После того, как понял механизм, стараюсь не говорить :)
Причина, в основном - причастность к знаковому успеху, ценному в среде общения имярека. У Чалдини довольно неплохо об этом написано в "Психологии влияния". С войной - то же самое.
Про немцев, думаю, они не считает, что "мы в смысле я", а думают "они, но наши". Примерно в том же смысле мне хочется извиняться в Праге, например.
Про "мы" в смысле победы, я так сама не говорю, но вполне могу понять, когда так говорит, например, внук человека, сбившего 59 немецких самолетов. Мы - в смысле не я, а причастные к моей семье, группе, коммуне.
Впрочем, не знаю, говорят, и говорят. Это не самое плохое, что они делают.
Этот внук, судя по тому, что ты к ним регулярно в гости ходишь, нормальный человек, но у этого "мы" есть и крайности. Например ты наверно видела распространяемые на 9 мая в рунете картинки с надписью "Можем повторить". Тысячи лайков и перепостов, чо.
Насчет Праги я бы еще мог извиняться, если бы тогда жил и хотя бы теоретически мог что-нибудь сделать.
Но можно представить себе гипотетическую ситуацию без привязки к народу: мой предок с кем-то очень несправедливо поступил, а теперь я встречаю этого человека или его потомка. Может и захотел бы извиниться, не знаю.
Миша, в 92-ом, когда я сюда приехал, в среде немецкой интеллигенции было очень характерно вот это настроение: мол, хватит уже извиняться и, мол, хватит уже мордой нас тыкать, мол, все все давно поняли и повторения не будет. Но уже через пару лет от этих настроений не осталось и следа, потому что поняли, что денацификация - не "нюрнберг", не базы союзников по всей стране вплоть до конца 90-х, не английские юристы, перетряхивающие каждую новую букву немецких законов на предмет поиска в них возможного (!) инструментария в руках психа, который ,возможно(!), окажется у власти и снова решит, что Германия превыше "понад усе" ... Особенно после присоединения восточных земель интеллигегция быстро поняла, что эта "работа над ошибками" прошлого на многие, многие поколения, что есть, видимо, в немецкой ментальности что-то такое, что стоит только расслабиться, - как тут же попрет "коричневое" из всех щелей.
А про Россию и Победу ... Так тут только психология закомплексованной толпы и мерзость власти предержащей. Излагать не стану.
Очень интересно. Я как минимум в конце 90-х настроения "мы виноваты" помню, а "хватит тыкать" нет, но интеллигенцию я не рассматривал. Но в целом могу понять, что голоса NPD на востоке многих не без оснований напугали.
Именно потому, что денацификация - процесс, растянутый и направленный на многие поколения, я уже дергаюсь, когда слышу в очередной раз, что вся беда России в том, что в начале 90-х не было суда над КПСС. Вот вынесли бы приговор - и настало бы счастье. И люди сразу стали бы другими. Размечтались. Я уж молчу о том, сама "перестройка" - это детище партии.
Как известно, описание любого еврейского праздника таково: "Они хотели нас убить, но мы выжили, а теперь давайте покушаем". Здесь "мы" тоже неестественно?
Кому как. Мне "мы" по отношению к народу или стране (в том числе и еврейскому, несмотря на вроде чисто еврейское происхождение) естесственным не кажется, и я стараюсь так не говорить.
Ну это просто значит, что ты, по-видимому, индивидуалист и не желаешь делить с каким-либо крупным сообществом успехи и поражения. Но ты (если и вправду не склонен думать "мы, берлинцы" или "мы, технари") не то что в меньшинстве, а в суперменьшинстве. Для человека естественно (в том числе и чисто биологически) ассоциировать себя с какой-либо общностью. Страна, народ -- наиболее очевидные выборы.
За этим стоит довольно прагматичное рассуждение, даже два.
Любое утверждение типа "Мы, ИКСЫ, <смысл утверждения>", примененное к большой группе, часто оказывается не совсем верным в отношении каждого отдельно (наверно можно сказать что тут значитальная дисперсия), что сомневаешься, стоит ли утверждение вообще произносить и использовать.
Подписываясь например под "мы, евреи", берешь на себя какую-то ответственность за то, что натворили чужие неизвестные тебе люди, но ты об этом не знаешь. Или натворят. И с чего, собственно? А делить успехи типа "мы лучше всех играем в футбол" как-то смешно, вспоминая, когда лично я в последний раз занимался спортом.
Comments 16
Reply
(если нет, второй вопрос к тебе не относится)
2. Если да, не изложишь ли "ту же причину" в двух словах?
Reply
Причина, в основном - причастность к знаковому успеху, ценному в среде общения имярека. У Чалдини довольно неплохо об этом написано в "Психологии влияния". С войной - то же самое.
Reply
Про "мы" в смысле победы, я так сама не говорю, но вполне могу понять, когда так говорит, например, внук человека, сбившего 59 немецких самолетов. Мы - в смысле не я, а причастные к моей семье, группе, коммуне.
Впрочем, не знаю, говорят, и говорят. Это не самое плохое, что они делают.
Reply
Насчет Праги я бы еще мог извиняться, если бы тогда жил и хотя бы теоретически мог что-нибудь сделать.
Но можно представить себе гипотетическую ситуацию без привязки к народу: мой предок с кем-то очень несправедливо поступил, а теперь я встречаю этого человека или его потомка. Может и захотел бы извиниться, не знаю.
Reply
Reply
Но уже через пару лет от этих настроений не осталось и следа, потому что поняли, что денацификация - не "нюрнберг", не базы союзников по всей стране вплоть до конца 90-х, не английские юристы, перетряхивающие каждую новую букву немецких законов на предмет поиска в них возможного (!) инструментария в руках психа,
который ,возможно(!), окажется у власти и снова решит, что Германия превыше "понад усе" ...
Особенно после присоединения восточных земель интеллигегция быстро поняла, что эта "работа над ошибками" прошлого на многие, многие поколения, что есть, видимо, в немецкой ментальности что-то такое, что стоит только расслабиться, - как тут же попрет "коричневое" из всех щелей.
А про Россию и Победу ...
Так тут только психология закомплексованной толпы и мерзость власти предержащей. Излагать не стану.
Reply
Я как минимум в конце 90-х настроения "мы виноваты" помню, а "хватит тыкать" нет, но интеллигенцию я не рассматривал.
Но в целом могу понять, что голоса NPD на востоке многих не без оснований напугали.
Reply
Я уж молчу о том, сама "перестройка" - это детище партии.
Reply
Reply
Мне "мы" по отношению к народу или стране (в том числе и еврейскому, несмотря на вроде чисто еврейское происхождение) естесственным не кажется, и я стараюсь так не говорить.
Reply
Reply
Любое утверждение типа "Мы, ИКСЫ, <смысл утверждения>", примененное к большой группе, часто оказывается не совсем верным в отношении каждого отдельно (наверно можно сказать что тут значитальная дисперсия), что сомневаешься, стоит ли утверждение вообще произносить и использовать.
Подписываясь например под "мы, евреи", берешь на себя какую-то ответственность за то, что натворили чужие неизвестные тебе люди, но ты об этом не знаешь. Или натворят. И с чего, собственно? А делить успехи типа "мы лучше всех играем в футбол" как-то смешно, вспоминая, когда лично я в последний раз занимался спортом.
Reply
Leave a comment