В предисловии к своему переводу двух эссе Франсуа Федье, Петр Епифанов отмечает: "Встретив старого учителя, друга и возлюбленного после многих лет разлуки и необщения, после всего трагического опыта тридцатых и сороковых годов, Арендт увидела в почти семидесятилетнем Хайдеггере человека, „нашедшего свою середину“ (т. е. состояние полной зрелости,
(
Read more... )
Comments 17
В любом случае, спасибо, очень интересно. Я так или иначе воспринимаю это "среднее" Аристотеля в свете святоотеческого учения, - как некую причастность к Божественному логосу; разумеется, сам Аристотель его так не мыслил, но он также определял его через нравственный опыт (или состояние мудрого, наученного нравственным опытом), как, по-моему, Вы об этом и пишете. Так или иначе, по-моему, это "среднее", как у Аристотеля, так и у св. Отцов, является результатом некой аскезы.
К сожалению, я мало что знаю о Хайдеггере, в том числе о его разрыве с католичеством; однако, из Вашего текста мне показалось, что для него понятие среднего (или καιρός) тоже определяется через чисто аскетические понятия - совесть, например, или память о смерти.
Маленькое замечание - Ваш математический пример не очень удачен: "параллельные прямые не пересекаются" - это не истина, а тавтология; по определению прямые называются параллельными, если они не пересекаются... :(
Reply
относительно параллельных: меня в школе учили, что это 5-й постулат Евклида. обманули?
Reply
Но важнее, наверное, другое: 5-й постулат (в отличие, скажем, от первых четырех) вовсе не очевиден - и даже до сих пор неизвестно, насколько он верен для нашего пространства.
Reply
Reply
Leave a comment