(Начало истории
здесь)
На кухне у
Саши Дорогова в Новогиреево мы с
Сашей Петровым услышали очень интересный разбор пластики Микки Мауса, движимого импульсом, исходящим от его носа. Дорогов чертил на столе кривые и арки, иллюстрирующие движение мышонка. За всем этим чувствовалось знание и любовь к персонажу, знакомому Саше со времен детского мультипликационного кружка при студии "Союзмультфильм". Но позволить себе работать бесплатно Дорогов не мог; на него стояла очередь "союзмультфильмовских" режиссеров... "Моя ставка - 10 рублей за метр мультипликата." - твердо сказал Саша. Он тогда уже был мультипликатором высшей категории.
По дороге от Дорогова (хм...) нам стало понятно, что еще неделя-другая, и не видать нам такого аниматора, как Микки Маусу собственных ушей. И я совершил в своей жизни первый "продюсерский" ход, хотя тогда слабо представлял, чем занимаются продюсеры. Хитрук уже написал письмо в фонд "Американо-советская киноинициатива" с просьбой выделить 300-500 советских рублей на оплату работы мультипликатора. Но эти деньги, даже если их дадут, должны были прийти где-то в декабре. А на дворе стоял май-месяц. Тогда я пошел на переговорный пункт, позвонил отцу в Минск, попросив перевести мне 300 рублей, почти двухмесячную отцовскую зарплату. По тем временам наша месячная стипендия на Курсах была 90 рублей. Но, понадеявшись на Хитрука и на фонд, я договорился с Дороговым, что если денег дадут больше, он вернет мне по получении 300 рублей, а все остальное будет его.
- На художественном совете утвердили эскиз.
И мы приступили к работе. Она началась, по мистическому совпадению, 15 мая. Этот день тоже можно считать днем рождения Микки. Потому что в 1928 году была премьера немого фильма
"Безумный самолет"(Plane Crazy). В этом фильме Микки впервые появился на публике.
Начали мы со сбора материала. Которого практически не было даже в специализированных библиотеках. Страшно далек был Микки Маус от советского народа в "до-гугловские" времена! Хитрук нам дал несколько книжек из своей коллекции, из которых я все что мог, перерисовывал на калечку между лекциями и режиссерскими играми Норштейна.
Хитрый план заполучить пленки из Госфильмофонда и перерисовать Микки через покадровый проектор с треском провалился. Директор Курсов Боярский сказал, что нам не разрешат царапать фильмы проектором, да и пленки давали, максимум, на неделю. Но нам повезло. Новые технологии все-таки переступили через порог Высших курсов! И носителем этих технологий стал советский видеомагнитофон "Электроника-ВМ-15". Через московских знакомых мы раздобыли VHS-кассету с диснеевскими короткометражками. И с карандашами и рапидографами сели изучать движение Микки перед экраном телевизора.
Надо сказать, что "Электроника-ВМ-15", в силу своих технических особенностей, очень дисциплинирует художника-аниматора в зарисовках с экрана. Он держит выбранный кадр на паузе только 2 минуты, а потом проигрывает все "на скорую". И обратного покадрового отсчета у него нет - только вперед. Поэтому, если не успел зарисовать компоновку на паузе, ускоренно отмотай ленту назад. И "кликай" покадрово вперед, пока ее не найдешь. Воспитывает терпение и усидчивость.
Так или иначе, за половину кадра с Микки-Маусом было уже спокойнее. Во-первых, Дорогов с нами. Во-вторых, Саша Петров, порисовав мышонка с экрана, сделал такой карандашный тест, что Федор Савельевич восхищенно крутанул головой и хмыкнул. Мои успехи, правда, были поскромнее...
Нужно было думать, что делать с растущим в танце человеком.
(Продолжение следует)