Жан-Луи Трентиньян: Мужчина, кино и женщины

Dec 11, 2010 23:16



Жану-Луи Трентиньяну - 80 лет. Последние десять лет мы не видим его на экране, а ведь еще в конце 90-х казалось, что во французском кино он был, есть и будет. Да. Ему было за 70, но в его работах от актера исходило ощущение такой огромной внутренней силы, такой энергии, что невольно думалось - нет, Трентиньяну рано еще уходить на покой…

Возраст ударил по Жану-Луи куда меньше, чем по его более молодым коллегам Бельмондо и Делону, которые утратив - один - несокрушимую мужественность, другой - редкую красоту - стали выглядеть забавно и даже несколько архаично. Трентиньян же никогда не рассчитывал на свои внешние данные. Хрупкий, сдержанный, с малозаметной "стертой" внешностью интеллигента или профессионального шпиона, он брал другим - мощнейшим во французским кино актерским талантом, даром перевоплощения и переживания, чуждом национальной актерской "школе представления", ювелирной огранкой образов. А так же тем, что даже на вершине славы Трентиньян никогда не позволял себе халтурить, идти "в тираж", бесконечно изображая одну и ту же маску, и этим "вытягивал" каждый фильм со своим участием на более высокий уровень. И это был не альтруизм трудоголика, а точный расчет - ведь "с кривой дорожки" массового кино можно и не вернуться. И годы доказали, что актер был прав. Жан-Луи Трентиньян - в большей мере, чем кто либо иной - лицо французского интеллектуального кинематографа ХХ века, воплощение его силы, мастерства и мудрости.


Даже сейчас трудно поверить, что Трентиньян - с молодости серьезный, спокойный и даже застенчивый - родом с юга Франции. Юга, который традиционно ассоциируется у нас с гасконской живостью д'Артаньяна и провансальским бахвальством Тартарена из Тараскона. Но, тем не менее, это так. Жан-Луи родился в Провансе, в городке Пон-Сент-Эспри. Его отец - Рауль Трентиньян - был владельцем местной кондитерской фабрики, и много лет подряд избирался мэром города. Его жена, как и положено первой даме, каждый год участвовала в организации городских карнавалов и привлекала к этому занятию всю семью. Маленький Жан-Луи, золотоволосый, с тонкими чертами лица, очень похожий на девочку, неизменно изображал "пастушек" - он ехал в одной из карнавальных повозок и разбрасывал букетики цветов.

Идиллия закончилась в 1940 году, когда началась война. Прованс попал в "сферу влияния" фашистской Италии и вскоре был оккупирован. Рауль Трентиньян ушел в партизаны, его жену арестовали, а Жан-Луи и его старший брат, не долго думая, скрылись в горах, в пещере. Питались они рыбой, выловленной в текущей неподалеку речке, часть рыбы обменивали на хлеб в соседней деревне. "Это было опасно и могло плохо закончиться, - вспоминал позже Трентиньян, - но для нас это было приключение". К счастью, такая жизнь ребят продолжалась недолго - с наступлением холодов друзья отца переправили их в безопасное место.

После войны семья Трентиньянов переехала в Авиньон, где и прошла юность Жана-Луи. Он не очень преуспевал в учебе, зато интересовался поэзией, классической музыкой, живописью. "Я тогда участвовал в любительских спектаклях, и даже намарал кошмарную бульварную пьеску... В 19 лет я был вынужден признаться себе, что желая посвятить жизнь искусству, я не блистаю дарованиями ни в какой области - не умею ни писать, ни рисовать, у меня нет никаких способностей к музыке. А вот играть на сцене у меня получалось чуть лучше, чем у других. Поэтому я и решил стать актером".



Уверенность юного Трентиньяна в том, что актерство - его призвание, в Париже поначалу не разделял никто. Французский театр того времени делал ставку на броскую внешность, сильный голос и раскрепощенность. Всего этого у Трентиньяна не было и в помине. Но он старательно и упорно работал - исправлял свое провансальское произношение, до блеска оттачивал актерскую технику, боролся с собственной зажатостью и застенчивостью, обнаружил поразительную способность к импровизации.

Результаты его стараний оценили высоко, и актера даже пригласили в самую модную труппу того времени, Национальный Народный Театр Жана Вилара. Премьером там был Жерар Филипп, а юный Жан-Луи играл второплановые и эпизодические роли. Для вчерашнего студента это было прекрасно, но... Платили в ННТ до смешного мало, а поскольку Трентиньян был не из тех, кто просит помощи у родителей, у него появились долги, и довольно приличные. Способом подправить материальное положение, для юноши стало кино. Тогда он еще не представлял, как быстро и бесповоротно оно изменит его жизнь - и личную, и творческую.



Личная жизнь изменилась первой, в 1955 году, на съемках фильма "... И Бог создал женщину". Жан-Луи пришел, увидел и влюбился - в юную Бриджит Бардо. Вообще-то, к тому времени он был уже женат - на сокурснице, молодой талантливой актрисе Стефан Одран. Но после встречи с Бриджит брак, как и соображения приличия (Бардо была женой Роже Вадима, ставившего фильм) были забыты. Бриджит была столь откровенно, вызывающе и пленительно хороша, что перед ней не устоял бы и святой.

Их жизнь напоминала "рай в шалаше". "Мы жили где придется, спали где получится и даже не замечали этого. Мы просто утопали в любви и счастье", - впоследствии писала Бардо. Трентиньян был более сдержанным в воспоминаниях, но и он как-то назвал роман с Бриджит "единственным сумасшествием в своей жизни".



Расставание с экс-супругами прошло на удивление безболезненно. Жан-Луи сохранил дружбу и со Стефан, и с Вадимом. Но его страстный роман с Бардо не выдержал другого испытания - расстоянием. В 1956 году Трентиньяна забрали в армию, а Бриджит, время от времени приезжавшая его навещать, внезапно влюбилась - в популярного певца и шоумена Жильбера Беко, с которым готовила рождественскую программу. Жан-Луи не подозревал об измене, пока однажды, внезапно нагрянув домой, не застал классическую пикантную сцену. Он собрал вещи и ушел. Какое-то время Бриджит пыталась вернуть его, но потом оба поняли, что страсти пришел конец. Десятилетия спустя в мемуарах Бардо назовет Жана-Луи главной любовью своей жизни, любовью, которую она по молодости и глупости не сумела сохранить.

Кроме болезненного разрыва с Бриджит, Жана-Луи ждали и другие неприятности. За время службы в армии его забыли в мире кино, и больше не приглашали на съемки. Руку помощи ему протянул Роже Вадим, снявший его в "Опасных связях - 60" в роли Дансени. Увидев Трентиньяна в этом фильме, Дино Ризи дал ему большую роль в "Обгоне", что положило начало многолетнему "роману" актера с итальянским кино.

Другим большим успехом стала роль Гамлета в театре «Студио» на Елисейских Полях. Репетиции продолжались почти год. Премьера прошла с огромным успехом. После пятнадцати представлений в Париже спектакль повезли в Марсель. Южане устроили Трентиньяну триумфальный прием. «То, что он сделал в Гамлете, - писал один из критиков, - и то, что он делает вообще, есть нечто прямо противоположное актерскому «номеру». Он добивается сдержанности, доходит до аскетизма, до неподвижности. Своей властью над зрителями он обязан богатству своего воображения». В образ Гамлета Трентиньян вложил свои мучительные раздумья, свой жизненный опыт последних лет. Принца датского он играл как человека, который «укрывается в безумии, чтобы спастись от окружающей его глупости и посредственности. Это - антигерой. Это могла бы быть роль моей жизни. Благодаря ей я понял больше, чем за все годы работы в кино».



Однако настоящий международный успех к Трентиньяну пришел только после "Мужчины и женщины" Лелуша. В этом фильме актер не просто играл - он получил свободу импровизировать, и даже участвовать в создании биографии своего персонажа - именно Жан-Луи предложил сделать героя автогонщиком (сам он тоже мечтал о гонках, ведь он был племянником популярного автогонщика). "То был фильм, снятый кинолюбителем, потрясающим - в ту пору - режиссером. "Мужчина и женщина" не только прославил Клода, Анук и меня - мы еще и получили море удовольствия, снимаясь в этом фильме". Впоследствии Трентиньян и Лелуш сделали вместе еще четыре картины, и после "Мужчины и женщины 20 лет спустя" расстались в весьма прохладных отношениях. "Лелуш перестал доверять нам с Эме, и решил сдобрить сюжет множеством современных трюков. Это было обидно..."

Правда, все это пришлось уже на 80-е годы. А в 60-70 годах, после успеха "Мужчины и женщины", Жан-Луи "делал" одну великолепную роль за другой. Он снимался почти у всех знаменитых французских режиссеров, но предпочитал им итальянцев. Да и сейчас, на склоне лет, Трентиньян по-прежнему непатриотичен в пристрастиях - он с особой теплотой говорит о Бертолуччи и Этторе Скола, а последнего даже причисляет к числу немногих своих друзей.



Во Франции Жан-Луи чаще всего снимался в фильмах своей второй жены - Надин Маркан-Трентиньян. Их брак - поначалу образцовый - разрушила страшная трагедия. В 1969 году их младшая дочь, семимесячная Поль, задохнулась в своей кроватке. "После этого во мне что-то сломалось. Люди примиряются со смертью родителей. Но со смертью ребенка примириться невозможно..." Будучи людьми творческими, Трентиньян и его жена выплеснули свою боль на экран. Он сыграл свою лучшую роль - в "Конформисте" Б.Бертолуччи. «Этот фильм, - говорил впоследствии Трентиньян, - стоил мне очень дорого. Он меня буквально растерзал»



Надин же - сняла фильм о паре, потерявшей маленького ребенка - "Это случается только с другими". Естественно, Жан-Луи в нем играть не смог. Его роль досталась Мастроянни.

Хотя в семье росли еще дети - Мари и Венсан, брак Жана-Луи и Надин потихоньку стал умирать. На съемках одного из следующих фильмов Трентиньян увлекся Роми Шнайдер, и хотя их короткий роман ни к чему серьезному не привел, это был очередной шаг к разрыву с женой. "По статистике, после такой трагедии, какую пережили мы, 90 процентов браков распадаются. Мы не стали исключением". Но они расстались друзьями, и впоследствии Жан-Луи не раз играл в фильмах Надин.



В 1975 году Трентиньяна постиг еще один удар: он узнал, что его старший брат Фернан болен раком и жить ему осталось не более полугода. Жан Луи бросил все дела. Он купил ему гоночную машину, и они устроили себе «веселые каникулы». Разумеется, Фернан ничего не знал о своей болезни. Он чувствовал себя на удивление хорошо и был счастлив. Увы, диагноз врачей был точным, и вскоре его не стало…

В 80-е годы Трентиньян снимался много - в двух-трех фильмах в год. Он сыграл у Трюффо - в тонкой пародии на триллеры в духе Хичкока - "Веселенькое воскресенье", сотрудничал с ведущими режиссерами всей Европы - Э.Сколой, Ф.Лабро, А.Тешине, И.Сабо, Р.Варнье и многими другими.



В июне 1998 года Трентиньян заявил, что уходит из кино. За это время он снялся в 110 фильмах. Одной из последних его прекрасных работ стала лента Кесьлевского «Три цвета: красный». «Я играю старого желчного типа, который открывается благодаря духовной красоте молодой женщины.Ничего сексуального. Этот тип полон злости и горечи, и он начинает искать в себе хорошее. История искупления…» Впрочем, совсем ремесло Трентиньян не забросил: он вместе с дочерью сделал спектакль по стихам Апполинера.

Дочь актера Мари выросла и стала популярной актрисой. Жан-Луи играл с ней в "Террасе", "Будущим летом", "Женском бунте". Он очень гордился дочерью и особенно тем, что Мари - в отличие от него - много играла в театре. "Она - хорошая девочка, умница. Мне нравится, как она относится к работе - очень серьезно, без примеси карьеризма".



Говорят, молния не попадает дважды в одно дерево. Трентиньян и Надин стали печальным исключением. В 2003 году им пришлось хоронить еще одного ребенка - умницу-дочь. У Мари всегда была сложная личная жизнь - четверо детей от четырех разных мужчин, один неудачный брак… Ей, выросшей со спокойным, чувствительным и очень сдержанным отцом, нравились брутальные мужчины. В 2003 году на съемках в Вильнюсе ее бойфренд - музыкант Бертран Канта избил ее ногами и оставил в таком состоянии в номере. Когда Мари нашли, она была уже в коме. Ее перевезли во Францию, пытались спасти - но все было бесполезно.

После смерти дочери Трентиньян ушел из профессии насовсем. «Я, конечно, не думаю, что кинематограф перестанет существовать, но очевидно, что он утрачивает свое прежнее значение. Причина как раз в том, что уходят в прошлое те самые качества - простота, наивность, - которые необходимы для восприятия этого искусства - кино».

Великий актер, возможно, лучший французский актер ХХ века, сейчас предпочитает просто жить. В Провансе у него несколько гектаров виноградников и винодельческое хозяйство, дающее 20 тысяч бутылок вина в год. У него есть младший сын Венсан, но Жан-Луи видится с ним редко, предпочитая жить отшельником.



Жизнь подарила ему много побед, но цена, которую пришлось за них заплатить, оказалась очень высокой.

(с) Елена ЦЫМБАЛ

мои статьи, кино, биографии, фотки

Previous post Next post
Up