Эпиграф:
Прикинь, Фёдор! я ещё НИКОГДА так далеко
от дома не уходил.(с)Братва и кольцо
Всё началось с одной фотографии, присланной мне моим другом Шкипером, костромичем, живущим и работающим уже несколько лет в Москве. Дело было морозным январём, как только праздники отшумели."Вот - говорит - смотри, куда я в конце февраля уеду!" Челюсть упала на стол, от белой зависти налились кровью глаза ;)... От невозможности нахлынувших чувств показал фотку жене своей - Прикинь, - говорю - Шкипер. В НЕПАЛ!!! А она возьми да и скажи: - "если бы у меня была хоть малюсенькая возможность туда поехать - бросила бы всё! и поехала!" Это стало навязчивой идеей и через пару дней было принято решение - во что бы то ни стало составить Шкиперу компанию в этом путешествии через пол мира...
В процессе подготовки выяснилось, что отпуск на работе добыть совсем не просто - пришлось пообещать магнитик! Прокатило, начальство в курсе про мои экстремальные похождения, поэтому битва за 2 недели моего отсутствия была тяжелой но не затяжной. Как только было получено "добро" на отпуск, всплыло новое препятствие - загранпаспорт должен быть действителен не менее полугода на момент покидания Непала, мой же заканчивался в июне этого года... Мир не без добрых людей - с помощью знакомых знакомых и их родственников был выправлен новый паспорт старого образца за 2 недели!! Короче, бабки заплачены, отпуск получен, билеты туда-сюда куплены - ПОЕХАЛИ!
Первая остановка - Москва, Шкипер. Он, как всегда гостеприимно приглашает, однако в квартиру пускать не спешит... гость должен определенную выдержку приобрести на площадке в 6-30 утра. и в 7 или чуть позже... после непрерывного звонка в дверь и одновременно в мобилу он может откроет ;) хотя бывает и не открывает - потом много нового о себе узнаёт. В этот раз каких-то 20-25 минут и я, с поезда, уже за столом угощаюсь пивом! Закупаемся валютой, пытаемся сфотать Шкипа на документы(в Непале надо иметь много фоток - везде требуется), перепаковываем шмотки - надо чтоб багаж был не более 20кг, ручная кладь 7, при этом постоянно взвешиваемся с мешками и без... ;)
Двинули на вокзал 13го февраля нагруженные и готовые на подвиг. Непал, держись! Мы идём! Такси в Москве стоят не всегда одинаково - если просто до метро киевская едешь - 150, а на вокзал - 300! В поезд купили пивка попить, по 3 литра - путь то не близкий. На поезд не опоздали, в купе ехали втроём, с нами еще парень ехал-украинец - первый раз в Москве был. Познакомились, разговорились, пиво выпили уже к Калуге... надо бежать. Шкип бесстрашен! но против поезда не попрёшь - выскочил в ночь на перрон где-то под Калугой - на улице метель, -20, темень, ...и поезд на встречу! я то внутри сидел, но состояние нашего гонца себе явно представил и в виде солидарности чуть не обосра поседел вместе с ним. Шкип с перепугу купил зачем-то у местных 2х мягких собак. По 100р/шт. Видимо для отмаза почему без пива вернулся. Наш сосед оказался умнее и узнал что пиво есть у проводников. Потом ходили к ним. К границе пиво кончилось и у них, и мы стали собираться ко сну. Будящие нас таможенники с трудом узнавали в нас граждан союзных государств, вернее не могли найти соответствия между изображениями в документах и сонных и "уставших" лицах.
Поезд располагал к крепкому сну - тем более вставать рано и дубак как в морге...
Украинский поезд. Жестокий и беспощадный. Окна фотал по приезде в Киев - так и не отошли за всю поездку. А раковина так и не открыла мне секрет как вода течет. И руки подносил, и слова волшебные говорил... кремень. ниасилил.
В Киев приехали ещё 6ти не было. Оставили парапланы в камере хранения и поехали на экскурсию организованную нашим новым знакомым Русланом. Проехались на киевском метро до Крещатика. Посетили Майдан Незалежности. В 7 утра при минус 14 на главной улице Киева ни души. Непривычно после Москвы. Ни души - т.е. вообще никого! За час прогулок встретили пару компаний, которые ловили машины(тоже штук 5 всего видали) - видно что еще не ложились, да охранников, котрые курить выходили.
Обменялись контактами с Русланом. Поблагодарили за гостеприимство - он нас и на метро катал, и камеру хранения оплатил, у нас валюты местной не было... Будем в Киеве - встретимся пивка попьём.
Встретили со следующего поезда еще человек 5 наших и поехали в международный аэропорт "Борисполь". Самолёт в 13-30 а приехали в 9 - решили перекусить. Там оказался ресторан народной кухни, ну и забрели туда и поели много и дорого. Я 2 раза ходил гривны менять ;)
Что делать - аэропорт. Зато вкусно. На регистрации еще наших повстречали - группа обретала размеры толпы - нас уже больше 10ти человек. Как всегда не обошлось без знаменитостей - встретили Вахтанга Кикабидзе. Старенький совсем. Нас свозили на экскурсию к самолёту, зайти не дали, и назад в терминал увезли. Рейс задержали на 2,5 часа. Пришлось распаковывать напики из дъютика. Хорошо что я взял стаканчиков, а кто-то бутербродов(Димон из Новгорода, жене его спасибо!), а кто-то кока колы - и ждать стало не скучно. В конце концов улетели из холодной Украины в тёплые арабские эмираты. Оказалось что халявная кормёжка на борту не предусмотрена - за деньги. Авиакомпания дискаунтер - типа еда включенная в стоимость повысит цену... Зато покупка еды доставила новые ощущения. Вдумайтесь - цена в евро; платишь баксами; сдачу дают в арабских тугриках ;)
Затемно прилетели в Sharjah(в Шарью по-нашему). Из окна вид обалденный - десятки квадратных километров ярко освещёной поверхности - под нами Дубаи и остальные очень богатые эмираты.
Стыковка длинная - 7 часов. Поэтому спали как придётся. Самое правильное - просто на полу на курточке или ещё чем то. Шкиперу собака мягкая пригодилась. В Катманду утром вылетели без задержки и через 4 часа приземлились в с толице Непала. Тут тепло. Градусов 20. 15е число, вторник, а из дома уехал в пятницу - такое впечатление, что уже неделю болтаюсь по планете, а еще не доехал...
Заполнили документы, сдали фотки и ксерокопии паспортов, купили немного валюты(в аэропорту берут комиссию). Шкипер наконец-то нашел фото на документы. 4фотки обошлись почти в 700руб. На выходе из аэропорта надо переть прямо к выходу - мимо очереди. Таможенники своих в очередь выстраивают и проверяют, а иностранцев просто запускают. Там еще такая фенька(или квест) - надо с каким то дядькой поговорить на выходе, тогда тебе пожелают доброй дороги и бутылку воды в подарок дадут, а мы от всех отмахивались - типа ни такси ни помощь не нужна... вот и пошли воду за деньги покупать. Пока ждали еще людей с нашего и других самолётов и укладывали вещи на крышу автобуса увидели обезьян просто гуляющих по крыше аэропорта.
Крупные причем такие... Наши говорят - ВО! Диспетчера местные! ;)
Мы в Непале, так что для усиления ощущений предлагаю в другом окошке открыть эту
ссылку. Просто для фона. Это мантра - не бойтесь ;)
Уехали в длинный путь - 200км едем 7часов. Вся дорога по серпантину, да дождь ещё иногда начинается. Водители в Непале на больших машинах всегда возят слева парня помошника. Водитель-то справа. Этот перец за всё в ответе: открывает/закрывает двери автобуса(там шпингалет большой чтоб не открывалась и скоба стальная - чтоб не закрывалась), грузит вещи, работает указателем поворотов, аварийной сигнализацией, знаком аварийной остановки, парктроником, заправщиком, мойщииком и наверняка механиком и домкратом... Парктроником прикольно - остановились перекусить, так ничего и не купили, ну и надо было автобус маленько развернуть(мы внутри уже). Водила задом сдаёт, парень на улице сзади - автобус движется - сзади стук по кузову! Мы, как один,-" СТОЙ!!!" Водила - глаза по 5 рупий - че такое?? Оказывается пока парень стучит - можно ехать, перестал - стой! или его автобусом в пропасть спихнули... Короче приехали в Покхару в 11 вечера почти. А голодные все, вспотевшие, усталые. Заселились в гостиницу - пошли искать еду посреди ночи. Не ели нормально с Киева. В это время город уже спит. Нашли закрывающееся кафе и убедили хозяев, что, мол, белые господа приехали - накрывайте - не обидят ;)) Наелись от пуза. А еще названия не знакомые - брали наугад - заказывали по английски.
Еле доползли до номеров и отрубились. А как приехали гроза началась. Гроза в горах - это что-то... Если молния не с нашей стороны горы - то только вспышку видно. Грома не услышишь вообще. Непривычно. Зато если среди наших гор - то пипец! Грохот без раскатов и эха. Просто, как из танка над ухом жахнули!! В глазах темнеет...
С утра собрались - погода не очень! поехали просто площадки приземления смотреть. Пол дня прокатались, поели вкусных стейков, посетили брифинг и пошли в номер отмечать приезд. По темноте уже Шкипер пошел курить на улицу а там.....
Это гора FishTail, а слева Аннапурна. Острая 7км в высоту, Аннапурна чуть больше 8ми! FishTail просто ближе, поэтому кажется выше. На крышу высыпали иностранные туристы с мощной фототехникой. Просто представте - откуда там освещение? там ни городов ни дорог. Это волшебство какое-то. Думали от Луны будет потом так же, дак нет! Луна в последующие дни была и яркой и в разных частях неба, но такой подсветки снежников больше не было. Прямо заряд получили и уверенность что завтра погода.
Погода не подвела. Было сыровато и наш подъём на гору оказался выше облаков. Там такая красотища - можно на сутки залипнуть.
Но солнышко греет помаленьку и облака поднимаются и мы стартуем. Оказывается навыки остались. Не зря на Клемуху ездил. Второй подъём в этот день оказался для меня самым удачным из всей поездки в плане выпаривания вверх. Набрал 286м над стартом.
Примерно так выглядит старт с парапланом с горы Сарангкот.
Сам момент отрыва, наверное только для меня, пока является чем-то похожим на отделение от самолёта или прыг с объекта в бэйсе...
там за перегибом начинается почти вертикаль. Камни, колючки, сыпуха, дорога внизу, деревья... Даже самый мандраж - это когда стоишь спиной к обрыву и командуешь себе Ready, set, go... ошибаться оччень не желательно.
Все равно многие ошибки допускают. Докосячились до того, что полицейским, которые на старте дежурят - они должны лицензии проверять - запретили выпускать российских пилотов. Типа себе и другим угрозу жизни создают... чуть до драки не дошло из-за того что не выпускали. Наши тренера за нас горой - "У наших спортсменов по 100 полётов, не меньше...!!" Доспорились до вызова снизу каких-то инспекторов, которые типа зачета на старте принимали и каждого стартовавшего записывали по имени и фамилии. Так то первым мотивом к запрету стартов была элементарная жадность - с нас хотели денег за пользование стартом. И денег то не так много(где-то 250руб на наши), но вопрос принципиальный. Сегодня за старт, завтра за посадку начнут просить, при том что у каждого куплена лицензия за 70баксов. Ну да фик с ним, с непальским бюрократизмом, тем более что вопрос возник прямо перед отъездом домой. И денег им так и не дали.
Дак вот, после отрыва ты полетел... бывает летишь сверху вниз - это ранним утром или поздним вечером. Когда прогрева земли нет или мало и потоки слабые или нету.
Бывает летишь на "SIV-курс" - это когда ставиться задача не потоки обрабатывать и вверх улетать, а вылететь над озером с приличным запасом высоты и по команде тренера вводить параплан в режимы нештатного полёта.
Тут как раз пол параплана сложено...
Типа ассиметричного или фронтального сложения - это когда летит только часть крыла, а другая как бы сложилась, или еще какая хрень с парапланом. И тренируем действия как не бояться и выходить из таких залипух когда это произойдёт само. Делается это над озером(запаска конечно есть, но мало ли...). Из озера должна лодка подбирать. Наша девочка одна это в первый день проверила. Плюхнулась в озеро на первым полёте. Сама не знает как туда попала ;) дожидиалась всех в баре на берегу озера с подругой и бутылкой рома...
Ну и третий вид полета, когда есть погода, когда надо лететь в основном вверх в восходящих потоках и набрав значительный запас высоты над стартом улетать на маршрут.
Если под Вами такая картина - Вы над стартом ;)
Набираем +400 и более и полетели к соседним горам или вдоль нашего хребта, при этом пользуясь потоками по дороге чтоб поддерживать запас высоты.
Продолжение следует...
"часть 2я"