КНИГИ И ДРУГОЕ

Aug 14, 2016 21:06

Я пишу. Это помогает мне думать и дисциплинирует. Побочный Результат этого - книги и статьи, которые я публикую на своём сайте.

Книги сейчас две.

1. ЗДЕСЬ НЕТ РЕЦЕПТОВ. Исследование в управлении и его цель - устойчивый порядок в бизнесе

АННОТАЦИЯ
Книга называется «ЗДЕСЬ НЕТ РЕЦЕПТОВ. Исследование в управлении и его цель - устойчивый порядок в бизнесе».
В ней говорится о том, что:
• место исследования в управлении - не отдельно стоЯщее, а пронизывающее;
• управленческий учет - это либо исследование (и тогда он полезен), либо его имитация (и тогда он опасен).
И о том, почему:
• получается, что исследование заменяют бессмысленными манипуляциями с данными;
• такая подмена приводит к потере управляемости и устойчивости компании, и в итоге - к потере денег.
Еще в ней говорится о том, как:
• проводить исследование, чтобы его результат был пригоден для управления;
• заказать и получить такое исследование, а не его суррогат: как договариваться и чего требовать в ТЗ.
Плюс некоторые рассуждения о том, как люди думают, и как помочь себе в этом непростом деле.


ПРЕДИСЛОВИЕ
О чем книга
Естественный порядок
Все живое - упорядочено. Когда нарушается естественный порядок функционирования, живой организм болеет и умирает. Так и с коммерческими организациями: нарушение внутреннего порядка, подвижного равновесия неваляшки (оно же робастность) приводит к потере денег.
Устойчивым может быть только естественный порядок. Который устанавливается, когда люди действуют в соответствии со своими целями в данных условиях, и результаты решения ими конкретных задач двигают систему в целом к ее цели. В случае бизнеса эта цель всегда одна и та же: зарабатывать больше денег сейчас и в будущем.
Главное достоинство порядка - устойчивость. Это значит, что для поддержания естественного порядка не нужно прилагать специальных усилий, обычная деятельность сама по себе обеспечивает его. Очевидно, что на практике не всегда работа и взаимодействие людей в коммерческой организации складываются так, чтобы обеспечивать максимальный доход владельца. Но можно привести организацию к естественному для нее порядку, устойчивому и максимизирующему доход владельца сейчас и в будущем.
Чтобы понять, как это сделать, и нужно диагностическое исследование. Точнее, его «единоразовая» разновидность, когда исследование представляет собой некий акт, у которого есть начало и конец, и результатом является план изменений.
Это не единственный вид исследования, имеющий непосредственное отношение к управлению.
Управление и исследование
Место исследования в управлении гораздо шире и тоньше, чем обычно принято считать. Исследование - неотъемлемая часть управления. В основе каузальной задачи («что и как надо сделать» ) всегда лежит интеллектуальная. Не только в бизнесе, но и в быту и личных отношениях люди постоянно решают интеллектуальные задачи. Пожалуй, это самое привычное дело для всех нас, начиная с малышей. Настолько привычное, что мы даже не всегда замечаем его.
Управление невозможно без исследования, даже если речь об управлении автомобилем пьяным водителем. Даже не в состоянии стоять на ногах, он, как может, собирает информацию о дороге, о том, что вокруг и как ведет себя машина, как-то представляет, куда он хочет ехать, и следит за результатом своих действий. Может не смотреть в зеркала, но уж в лобовое стекло - обязательно. Трезвый водитель управляет автомобилем лучше в том числе, потому что располагает более полной и точной информацией и о происходящем снаружи автомобиля, и о поведении машины, и о собственных телодвижениях.
Так же исследование, иногда незаметно для владельца бизнеса и управленца, вплетается в его деятельность. Люди могут не замечать этого так же, как господин Журден не знал, что говорит прозой. Но этот вид исследования, непрерывный, текущий, фоновый, обязательно присутствует, и от его качества зависит в большой степени успех бизнеса.
Наиболее формализованная часть такого текущего исследования в организации - это управленческий учет. Который, к сожалению, нередко вырождается в аналитику без «рамки» исследования, не подчиненную решению конкретных задач.
Порядок и цельность задач
Порядок часто ассоциируют с насилием, и поэтому он вызывает протест. Нередко людям кажется, что упорядоченное - это антипод творческого и погубит всю свободу на корню. Подобные заблуждения возникают потому, что люди пытаются навязать друг другу (и самим себе) несвойственный им порядок.
О принципиальном отличии навязанного порядка от естественного хорошо написал Питер Друкер:
Мы не сможем организовать работников и работу соответственно новым технологиям, если отделим планирование от исполнения. Напротив, новые технологии требуют, чтобы рабочий как минимум на производстве в достаточном объеме занимался бы планированием. Чем больше он может спланировать, тем более он ответственен за то, что делает, тем выше производительность его труда. Если он делает лишь то, что ему приказали, пользы от этого не будет.
Первый вариант его книги был издан очень давно - в 1955 году, переиздание с исправлениями вышло в 1969 году. Идеи Друкера, таким образом, нельзя назвать новыми, однако на практике они применяются не так уж часто. Вероятно, потому что последовательное и добросовестное применение этих простых идей - дело совсем не легкое.
Чтобы успешно решать каузальные задачи, человек должен успешно решать интеллектуальные задачи, которые в них «вложены» . Для решения интеллектуальной задачи нужно ее полное условие, желание и способность этого человека решить эту задачу. Способность обеспечивается подбором людей соответствующей квалификации. Желание решать задачи такого типа и конкретно эту задачу определяется целями человека в данных условиях.
Полное условие задачи - не менее важное условие, чем два предыдущих. Неполнота условия и присутствие лишних данных часто не осознаются и не понимаются людьми. Особенно людьми исполнительными, которые полностью доверяют начальнику: если есть набор данных, значит, именно он и является полным и необходимым условием задачи, надо ее решать, и если не справился - сам виноват. Предоставление каждому сотруднику полных и не избыточных данных для решения порученных ему задач - тоже функция учета.
Понимание как результат исследования
Чтобы найти правильный порядок, нужно понять то, что собираешься упорядочить. Нет общего для всех рецепта, как нет общего для всех ботинка.
Как и в других делах, в работе консультанта, исследователя и аналитика есть критерий подлинности. Результатом качественной работы, полезным для принятия решений, является понимание, и только оно. Отличие понимания от описания и других результатов умственного труда подробно рассматривается в главе «Зачем описывать и понимать, и как это связано с изменениями» (раздел «Что получает заказчик»).
Если говорить коротко, то понимание - это и есть такой результат работы человека с информацией, который позволяет совершать целенаправленные действия вообще и изменения в организации в частности с предсказуемым результатом. Иначе говоря - это результат правильно и полностью решенной интеллектуальной задачи.
Понимание как результат может получиться только в результате определенного комплекса действий, который должен быть устроен определенным образом. Этот комплекс действий должен иметь своей целью обнаружение, выявление порядка, свойственного для данной системы.
Почему и для кого написана книга
Книга получилась из попытки изложить то, что мне казалось простым и самоочевидным. Как обычно бывает в таких случаях, оказалось, что все это совсем не просто.
Книга написана главным образом для заказчиков всех видов исследований и консультаций, в первую очередь это владельцы бизнесов. Большая часть книги написана с позиции исполнителя, и не только потому, что я бываю в этой роли чаще. Заказывая работу, результатом которой должно стать понимание, заказчик должен быть уверен, что его контрагент будет заниматься именно пониманием как процессом - это необходимо для понимания как результата. Поэтому заказчику полезно знать, что должно быть сделано, чтобы он получил результат, пригодный для управления и принятия решений вообще.
Изменения к лучшему в работе компании - это наведение порядка. Наведение порядка, в свою очередь, невозможно без понимания происходящего, а понимание как результат может быть достигнуто только в итоге процесса понимания. Эта книга - о том, что такое понимание как процесс, и как применить результат этого процесса для повышения эффективности работы компании.
И еще о том, что исследовательская деятельность, целью которой является понимание, уяснение смысла - это не удел избранных, а существенная часть жизни человека вообще. И если эту часть жизни проживать качественно, будет лучше.
Те, кто хочет заказать нечто, имеющее внешнее сходство с исследованием, но им не являющееся, тоже смогут узнать, как это нужно делать, чтобы не заказать случайно настоящее исследование человеку, который намерен заниматься именно им. Это поможет избежать конфликтов.
Благодарности
Олегу Шестопалову
Другу, учителю, няне и товарищу игр. Олег не только принимал живое участие в написании этой книги, в том числе, рецензировал ее отдельные главы и всю целиком. Некоторые ситуации, рассказанные в книге, мы проживали вместе, многие другие - обсуждали по мере того, как их проживала я. Сам факт его интереса к этому проекту поддерживал мое ощущение, что я работаю не зря. Спасибо, Олег!
Григорию Сапову
Он был первым, кому я показала зародыш черновика и рассказала про идею, и он независимо от меня подумал, что этот текст стоит сделать книжкой. Его замечания и комментарии к разделу «Базовые понятия» помогли мне привести эту часть книги в порядок. По крайней мере, сделать ее существенно лучше с моей точки зрения.
Александру Школьникову
Который согласился напечатать мою книгу в типографии. И напечатал!
Ренате Розовской
Которая не только осуществила корректуру, но и пометила цветом негладкие места в тексте (часть их я так и оставила, по-моему, так лучше). И еще в самом начале работы с текстом она сказала мне: «Не хочешь же ты сказать, что исследование имманентно управлению?!». И я поняла, что я именно это и хочу сказать. И совершенно напрасно не написала нигде в явном виде. Теперь об этом говорится в предисловии.
Юлии Бутриной
Которая продемонстрировала мне, что, по крайней мере, частично эту книгу способен понять двенадцатилетний ребенок. А также за некоторые суждения, процитированные в тексте. И отдельно - за совет по цвету обложки (он был принят).
И еще - всем, кто был объектом наблюдений. То есть вообще всем, кого я могла видеть, слышать и читать в течение жизни.
Как читать
Очень важные, с моей точки зрения, вещи, которые одновременно имеют свойство легко выскальзывать из памяти (видимо, вытесняясь заученными тезисами на ту же тему), я выписала на форзацах книги, чтобы их было удобно держать перед глазами, всегда было легко вспомнить и, может быть, немного сложнее забыть. Каждое объяснение на форзаце сопровождается маленькой картинкой. Эти картинки повторяются в основном тексте и служат символами соответствующих историй с форзацев.
С каких разделов книги начинать, а какие пропускать - зависит, разумеется, от цели чтения. Я бы рекомендовала для разных читателей нижеследующий порядок.
Предпринимателям - разделы «Что получает заказчик» и «Диагностическое исследование: процесс, результат, применение», там все написано коротко. Если стало интересно - остальные разделы, начиная с «Базовых понятий».
Тем, кто любит думать, есть смысл начать с «Экскурса в нейропсихологию», потом «Базовые понятия», и если все еще интересно - остальные разделы.
Аналитикам и исследователям - с форзацев. И далее, начиная с разделов «Базовые понятия» и «Мотивы и целеполагание», пока не надоест (остальную часть книги можно читать в любом порядке).
Разумеется, один и тот же человек может быть и предпринимателем, и любителем думать, или любителем думать и штатным аналитиком, и т.д. Но в разные моменты своей жизни мы выступаем в разных ролях, чувствуем себя то «тем», то «этим», и соответственно ведем себя. Кто Вы сейчас по отношению к этой книге?


ВВЕДЕНИЕ
Принцип построения книги
Книга построена по тому же принципу, что интеллектуальная деятельность человека. После раздела о базовых понятиях, на которые я опираюсь при изложении всего остального, идет раздел о том, кому и для чего нужно знание и понимание. Какую пользу можно извлечь из результата качественной работы с информацией, зачем нужно при заказе такой работы отдавать себе отчет в собственных целях, и почему важно при выполнении такой работы соблюдать некие принципы.
Когда «цели ясны, задачи определены», можно приниматься собственно за работу. Первое, что нужно сделать, принимаясь за любое дело - осознать себя как деятеля определенного типа (актора). Поэтому перед тем, как начать обсуждать принципы и методы собственно работы, я рассказываю о человеке в процессе решения интеллектуальных задач.
Интеллектуальная деятельность свойственна всем людям, поэтому части книги, в которых говорится о человеке в процессе интеллектуальной деятельности, универсальны, и адресованы в равной мере как заказчикам консультаций и исследований, так и тем, кто их производит. Эти разделы - «Экскурс в нейропсихологию» и «Мотивы и целеполагание».
Далее логично перейти к обсуждению подходов, методов и «подводных камней» исследований. Этим вопросам посвящены разделы «Начало работы», «Сумма технологий», «Диагностическое исследование: процесс, результат, применение» и «Иллюзии знаний (смысловые галлюцинации)».
Раздел «Заключение» подытоживает все предыдущие разделы.
Изложив «теорию», естественно, хочется привести какие-то примеры ее реализации на практике, при решении конкретных задач. Исследовательские задачи можно достаточно условно разделить на две группы. Первая группа - это типовые задачи, стратегия решения которых не зависит от содержания (или зависит немного и легко адаптируется). Вторая группа - уникальные задачи, для которых бессмысленно и вредно вырабатывать единую стратегию.
Учитывая крайнюю ограниченность области, в которой такие примеры имеют смысл в качестве «общего» знания, я описала в приложении несколько методик для относительно простых задач. Несмотря на то, что инструкции достаточно подробны, их исполнение должным образом - процесс не механический, а творческий.
Любопытно, что эти инструкции напоминают методы, разработанные нейропсихологами для реабилитации больных. Реабилитация в данном случае состоит в том, что людям помогают решать задачи, которые они из-за поражения мозга потеряли способность решать легко, быстро и в «свернутой» форме, как это делают здоровые люди с заданиями такого уровня сложности. Когда мы сталкиваемся с задачей, которую не можем решить «одним махом», полезно бывает «разложить» ее на элементы.
Структура книги
Основная часть книги начинается с раздела «Базовые понятия». Раздел служит двум целям. Во-первых, я хочу познакомить читателя с основными понятиями и представлениями, без владения которыми чтение остальной книги бесполезно и неинтересно. Во-вторых, мне нужно продемонстрировать тем, кто этими понятиями владеет, что ими владеет также и автор.
Раздел «Что получает заказчик» - о том, зачем платить деньги за работу с информацией, что можно таким способом купить, как отличить хороший товар от негодного, и что с ним потом делать (для чего использовать). Чтобы компания приносила больше денег, нужно что-то изменить в управлении ею. Что именно? Готовых рецептов масса, но в жизни они не работают. Для полезных, осмысленных изменений нужно понимание происходящего (в том числе, причин проблем) и воля владельца бизнеса. Воля у каждого своя, ее не купишь. А понимание купить можно, и именно за него и имеет смысл платить консультанту.
В разделе рассматриваются следующие темы: зачем описывать и понимать, и как это связано с изменениями; типы контрактов; как выглядит порядок. Завершают раздел два примера, помогающие понять, как выглядит то, о чем идет речь.
Следующие два раздела - о человеке в роли исследователя.
«Экскурс в нейропсихологию» написан на базе работ нейропсихологов Луриевской школы системного анализа. Эмпирические наблюдения (и самонаблюдения) за процессом понимания и исследования интересно сопоставить с результатами научных исследований. Я выбрала действительно научные исследования, авторы которых формулировали гипотезы и корректно проверяли их экспериментами. С удовлетворением сообщаю, что их результаты вполне согласуются с моими наблюдениями и позволяют посмотреть на них под новым углом.
Как и любая целенаправленная деятельность, исследование, поиск смысла, наведение порядка не могут существовать без соответствующих мотивов и постановки цели себе самому. Если попытаться осуществить эти действия с какими-то иными целями, получится, естественно, совершенно другой результат. Раздел «Мотивы и целеполагание» - о том, что именно получится в этом случае, а также о том, как живет в ходе исследования тот, кто его осуществляет.
Определив цели работы и ее исполнителя, можно приступить к описанию собственно деятельности. Об этом рассказывается в трех разделах: «Начало работы», «Сумма технологий» и «Диагностическое исследование: процесс, результат и применение». Первые два раздела относятся больше к исполнителям, а третий - в равной мере к заказчикам и исполнителям.
«Начало работы» - как следует из названия - это раздел о том, как и с чего начинать работу, и почему с этого, а не наоборот. Первый этап обычно либо ощущается как немного бессмысленный, либо таковым оказывается с точки зрения результата. Это нормально, у этого начального этапа свои особенности и свои задачи, и для всего дальнейшего процесса он важен вне зависимости от его формальных результатов.
Второй раздел этой части называется «Сумма технологий». В нем говорится о том, как исследовать, чтобы найти смысл. Исследование - это не шкаф, обойтись пошаговой инструкцией и набором болтов и гаек не получится. Поэтому я перечисляю основные частные задачи и группы методов, и ошибки, которые ведут к потере смысла при попытках решать эти задачи и применять эти методы. Автор не претендует на полноту, но:
- обсуждаемые задачи, методы и подходы встречаются очень часто;
- если научиться грамотно обращаться с ними, это поможет избегать ошибок и в случае других задач, методов и подходов.
И заключительный раздел части о собственно исследовательской деятельности называется «Диагностическое исследование: процесс, результат и применение». В нем рассказывается о стратегии исследования (а также о том, почему ее нельзя описать заранее более «точно и подробно», чем это сделано здесь), его результатах (годных и негодных) и их применении.
«Заключение» - о том, что я хотела бы сказать с самого начала, но не могла без предварительного изложения всего содержимого книги. О роли и месте исследования в управлении - оно гораздо шире и тоньше, чем обычно принято считать. И о том, как применять результаты исследований (а не только для чего - об этом говорится в начале книги).
И в приложении дано несколько развернутых инструкций к некоторым видам работ. Этот раздел может разочаровать, потому что инструкции из него не относятся к собственно исследованиям для управления. Но я предпочла честно разочаровать, чем ложно очаровать: для внутрикорпоративных диагностических исследований инструкции такого типа бессмысленны.
Терминология
Новых терминов я почти не ввожу, а если ввожу, подробно объясняю. По-моему, их всего два. Один - исследовательская «рамка» анализа, ему посвящена целая глава «Исследование vs анализ». Второй - «первичное поле», ему тоже посвящена целая глава «Первичное поле и ход исследования».
«Руководящие и направляющие» метафоры и истории - см. на форзацах.
Границы темы
Книга - не об управлении как таковом и не о консультировании во всем его многообразии. Я рассказываю об исследовании, понимании и наведении порядка как непрерывном процессе, пронизывающем всю жизнь бизнеса. Можно назвать это диагностикой.
Роль исследования и понимания в управлении можно сравнить с ниточками у марионетки: можно чувствовать ее положение и менять его только если нитки протянуты от всех нужных точек, не перевиты друг с другом, минимально эластичны, и мы знаем, какая куда ведет. Для полноты метафоры нужно еще представить, что кукла не одинаковая все время, а постоянно меняет форму, вес частей и размеры. Если марионетка не нравится - вообразите нервную систему человеческого организма на всем протяжении его жизни.

2. ДЕТСКАЯ КНИГА

Это книга про думание, о самонаблюдении и наблюдении других.

Она получилась, как яйцо с белком и желтком. Желток, серединка, где все происходит, - это мои наблюдения, записки и рассуждения, которые я делала для себя. А более текучий и прозрачный белок вокруг - это разговоры с людьми (в том числе, с дочерью). Я заметила, что есть вещи, которые я рассказываю разным людям с одинаковым эффектом: они радуются и говорят что-то вроде «О! Я тоже попробую!». Я подумала, что стоит это записать.

Смысл в том, чтобы люди прочитали и подумали: «А как это у меня?». И попробовали что-то воспроизвести, в точности или с изменениями. А в процессе этих попыток научились наблюдать за собой. Может быть, кому-то окажется близким мой подход, а кого-то его изложение вдохновит на изучение и описание собственного стиля мышления. И, как следствие, развитие его. Я люблю, когда люди думают, и хочу, чтобы этого было больше :)

Книга намеренно «бесструктурна». Я описала разные практики и приемы россыпью, расположив их в таком порядке, чтобы те, что попроще, были ближе к началу, а те, что посложнее - ближе к концу. «Сложность» и «простота», конечно, относительны. Кому-то легче дается то, что для других самое сложное и наоборот. И то, что умеешь, всегда просто, а сложность того, чего не умеешь, нельзя оценить.
Предупреждение
Если вам не нравится стиль предисловия, остальная книга вам тоже не понравится - она вся такая.

Если предисловие не вызывает отторжения, возможно, вам стоит купить книжку, или сначала посмотреть на её обложку :)

Оглавление

Ещё у меня есть сайт, куда я пишу то, что (пока?) не укладывается в книги. Предпринимательство, управление и исследования - это виды человеческой деятельности, не ограниченные формальными "профессиональными" рамками. Люди делают то же самое и в быту. Поэтому многие статьи на сайте одновременно и про управление, и про "бытовое думание".

Обновления сайта транслируются на мою страницу
NetReceptov в Facebook.

Книги со временем будут напечатаны. Первая - надеюсь, что уже довольно скоро.

Сейчас я продаю их в виде файлов в формате pdf следующим способом:
1) Вы перечисляете на Яндекс-кошелек 410011055333905 500 рублей, лучше всего делать это в Евросети, там не берут комиссии и все делают быстро;
2) сообщаете мне, что заплатили за книгу, письмом на tsvetna@gmail.com или на tsvetna@yandex.ru (только так! не в комментах в жж, не в скайп, не по телефону и т.д.);
3) я ее присылаю;
3а) если Вы оплатили книгу и не получили ее, ОБЯЗАТЕЛЬНО НАПИШИТЕ мне об этом!

Случаются разные сбои, мне бы не хотелось, чтобы кто-то от них пострадал.

Если вы представляете книжный магазин и хотели бы продавать мои книжки в электронном или бумажном виде - да, мне интересно обсудить это.

the book

Previous post
Up