Жану-Луи Трентиньяну - 80 лет. Последние десять лет мы не видим его на экране, а ведь еще в конце 90-х казалось, что во французском кино он был, есть и будет. Да. Ему было за 70, но в его работах от актера исходило ощущение такой огромной внутренней силы, такой энергии, что невольно думалось - нет, Трентиньяну рано еще уходить на покой…
Возраст ударил по Жану-Луи куда меньше, чем по его более молодым коллегам Бельмондо и Делону, которые утратив - один - несокрушимую мужественность, другой - редкую красоту - стали выглядеть забавно и даже несколько архаично. Трентиньян же никогда не рассчитывал на свои внешние данные. Хрупкий, сдержанный, с малозаметной "стертой" внешностью интеллигента или профессионального шпиона, он брал другим - мощнейшим во французским кино актерским талантом, даром перевоплощения и переживания, чуждом национальной актерской "школе представления", ювелирной огранкой образов. А так же тем, что даже на вершине славы Трентиньян никогда не позволял себе халтурить, идти "в тираж", бесконечно изображая одну и ту же маску, и этим "вытягивал" каждый фильм со своим участием на более высокий уровень. И это был не альтруизм трудоголика, а точный расчет - ведь "с кривой дорожки" массового кино можно и не вернуться. И годы доказали, что актер был прав. Жан-Луи Трентиньян - в большей мере, чем кто либо иной - лицо французского интеллектуального кинематографа ХХ века, воплощение его силы, мастерства и мудрости.
Даже сейчас трудно поверить, что Трентиньян - с молодости серьезный, спокойный и даже застенчивый - родом с юга Франции. Юга, который традиционно ассоциируется у нас с гасконской живостью д'Артаньяна и провансальским бахвальством Тартарена из Тараскона. Но, тем не менее, это так. Жан-Луи родился в Провансе, в городке Пон-Сент-Эспри. Его отец - Рауль Трентиньян - был владельцем местной кондитерской фабрики, и много лет подряд избирался мэром города. Его жена, как и положено первой даме, каждый год участвовала в организации городских карнавалов и привлекала к этому занятию всю семью. Маленький Жан-Луи, золотоволосый, с тонкими чертами лица, очень похожий на девочку, неизменно изображал "пастушек" - он ехал в одной из карнавальных повозок и разбрасывал букетики цветов.
Идиллия закончилась в 1940 году, когда началась война. Прованс попал в "сферу влияния" фашистской Италии и вскоре был оккупирован. Рауль Трентиньян ушел в партизаны, его жену арестовали, а Жан-Луи и его старший брат, не долго думая, скрылись в горах, в пещере. Питались они рыбой, выловленной в текущей неподалеку речке, часть рыбы обменивали на хлеб в соседней деревне. "Это было опасно и могло плохо закончиться, - вспоминал позже Трентиньян, - но для нас это было приключение". К счастью, такая жизнь ребят продолжалась недолго - с наступлением холодов друзья отца переправили их в безопасное место.
После войны семья Трентиньянов переехала в Авиньон, где и прошла юность Жана-Луи. Он не очень преуспевал в учебе, зато интересовался поэзией, классической музыкой, живописью. "Я тогда участвовал в любительских спектаклях, и даже намарал кошмарную бульварную пьеску... В 19 лет я был вынужден признаться себе, что желая посвятить жизнь искусству, я не блистаю дарованиями ни в какой области - не умею ни писать, ни рисовать, у меня нет никаких способностей к музыке. А вот играть на сцене у меня получалось чуть лучше, чем у других. Поэтому я и решил стать актером".
Уверенность юного Трентиньяна в том, что актерство - его призвание, в Париже поначалу не разделял никто. Французский театр того времени делал ставку на броскую внешность, сильный голос и раскрепощенность. Всего этого у Трентиньяна не было и в помине. Но он старательно и упорно работал - исправлял свое провансальское произношение, до блеска оттачивал актерскую технику, боролся с собственной зажатостью и застенчивостью, обнаружил поразительную способность к импровизации.
Результаты его стараний оценили высоко, и актера даже пригласили в самую модную труппу того времени, Национальный Народный Театр Жана Вилара. Премьером там был Жерар Филипп, а юный Жан-Луи играл второплановые и эпизодические роли. Для вчерашнего студента это было прекрасно, но... Платили в ННТ до смешного мало, а поскольку Трентиньян был не из тех, кто просит помощи у родителей, у него появились долги, и довольно приличные. Способом подправить материальное положение, для юноши стало кино. Тогда он еще не представлял, как быстро и бесповоротно оно изменит его жизнь - и личную, и творческую.
Личная жизнь изменилась первой, в 1955 году, на съемках фильма "... И Бог создал женщину". Жан-Луи пришел, увидел и влюбился - в юную Бриджит Бардо. Вообще-то, к тому времени он был уже женат - на сокурснице, молодой талантливой актрисе Стефан Одран. Но после встречи с Бриджит брак, как и соображения приличия (Бардо была женой Роже Вадима, ставившего фильм) были забыты. Бриджит была столь откровенно, вызывающе и пленительно хороша, что перед ней не устоял бы и святой.
Их жизнь напоминала "рай в шалаше". "Мы жили где придется, спали где получится и даже не замечали этого. Мы просто утопали в любви и счастье", - впоследствии писала Бардо. Трентиньян был более сдержанным в воспоминаниях, но и он как-то назвал роман с Бриджит "единственным сумасшествием в своей жизни".
Расставание с экс-супругами прошло на удивление безболезненно. Жан-Луи сохранил дружбу и со Стефан, и с Вадимом. Но его страстный роман с Бардо не выдержал другого испытания - расстоянием. В 1956 году Трентиньяна забрали в армию, а Бриджит, время от времени приезжавшая его навещать, внезапно влюбилась - в популярного певца и шоумена Жильбера Беко, с которым готовила рождественскую программу. Жан-Луи не подозревал об измене, пока однажды, внезапно нагрянув домой, не застал классическую пикантную сцену. Он собрал вещи и ушел. Какое-то время Бриджит пыталась вернуть его, но потом оба поняли, что страсти пришел конец. Десятилетия спустя в мемуарах Бардо назовет Жана-Луи главной любовью своей жизни, любовью, которую она по молодости и глупости не сумела сохранить.
Кроме болезненного разрыва с Бриджит, Жана-Луи ждали и другие неприятности. За время службы в армии его забыли в мире кино, и больше не приглашали на съемки. Руку помощи ему протянул Роже Вадим, снявший его в "Опасных связях - 60" в роли Дансени. Увидев Трентиньяна в этом фильме, Дино Ризи дал ему большую роль в "Обгоне", что положило начало многолетнему "роману" актера с итальянским кино.
Другим большим успехом стала роль Гамлета в театре «Студио» на Елисейских Полях. Репетиции продолжались почти год. Премьера прошла с огромным успехом. После пятнадцати представлений в Париже спектакль повезли в Марсель. Южане устроили Трентиньяну триумфальный прием. «То, что он сделал в Гамлете, - писал один из критиков, - и то, что он делает вообще, есть нечто прямо противоположное актерскому «номеру». Он добивается сдержанности, доходит до аскетизма, до неподвижности. Своей властью над зрителями он обязан богатству своего воображения». В образ Гамлета Трентиньян вложил свои мучительные раздумья, свой жизненный опыт последних лет. Принца датского он играл как человека, который «укрывается в безумии, чтобы спастись от окружающей его глупости и посредственности. Это - антигерой. Это могла бы быть роль моей жизни. Благодаря ей я понял больше, чем за все годы работы в кино».
Однако настоящий международный успех к Трентиньяну пришел только после "Мужчины и женщины" Лелуша. В этом фильме актер не просто играл - он получил свободу импровизировать, и даже участвовать в создании биографии своего персонажа - именно Жан-Луи предложил сделать героя автогонщиком (сам он тоже мечтал о гонках, ведь он был племянником популярного автогонщика). "То был фильм, снятый кинолюбителем, потрясающим - в ту пору - режиссером. "Мужчина и женщина" не только прославил Клода, Анук и меня - мы еще и получили море удовольствия, снимаясь в этом фильме". Впоследствии Трентиньян и Лелуш сделали вместе еще четыре картины, и после "Мужчины и женщины 20 лет спустя" расстались в весьма прохладных отношениях. "Лелуш перестал доверять нам с Эме, и решил сдобрить сюжет множеством современных трюков. Это было обидно..."
Правда, все это пришлось уже на 80-е годы. А в 60-70 годах, после успеха "Мужчины и женщины", Жан-Луи "делал" одну великолепную роль за другой. Он снимался почти у всех знаменитых французских режиссеров, но предпочитал им итальянцев. Да и сейчас, на склоне лет, Трентиньян по-прежнему непатриотичен в пристрастиях - он с особой теплотой говорит о Бертолуччи и Этторе Скола, а последнего даже причисляет к числу немногих своих друзей.
Во Франции Жан-Луи чаще всего снимался в фильмах своей второй жены - Надин Маркан-Трентиньян. Их брак - поначалу образцовый - разрушила страшная трагедия. В 1969 году их младшая дочь, семимесячная Поль, задохнулась в своей кроватке. "После этого во мне что-то сломалось. Люди примиряются со смертью родителей. Но со смертью ребенка примириться невозможно..." Будучи людьми творческими, Трентиньян и его жена выплеснули свою боль на экран. Он сыграл свою лучшую роль - в "Конформисте" Б.Бертолуччи. «Этот фильм, - говорил впоследствии Трентиньян, - стоил мне очень дорого. Он меня буквально растерзал»
Надин же - сняла фильм о паре, потерявшей маленького ребенка - "Это случается только с другими". Естественно, Жан-Луи в нем играть не смог. Его роль досталась Мастроянни.
Хотя в семье росли еще дети - Мари и Венсан, брак Жана-Луи и Надин потихоньку стал умирать. На съемках одного из следующих фильмов Трентиньян увлекся Роми Шнайдер, и хотя их короткий роман ни к чему серьезному не привел, это был очередной шаг к разрыву с женой. "По статистике, после такой трагедии, какую пережили мы, 90 процентов браков распадаются. Мы не стали исключением". Но они расстались друзьями, и впоследствии Жан-Луи не раз играл в фильмах Надин.
В 1975 году Трентиньяна постиг еще один удар: он узнал, что его старший брат Фернан болен раком и жить ему осталось не более полугода. Жан Луи бросил все дела. Он купил ему гоночную машину, и они устроили себе «веселые каникулы». Разумеется, Фернан ничего не знал о своей болезни. Он чувствовал себя на удивление хорошо и был счастлив. Увы, диагноз врачей был точным, и вскоре его не стало…
В 80-е годы Трентиньян снимался много - в двух-трех фильмах в год. Он сыграл у Трюффо - в тонкой пародии на триллеры в духе Хичкока - "Веселенькое воскресенье", сотрудничал с ведущими режиссерами всей Европы - Э.Сколой, Ф.Лабро, А.Тешине, И.Сабо, Р.Варнье и многими другими.
В июне 1998 года Трентиньян заявил, что уходит из кино. За это время он снялся в 110 фильмах. Одной из последних его прекрасных работ стала лента Кесьлевского «Три цвета: красный». «Я играю старого желчного типа, который открывается благодаря духовной красоте молодой женщины.Ничего сексуального. Этот тип полон злости и горечи, и он начинает искать в себе хорошее. История искупления…» Впрочем, совсем ремесло Трентиньян не забросил: он вместе с дочерью сделал спектакль по стихам Апполинера.
Дочь актера Мари выросла и стала популярной актрисой. Жан-Луи играл с ней в "Террасе", "Будущим летом", "Женском бунте". Он очень гордился дочерью и особенно тем, что Мари - в отличие от него - много играла в театре. "Она - хорошая девочка, умница. Мне нравится, как она относится к работе - очень серьезно, без примеси карьеризма".
Говорят, молния не попадает дважды в одно дерево. Трентиньян и Надин стали печальным исключением. В 2003 году им пришлось хоронить еще одного ребенка - умницу-дочь. У Мари всегда была сложная личная жизнь - четверо детей от четырех разных мужчин, один неудачный брак… Ей, выросшей со спокойным, чувствительным и очень сдержанным отцом, нравились брутальные мужчины. В 2003 году на съемках в Вильнюсе ее бойфренд - музыкант Бертран Канта избил ее ногами и оставил в таком состоянии в номере. Когда Мари нашли, она была уже в коме. Ее перевезли во Францию, пытались спасти - но все было бесполезно.
После смерти дочери Трентиньян ушел из профессии насовсем. «Я, конечно, не думаю, что кинематограф перестанет существовать, но очевидно, что он утрачивает свое прежнее значение. Причина как раз в том, что уходят в прошлое те самые качества - простота, наивность, - которые необходимы для восприятия этого искусства - кино».
Великий актер, возможно, лучший французский актер ХХ века, сейчас предпочитает просто жить. В Провансе у него несколько гектаров виноградников и винодельческое хозяйство, дающее 20 тысяч бутылок вина в год. У него есть младший сын Венсан, но Жан-Луи видится с ним редко, предпочитая жить отшельником.
Жизнь подарила ему много побед, но цена, которую пришлось за них заплатить, оказалась очень высокой.
(с) Елена ЦЫМБАЛ