СБОР ГОЛОСОВ ПРОДОЛЖАЕТСЯ НА САЙТЕ ДЕМОКРАТОР.РУ
http://democrator.ru/problem/10640 Президенту Российской Федерации В.В. Путину
Открытое письмо представителей общественности
в связи с обеспокоенностью тревожной ситуацией в Большом театре
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Уже не в первый раз вокруг сердца культуры нашей страны - Государственного Академического Большого театра - разгораются скандалы, достигающие международного размаха. Однако в последнее время ситуация усугубилась - совершаются противозаконные действия уголовного и административного характера. Всё это наносит тяжелый урон не только культуре, но и репутации России как демократического государства, поэтому мы больше не можем молчать и оставаться в стороне. Мы просим Вашей помощи и личного вмешательства.
В ночь с 17 на 18 января 2013 года было совершено потрясшее всех нападение на художественного руководителя балетной труппы Большого театра Сергея Филина. Уже спустя несколько часов1 генеральный директор театра Анатолий Иксанов и начальник пресс-службы Катерина Новикова заявили о несомненной связи этого беспрецедентного случая с профессиональной деятельностью2 потерпевшего, а также о возможной причастности к инциденту кого-то из коллектива театра3. Это, безусловно, способствовало резкому повышению болезненного ажиотажа в СМИ, в том числе, иностранных4. Вскоре господин Иксанов посчитал возможным озвучить в контексте произошедшего имя одного из наиболее известных российскому и мировому зрителю артистов Большого театра: «Надеюсь, что Николай Цискаридзе не мог пасть так низко, но при этом всю нездоровую атмосферу в театре и вокруг создал именно он» ("Известия", 25 января 2013 г.)5. Таким образом Иксанов, являясь публичным деятелем и государственным служащим, открыто в прессе высказал свои немотивированные предположения относительно виновников преступления до того, как были обнародованы какие-либо выводы следствия.
Далее генеральный директор Большого театра, не приводя никаких доказательств, впрямую возложил на Н. Цискаридзе ответственность: a) за незаконные действия в отношении С. Филина (угрозы, взлом переписки), за которыми последовало нанесение тяжкого вреда здоровью; b) за организацию атаки на артиста Большого театра Геннадия Янина, заключавшуюся в хищении и опубликовании компрометирующих материалов ("Сноб", 5 февраля 2013 г.)6. Эти обвинения могут являться клеветой (ст.128.1 УК РФ), а также нарушением Презумпции невиновности, которая гласит: «Человек не виновен, пока не доказано обратное» (ст.14 УПК РФ и ст.49 Конституции РФ). Среди прочего Иксанов безапелляционно заявил: «...все, что случилось, - это закономерный итог того беспредела, который создавался в первую очередь Николаем Максимовичем Цискаридзе.»
В это же время в прессе и на телевидении проходит ряд программ и публикаций7, намекающих на причастность Николая Цискаридзе к организации покушения на Сергея Филина. Мы видим в этом прямую связь с провокационными и необоснованными высказываниями генерального директора. Кроме того, как стало известно, в ответ на заявления Цискаридзе в защиту своего имени администрация предприняла попытку организовать сбор подписей с целью объявления выговора артисту, однако акция не была поддержана коллективом театра8. Выговор, тем не менее, был ему объявлен; появилась информация о вынесении второго дисциплинарного взыскания, что может стать причиной увольнения9.Также последовала угроза о подаче судебного иска против Цискаридзе10 на основе его комментариев в масс-медиа о проводимой против него информационной кампании и роли дирекции в происходящем.
Подобные действия в отношении Народного артиста России, являющегося, без сомнения, лицом российского искусства и носителем традиций великого русского балета, рассматриваются нами как попытка разрушить деловую репутацию11 выдающегося танцовщика, уменьшить его авторитет в обществе и, возможно, тем самым подорвать доверие коллег и публики к занятой им принципиальной позиции относительно ситуации в Большом театре, дезавуировав в итоге высказанные им фактически обоснованные претензии к руководству. Замалчивание же проблем и устранение “неугодных”, не говоря о моральной стороне этого процесса, может впрямую помешать дальнейшему развитию Большого театра: Цискаридзе неоднократно выдвигал конструктивные предложения12 по улучшению сложившейся ситуации - в том числе, по устранению технических недочётов, которые неблагоприятно отражаются на рабочем процессе, по формированию репертуарного плана с учётом требований труппы и другим ключевым темам.
Мы, нижеподписавшиеся, считаем недопустимыми какие-либо репрессии против артистов и ограничение свободы их личных взглядов; своими подписями мы выражаем солидарность с мнением Николая Максимовича по вопросам прошедшей реконструкции исторического здания и его представлениями о дальнейших творческих и административных перспективах балетной труппы Большого театра. Всё случившееся дискредитирует не только прославленную российскую культуру и Большой балет, один из самых узнаваемых её символов, но и статус Российской Федерации как правового демократического государства, в котором каждый человек - независимо от положения - имеет право на защиту и справедливое отношение к себе13.
Мы надеемся, что Вы обратите самое пристальное внимание на происходящее в театре и посодействуете скорейшему решению приоритетных проблем;
- что будет исключена возможность какого-либо давления на следствие, а его подробные выводы будут представлены публике, за исключением деталей, касающихся личной жизни участников драмы;
- что руководство главного театра страны перестанет сводить счёты со служителями искусства, ставя тем самым под удар образ театра и государства;
- что в решении профессиональных вопросов будет учитываться мнение профессионалов;
- что репутация Большого театра будет восстановлена, а его артисты получат возможность целиком и полностью реализовывать себя в творчестве.
С уважением,
поклонники балета, постоянные зрители Большого театра
25 февраля 2013 года
--------------------------------------------------------------------------------
Ссылки на источники информации см. в Приложении
Приложение 1
Ссылки на источники информации
1)
http://lifenews.ru/news/109568 18 января 2013, 03:46
“Кто мог организовать такое чудовищное нападение, думаю, понятно всем. Это, скорее всего, люди, которые хотят занять пост художественного руководителя", - прокомментировала пресс-секретарь ГАБТа Катерина Новикова.
2)
http://www.1tv.ru/news/social/224236 18 января 2013, 07:30
"Я на 100% уверен, что это связано именно с его [С. Филина] профессиональной деятельностью", - говорит генеральный директор Государственного академического Большого Театра России Анатолий Иксанов.
http://ria.ru/culture/20130118/918720728.html 18 января 2013, 18:26
"То, что это связано с его профессиональной деятельностью - это совершенно однозначно", - сказал в пятницу Иксанов на брифинге в Большом.
3)
http://www.1tv.ru/news/social/224243 18 января 2013, 09:01
A.Иксанов: “Преступника нужно искать среди тех, кому было выгодно скомпрометировать руководство театра".
K.Новикова: “Мы никогда не думали, что война вот эта за роли, а не за недвижимость, не за нефть, может дойти до такого уровня криминала. И всегда казалось и хотелось верить, что люди, связанные с театром, обладают минимальной моралью".
4)
http://www.liberation.fr/culture/2013/01/18/le-directeur-artistique-du-bolchoi-agresse-a-l-acide-a-moscou_87495618 janvier 2013 à 11:30
(Libération перепечатывает заявления K. Новиковой Первому каналу от 18 января 2013, 09:01)
Le directeur artistique du Bolchoï agressé à l'acide à Moscou.
Elle a laissé entendre que cette attaque était probablement liée à des rivalités professionnelles. «Nous n’avions jamais pensé que la guerre pour les rôles pourrait en arriver à ce niveau criminel. Il nous a toujours semblé, et nous avons toujours voulu croire que les gens du monde du théâtre avaient un minimum de morale», a-t-elle dit.
http://www.reuters.com/article/2013/01/18/entertainment-us-russia-bolshoi-attack-idUSBRE90H0CX20130118Fri Jan 18, 2013 4:14pm EST
(REUTERS перепечатывает заявления A. Иксанова Первому каналу от 18 января 2013, 09:01)
“This two-week campaign has ended tragically and despicably," Iksanov said, adding that the culprit “should be sought among those for whom it was beneficial to compromise the theatre leadership”.
http://www.guardian.co.uk/stage/2013/jan/18/bolshoi-ballet-director-acid-attack?intcmp=239Friday 18 January 2013 19.28 GMT
Yekaterina Novikova, a spokeswoman for the Bolshoi: "The only thing I could imagine is that it is linked to his creative work at the Bolshoi Theatre."
http://www.lefigaro.fr/culture/2013/01/21/03004-20130121ARTFIG00583-crime-et-chatiment-au-bolchoi.php21/01/2013 à 06:00
"Samedi, M. Ixanov, directeur du Bolchoï, a déclaré que l'enquête était ouverte au sein du théâtre. C'est là qu'on espère trouver le coupable."
("В субботу [19.01.2013] г. Иксанов, директор Большого, заявил, что расследование было начато внутри театра. Там предполагается найти виновника.")
http://www.nytimes.com/2013/01/21/arts/dance/police-say-sulfuric-acid-was-used-in-attack-on-sergei-filin.html?ref=ellenbarry&_r=1&January 20, 2013
"Bolshoi officials said they were convinced that he [S. Filin] was targeted because of his work."
5)
http://izvestia.ru/news/543665#ixzz2KaFQ4XrZ 25 января 2013, 00:01
"Надеюсь, что Николай Цискаридзе не мог пасть так низко, но при этом всю нездоровую атмосферу в театре и вокруг создал именно он", - заявил Анатолий Иксанов.
6)
http://www.snob.ru/magazine/entry/57149 7)
http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si21/fi20938 "Человек и закон", 25 января 2013
http://www.colta.ru/docs/11012 "Искусство прямого действия", 21 января 2013
8)
http://www.mk.ru/culture/article/2013/01/25/803348-glavnyiy-zlodey-bolshogo.htmlМосковский Комсомолец № 26147, 26 января 2013
Цискаридзе: “Галина Степаненко, которая заступила вчера на пост и.о. худрука балета, сразу же созвала собрание, на котором стала убеждать педагогов подписать против меня очередное письмо. Не подписал никто! И я всем очень благодарен за проявленное гражданское мужество”.
9)
http://www.kp.ru/daily/26030/2948376/Комсомольская правда, 12 февраля 2013, 22:21
"Руководство решает вопрос о вынесении артисту второго выговора".
10)
http://rusnovosti.ru/news/245903/ 8 февраля 2013, 14:19
"Большой театр пригрозил Цискаридзе судом".
11)
http://www.telegraph.co.uk/culture/theatre/dance/9835340/Anatoly-Iksanov-interview-Evil-has-entered-the-Bolshoi.html7:00AM GMT 30 Jan 2013
"Tsiskaridze is like an abscess,” says Anatoly Iksanov, general director of the Bolshoi Theatre. “All his worldwide speaking bad about his own home which made him a star, and he is doing it and he never stops and he will not be stopped. Without any punishment or any reaction, he is free to do what he wants - it brings an unhealthy atmosphere inside the company. I am not ashamed to say it openly, because evil has now appeared here.”
“Several years ago,” he adds, “I spoke with Tsiskaridze, when he wanted to become director. I said to him: Nikolai, show me a programme! So, for reference he gave me a programme, but it was quite banal. Yes, we should have classics, but there was not any idea of ordering a new work, or commissioning a new thing.”
12)
http://tvrain.ru/articles/nikolaj_tsiskaridze_v_sobchak_zhivem-335121/ "СОБЧАК ЖИВЬЕМ", 10 января 2013
http://echo.msk.ru/programs/kulshok/848013-echo/#element-text "Культурный шок", 14 января 2012
http://www.youtube.com/watch?v=qMAtn-E9m8Y "Программа передач" Светланы Сорокиной, 10 ноября 2010
13)
http://online.wsj.com/article/SB10001424127887324329204578268130989344380.htmlThe Wall Street Journal, January 27, 2013, 11:03 p.m. ET
“Mr. Filin believes the crime was connected to his role at the Bolshoi. Given such violence, one has to wonder if Mr. Hallberg, who is currently in New York, might be better off sticking around instead of returning to Moscow as scheduled in June”.
http://www.guardian.co.uk/stage/2013/jan/18/sergei-filin-bolshoi-politics-acid-attack?intcmp=ILCMUSTXT9383The Guardian, Friday 18 January 2013 15.02 GMT
“Sergei Filin may be as much a victim of Bolshoi ballet politics as acid attack.
The company's internal dealings can be as murky and turbulent as state affairs - and Filin wouldn't be the first artistic director to pay the price”.
Приложение 2
Цитаты из интервью А.Г. Иксанова журналу "Сноб" (
http://www.snob.ru/magazine/entry/57149)
5 февраля 2013 года
«Усков: Цискаридзе причастен к скандалу с Яниным?
Иксанов: Для меня в этом нет сомнений. Кому было выгодно устранение Янина? Тогда Цискаридзе бился конкретно за должность художественного руководителя балета.»
«Усков: Другое постоянно предъявляемое вам обвинение - ошибки при реконструкции Большого. Тот же Цискаридзе постоянно жалуется на отсустствие окон в гримёрках, на скользкие полы в коридорах, на низкие потолки в репетиционных залах, которые, например, не позволяют поднять балерину.
Иксанов: Это во многом притянуто за уши или просто ложь. <..> Это чушь собачья! Коля [Цискаридзе] надеется прежде всего скомпрометировать руководство театра, которое к реконструкции, скажем так, не имело прямого отношения*.»
*18 января 2013 г. Иксанов заявляет, что преступника "нужно искать среди тех, кому было выгодно скомпрометировать руководство театра" (
http://www.1tv.ru/news/social/224243). Таким образом, проводимая им в прессе параллель представляется нам очевидной.
«Усков: Как вам кажется, кто стоит за этой историей?
Иксанов: У меня ощущение только одно: все, что случилось, - это закономерный итог того беспредела, который создавался в первую очередь Николаем Максимовичем Цискаридзе. <...> И вот эта наглость, беспардонность, затем вскрытие электронной почты Сергея, атака на его телефоны... Кстати, почерк абсолютно тот же, что был с Яниным. <..> В театре, в общем, ни у кого нет никаких сомнений, что к этой ситуации привела именно позиция Цискаридзе.
Усков: Здесь два разных почерка, по-моему. Один - действительно сходен с историей вокруг отставки Янина, другой - кислота в лицо - как будто из триллера.
Иксанов: Может быть и такое. Положим, Коля начал всё традиционно, как он, предполагаю, поступил и с Яниным, но финальную точку поставил некий сумасшедший.»
После сбора достаточного количества подписей обращение будет отправлено адресату и в ряд СМИ.