучшими.



Когда фильм был закончен, Селзнику намекнули, что на премьеру в Атланте Хэтти лучше не брать. Законодательство штата Джорджия в ту пору было расистским (да-да, через много лет после победы Севера!), и Хэтти пришлось бы столкнуться с унижениями типа «отель для черных», «места для черных» и т.д. Селзник не хотел скандала, и они с Хэтти договорились, что на премьеру она не едет. Но скандал поднял Гейбл, заявивший, что в таком случае, он не едет в Атланту тоже. Уговаривать Кларка пришлось самой Хэтти - ведь скандал в первую очередь отразился бы на ее карьере. В конечном итоге, в южные штаты Хэтти не поехала, зато Селзник пообещал, что в Голливуде и северных штатах ее будут продвигать как одну из главных героинь фильма - наравне с Оливией де Хэвиленд. Селзник добился для нее номинации - но ее победа даже для него была полным сюрпризом. Это была настоящая сенсация. Хэтти плакала и благодарила тех, кто выбрал ее - и от себя, и от всей своей расы. Актриса признавала, что у нее много от Мамушки. «Я думаю, что я понимаю ее. Хотя моя бабушка работала на плантации, совсем не похожей на Тару».



После «Унесенных ветром» Хэтти часто играла горничных, за что ей доставалась от организаций, защищающих права цветного населения. Актриса отшучивалась, что это вопрос денежный - «Лучше играть служанку, чем быть ею». Хэтти была открытой и щедрой женщиной. Не будучи богатой, она часто выручала тех, кому жилось еще хуже. Во время войны Хэтти участвовала в Голливудском «Комитете Победы». Комитет отправлял «звезд» развлекать солдат в части и госпитали, а Хэтти отвечала за «негритянскую» часть труппы.



Популярная, успешная актриса, Хэтти все равно сталкивалась с проявлениями расизма. Ее и других голливудских «черных» звезд белые соседи пытались выселить из собственных домов, прибегая к законам, по которым «черные» не должны жить рядом с «белыми». После нескольких судебных процессов Хэтти удалось отстоять свои права. Она смогла жить в своем собственном двухэтажном доме с 17-ю комнатами - то, о чем дочь бывших рабов раньше и мечтать не могла! Хэтти даже устраивала собственные вечеринки (неслыханная дерзость!), которые Голливуд бы игнорировал, но… Все знали, что Кларк Гейбл не пропустит ни одной вечеринки Хэтти. За Королем подтягивались и остальные.



Хэтти была замужем четырежды, в основном, неудачно. Ее первый муж был много старше, и умер через несколько лет после их свадьбы. Второй раз она вышла замуж в конце 30-х - но разочаровалась в муже через несколько месяцев. Третий ревновал ее к ее успеху в карьере и угрожал убить. Четвертый пытался вмешиваться в ее работу и вредить ей. Он так довел актрису, что она - незлобная женщина - специально отписала ему 1 цент в завещании - чтобы ему больше гарантированно ничего не досталось. Хэтти не была феминисткой, но она хотела - и имела право - идти своим путем. За это ей пришлось заплатить одиночеством.

Хэтти всю жизнь жалела о том, что у нее «не получилось» с детьми. Она очень хотела ребенка, но единственная беременность оказалась ложной.

Хэтти умерла в 1957 году от рака молочной железы. Она знала, что скоро умрет и хотела упокоиться на голливудском кладбище. Но ей в очередной раз напомнили - «белые» и «черные» не могут быть вместе - даже в земле. Хэтти выбрала другое кладбище. Через много лет новый директор кладбища захотел перенести прах Хэтти на «законное место», но ее родня не захотела тревожить прах актрисы. Тогда в честь Хэтти на кладбище поставили маленький памятник.



марка в честь Хэтти

Для нас актриса Хэтти МакДэниэл всегда будет только Мамушкой из «Унесенных ветром». А для афроамериканских актеров, скажем, для голливудской актрисы МоНик она- символ того, что невозможное возможно, что талант важнее цвета кожи. МоНик, выбравшая Хэтти своим идеалом, вспомнила о ней, получая свой «Оскар». И если драматичную историю жизни Хэтти экранизируют - возможно, МоНик сыграет МакДэниэл и покажет нам, как нелегко было стать первой афромериканкой, получившей «Оскар».

(с) Елена ЦЫМБАЛ

мои статьи, кино, биографии, "золотой век" Голливуда

Previous post Next post
Up