Из Мадурая мы выехали около часа дня, и около пяти часов непрерывно ехали в машине, чтобы успеть в храм города Тиручендур к вечерней пудже (богослужению), которая и являлась апофеозом религиозного фестиваля. Кстати, туристу на заметку: в тамильском языке "Тиру" обозначает крайне уважительное отношение, в плане названия городов это аналог западного "Сан", как в Сан-Франциско, например. Так что Тиручендур можно запомнить как Сан Чендур. Звучит проще)
По прибытию мы обнаружили, что найти номер в окружающих отелях не так-то просто. Если первый гестхаус находился в непосредственной близости от храма, то тут рядом с храмом все было занято. И даже чуть подальше.. И, в принципе, везде по городу! В наличии были либо очень дорогие номера, либо совсем убогие. Хотя одно не всегда исключало другое - а что вы хотели, в этом храме фестиваль бывает всего два раза в год, вся гостиничная инфраструктура города только этими днями и существует..
После длительных поисков подходящий номер средней ценовой категории ($30 в сутки) был-таки найден. Там было все - кондиционер, телевизор, горячая вода и.. много-много грязи!
Грязно было настолько, что даже максимально беспечная я первым делом схватила несколько детских влажных салфеток и протерла ими все поверхности, к которым могла прикоснуться дочка. Потом увлеклась и протерла все остальные поверхности, наверное, только пол оставила нетронутым.. Сейчас вот думаю, надо было просить скидку) Кстати, одной привычной вещи, а именно, душа в номере все же не оказалось. По интересному стечению обстоятельств, за несколько дней до поездки я прочла у
avatarakali пост об индийском душе (да, о некоторых индийских особенностях я тоже узнаю из жж :)) ), поэтому таким поворотом событий была не удивлена. Ведерко с ковшиком в ванной нашлись, и мылась я там, с нежностью вспоминая о наших периодах отключения горячей воды.
Муж очень быстро убежал в храм, мы же с Лиечкой остались в номере - расправлять скрюченные после долгого путешествия конечности и приходить в себя. Вернулся Буджи часам к восьми вечера уставший, но очень довольный - все сделал, везде успел. И в очереди настоялся, и пуджу посмотрел, и благословение получил, и все в кульминационное время фестиваля.
Поужинали мы в соседнем шикарном отеле. Несмотря на шикарность, еда там была та же, что в уличных забегаловках - несладкий прожаренный блинчик "досаи", рисовые лепешки "идли", да сладкий "масала чай" с молоком и специями. Спали, разложив по диагонали кровати небольшой непальский пледик, удачно захваченный с собой. По итогам того дня могу дать один совет: если соберетесь путешествовать по Индии, берите с собой постельное белье!! И неважно, какого уровня отели вы себе запланировали. Уровень отеля еще не гарантирует комфортабельного сна. Впрочем, об этом я еще расскажу)
Поутру мы собрались и уже втроем отправились в тот самый храм - знакомиться с ним при свете дня. По дороге видели, как в клетках купают (из шланга) и кормят храмовых слонов. Обычно такие слоники стоят на видном месте и благословляют хоботом по голове всех желающих - за монетку или угощение. Тут же клетка защищала их от любопытного люда и давала спокойно освежиться перед очередной сменой.
Только мы ступили под крышу храма, к нам проворно приблизился один из местных брахманов и тихо заговорил о чем-то с мужем. Муж согласно покивал - они явно достигли консенсуса. Не успела я ничего спросить, но нас уже потащило внутрь храма, как в воронку в водопада. Точнее, тащил-то, конечно он, брахман - come, come! Come here, follow me! И вот мы уже внутри, почти бежим по змейке из металлических ограждений. Вообще-то, там очередь, люди стоят, сидят, у некоторых на руках спят дети.. Но у нас брахман-экспресс! Он берет нас за руку и тащит все дальше вглубь. Меж тем, становится жарко - в храме стоят сотни зажженных масляных лампадок, это его особенность. Все, что я вижу - голые блестящие мужские спины, иначе как в одном доти (полотенце на бедрах) мужчин туда не пускают. Женщины тоже есть, но почему-то их гораздо меньше.
Мы исподтишка сделали на память один снимок той очереди. Уж не знаю, получится ли у вас что-то разглядеть..
Потом помню рамку с металлоискателем и охранника (в форменной одежде). Ему надо было предъявлять билетики, но хватило пары сказанных брахманом фраз. Уже потом я узнала, что у тех, кто хочет увидеть священнодействие, есть 2 пути. Первый - бесплатно отстоять в общей очереди 3-4, а то и 6 часов, второй - заплатить в кассу храма 250 рупий и пройти к алтарю через отдельный вход. Так как мы оказались в храме в дни фестиваля, то даже за билетами стояла приличная очередь, а после их покупки пришлось бы еще толпиться вместе с такими же "билетными" не менее полутора часов - народа была тьма. Поэтому мы (муж) и выбрали третий вариант - взять персонального гида-брахмана, заплатить ему в два раза больше и не стоять в очередях совсем.
Но это все я узнала позже, а тогда, миновав охранника с металлоискателем, мы попали практически в сауну - во время богослужения брахманы постоянно работают с огнем, вентиляции там почти нет, температура стоит соответствующая. Лиечка все это время ехала у меня на руках и плохо понимала, что происходит. Однако, к ее чести, надо сказать, что почти не возмущалась, просто недоуменно на все посматривала.
Рядом с алтарем брахман спросил наши имена и запел свои монотонные напевы, периодически упоминая то одно имя, то другое. Эта молитва как бы включала нас в происходящее, помогала слиться с божественным.. Затем, о чудо!, мы оказались напротив ниши с божеством. На божестве был надет венок из свежих цветов. "Садитесь! Садитесь!" скомандовал наш провожатый. Чтобы сесть, нам не хватало несколько квадратных сантиметров - перед нами уже сидели, за нами стояли, со всех сторон напирали.. Наш брахман не растерялся и попросил впереди сидящих освободить драгоценные сантиметры. Помолились, мол, пора и честь знать! Усаживаясь, я успела лишь спросить у мужа "кому молимся?". "Лорду Муругану (брат Ганеша)" - был мне ответ. Ну Муруган, так Муруган. Годы тренировок помогли оперативно выключить мысли и настроиться на нужную волну. Через пару минут наблюдения за пуджей, глаза сами закрылись, хотя на клеточном уровне вовлеченность в процесс никуда не ушла, лишь перенаправилась вовнутрь. Еще через минуту мы с Муруганом распрощались, (надеюсь) вполне довольные друг другом, брахман надел на нас венки, и всей семьей мы дружно направились к выходу. Там наш гид перевел произошедшие волшебства в ден знаки, Буджи заплатил за все про все около 1500 рупий, и наша мекка была логически завершена.
Наконец-то пришло время прогуляться по территории оценить красоту места.
Храм стоит на самом берегу, так что вид из него открывается очень приятный. Правда, из-за фестиваля весь пляж был заполнен людьми. Люди купались, полоскали одежду, просто отдыхали на берегу..
А вот, как выглядит храм со стороны набережной
Если бы не толпа, мы с удовольствием погуляли бы там подольше. Но толпа не рассеивалась, а нас ждала самая южная точка Индии - Каньякумари. Так что, мы отправились завтракать и собираться в дорогу, навстречу новым впечатлениям..