Концепция Музея городского транспорта. Текстовый материал

Dec 12, 2010 13:53

КОНЦЕПЦИЯ
организации и развития
МУЗЕЯ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА
на базе
Василеостровского трамвайного парка
как интерактивного музейного комплекса и научно-технического центра

Графический материал представлен тут:
tura8.livejournal.com/14844.html

Содержание
1. Введение
2. Обоснование развития музея городского транспорта
3. Цели и задачи музея
4. Основа музейной коллекции
5. Перечень единиц музейного подвижного состава
6. Структура расположения экспозиции и хозяйственных служб
7. Путевое развитие
8. Основные показатели
9. Социальная работа музея
10. Взаимодействие с учреждениями культуры. Проект «Музей на колёсах»
11. Развитие информационных технологий на базе музея
12. Технико-экономическое обоснование

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Мировые тенденции развития музеев технической направленности. Современная тенденция развития музейного дела в мире и России показывает, что существенную роль начинают играть музеи технической направленности с размытой границей между посетителем и экспонатами. Петербург пока испытывает острый дефицит в подобных музеях. Наиболее удачным примером подобного музея можно назвать музейный комплекс «Вселенная воды», работающий в структуре СПб ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Кроме этого есть пример частного автомобильного музея в Зеленогорске и Выборге, где на сегодняшний день собрана уникальная коллекция авто- и мототехники. Этот музей уже успел стать одним из важных туристических объектов Курортного района Санкт-Петербурга, а слава о нём давно вышла за пределы России, что привлекает, в том числе, иностранных туристов и послужило стимулом к открытию филиала в Выборге. Практика многих европейских городов показывает, что технические музеи притягивают к себе не только туристов, но и местных жителей. Многие из них стали крупными культурными центрами. В качестве примера можно привести транспортные музеи Лондона, Берлина, Вены, Стокгольма, Хельсинки, Лейпцига. Построены они по одному принципу: обязательный исторический интерьер, коллекция уникальных восстановленных экспонатов представляющих все эпохи развития транспорта и архивные документы. Зачастую значительные по площади музеи расположены на одной территории с ныне действующими транспортными предприятиями.

1.2. Предпосылки создания музея городского транспорта в Санкт-Петербурге На сегодняшний день в городе существует несколько разрозненных коллекций экспонатов городского пассажирского транспорта, находящихся в ведении разных предприятий, испытывающих трудности с размещением и хранением экспонатов. Кроме этого музейная деятельность не входит в основные задачи и является непрофильной. Объединение их на одной территории позволит создать уникальный музей нового поколения, который является не только гарантом сохранности ценностей, но и местом зарождения новых идей и концепций в сфере городского транспорта. Помимо историко-культурной ценности, создание подобного научно-технического центра позволит привлечь внимание молодёжи. На базе музея возможно создание, кружков дополнительного образования, подростковых профориентационных центров.

2. ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА

2.1. Историческая справка Городской пассажирский транспорт является неотъемлемой частью истории и жизни Санкт-Петербурга. Он появился одновременно с активным ростом и становлением столицы Российской Империи, как культурного, научного и промышленного центра России. Первым видом общественного транспорта в 1830 году стал омнибус - общественные кареты. В 1860-х большое распространение получила конка - многоместный вагон, движущийся по рельсам под лошадиной тягой. Ещё в 1880 году инженером Ф.А. Пироцким были проведены первые опыты по приведению в движение вагона конки с помощью электричества. В 1895 году началось движение трамвайных вагонов по временным зимним трассам на льду Невы, заменивших летние перевозы. Первым видом постоянного промышленного общественного транспорта в сентябре 1907 году стал городской электрический трамвай. Только спустя месяц начались первые испытания автобусов в нашем городе. В 1936 году началось регулярное движение троллейбусов. В ноябре 1955 года в Ленинграде начал действовать метрополитен - второй в Советском союзе. Треть времени существования Санкт-Петербурга неотрывно связано с трамваем. Трамвай является частью культуры Северной столицы, стал персонажем многих литературных и музыкальных произведений, источником народного фольклора. В тяжёлые годы войны трамвай был одним из спасителей города на Неве - единственным видом транспорта, способным помочь обессиленным жителям перемещаться по городу. Во всех дневниках и воспоминаниях жителей блокадного города обязательно упоминается трамвай. На протяжении многих десятилетий трамвай - один из основных видов городского пассажирского транспорта.

2.2. Местоположение музея. Туристическая привлекательность. Географическое расположение музея на Васильевском острове, по адресу Средний проспект, дом 77, является очень выгодным. Эта точка относительно равноудалена от остальных районов города, что позволит посещать его жителям всего города, а не отдельной его части. В относительной транспортной доступности находится станции метро «Приморская» и «Василеостровская». Последняя выглядит наиболее привлекательной с точки зрения возможной организации музейного ретро-маршрута по доставке посетителей к музею. У метро "Василеостровская" на историческом месте находится памятник конке. Далее маршрут проходит по историческим местам первой в Петербурге трамвайной линии. Возможны также экскурсионные рейсы, связывающие с музеями Петроградской стороны (в т.ч. с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости, Артиллерийским музеем, Музеем политической истории России), а также с дворцами и садами Государственного Русского музея и его филиалов, располагающимися в непосредственной близости от Садовой улицы и Марсового поля. Особое значение имеет музей для Васильевского острова. Жители района метро "Василеостровская" получат возможность нового вида отдыха, в том числе в "саду малых форм", а также возможность стать пассажиром ретро-трамвая за небольшую плату. Кроме этого, в западной части Васильевского острова и на острове Голодай существует лишь три небольших музея технической направленности: подводная лодка «Народоволец», ледокол «Красин» и труднодоступный Музей Петербургского метрополитена. С учётом строительства «Морского фасада» и скорого увеличения площади Василеостровского района за счёт намывных территорий в нём неизменно возникнет дефицит культурно-досуговых объектов. В связи с этим, создание крупного музейного комплекса с хорошей транспортной доступностью со стороны станции метро "Приморская" представляется особо важной.

2.3 Социальный аспект. На базе музея возможно создание кружков дополнительного образования и подросткового профориентационного центра. В них молодые петербуржцы могли бы изучать историю транспорта, знакомится с техническими особенностями и принципом работы различных механизмов и систем. Приобретённые навыки позволили бы выработать осознанное стремление к поступлению в специализированные средние технические и высшие учебные заведения. Таким образом, отчасти была бы решена проблема подбора и подготовки квалифицированных кадров для транспортных и промышленных предприятий Санкт-Петербурга. В свою очередь, занятость и увлечённость молодёжи позволила бы снизить количество асоциальных поступков среди подростков.

2.4 Место музея в общей стратегии развития городского транспорта России. Состояние и развитие транспорта имеют для России исключительное значение. Это подтверждается принятием Министерством транспорта Российской Федерации «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года». Музей как интерактивный и образовательный центр может занять важное место в вопросах изучения путей совершенствования городского пассажирского транспорта и его инфраструктуры, укрепления кадровой профессиональной базы городского транспорта и других актуальных вопросов. На площадке музея возможно проведение временных выставок новой техники, конференций по проблемам городского транспорта, конкурсных программ, презентаций новейших разработок.

2.5 Архитектруа. Проектом предусматривается максимальное приспособление существующих зданий и сооружений (с частичной реконструкцией) под нужды музея без нового строительства. Музей занимает историческую территорию Василеостровского трамвайного парка по состоянию на 1907 год плюс участок восточнее неё, ограниченный современным абрисом трамвайного парка №2 по 19-й линии В.О. С юга территория музея граничит с внутридворовой территорией домов 77 и 79 по Среднему проспекту В.О. На упомянутой территории расположены следующие объекты: три корпуса депо - место размещения экспозиций, хозяйственных и административных служб; здание 1923 года постройки по 19-й линии В.О., предполагаемое к реконструкции под служебные и выставочные помещения; контрольно-пропускной пункт; здание котельной, находящееся на охраняемой территории музея, которое планируется передать соответствующей эксплуатирующей организации.

2.6 Историко-культурное наследие. Комплекс зданий депо является объектом культурного наследия регионального значения. Весь комплекс представляет собой яркий образец промышленной архитектуры конца XIX начала XX века. В нём чудесным образом сочетается внешняя красота и утилитарное предназначение без ущерба для производственного процесса. Василеостровский трамвайный парк - это первый трамвайный парк Санкт-Петербурга. Его строительство началось в 1905 году, и к 1907 году был сдан в эксплуатацию "полусарай №1", откуда и состоялся выход первых трамвайных вагонов. Полностью комплекс был сдан к 1910 году. Строительство парка предусматривалось в ходе осуществления пуска первой очереди Санкт-Петербургского трамвая, утвержденного Городской Думой. Конкурс на осуществление проекта выиграло общество «Вестингауз». Архитектор зданий депо гр. инженер Л.Б. Горенберг, инженер Ф.О. Тейхман, А.Г. Коган. В градостроительном отношении особую средообразующую роль играют видовые зоны на лицевые фасады зданий депо с западной стороны, а также с востока, со стороны 19-й линии В.О. и визуальная связь (видовой коридор) площади с веером выездов со Средним проспектом В.О. Она корреспондируется с расположенным напротив зданием Геологического комитета - архитектурным акцентом в окружающей застройке. Депо на Васильевском острове является одним из последних уцелевших исторических комплексов депо. Вагонные сараи Рождественского и Крестовского трамвайных парков были снесены в течение последних 5 лет. Перспектива развития города ставит под угрозу существование двух оставшихся исторических депо Московского и Петроградского трамвайных парков. В связи с этим, сохранение в полном объемё комплекса вагонных сараев Василеостровского трамвайного парка приобретает особую историческую значимость.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУЗЕЯ

Музей должен обеспечить достижение следующих целей и решение соответствующих задач: В области воспитания, просвещения и образования:
― воспитание патриотических чувств, основанных на осмыслении достижений, связанных с богатым историческим прошлым страны, а также на глубоком уважении к культуре, научной и технической мысли;
― демонстрация и пропаганда отечественного опыта в областях науки и технического искусства;
― создание максимально доступной постоянно действующей базы профориентации и материально-производственной базы для всех категорий и групп обучающихся - школьников, учащихся колледжей и гимназий, студентов и аспирантов как технического, так и гуманитарного направлений.
В области науки и культуры:
― создание базы государственного и международного значения по изучению проблем городского транспорта;
― концентрация, сохранение и изучение предметов городского транспортного хозяйства, в том числе − техники, средств и способов ее производства, технологий;
― создание оптимальных условий для проведения праздников, концертов, творческих встреч, связанных с тематикой и профилем музея, приспособленного для единовременного принятия бóльшего числа посетителей, чем любой ныне существующий музей технической направленности;
― организация постоянно действующего выставочного полигона международного класса;
В финансовой области:
― обеспечение рентабельности и регулярного притока денежных средств в бюджет города;
В области сотрудничества с Администрацией города:
― сотрудничество с Администрацией Санкт-Петербурга в организации мемориальных рейсов и участии в общегородских праздничных мероприятиях;
― разработка экскурсионных маршрутов и продвижение их в сферу туризма, рекламные кампании;
― сотрудничество с крупнейшими музеями города, туроператорами, консульствами иностранных государств;
― продвижение понятия «Петербургский трамвай» как одного из символов города.

4. ОСНОВА МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ

4.1. Музей по состоянию на начало 2010 года На сегодняшний день в структуре ГУП «Горэлектротранс» существует структурное подразделение «Музей». В коллекции музея находится 44 трамвайных вагона и 17 троллейбусов. В настоящее время полностью восстановлены и пригодны к эксплуатации 22 трамвайных вагона выпуска от начала 1930-х до начала 1990-х годов. Среди них вагон-имитация «Brush» - первых вагонов Санкт-Петербурга, изготовленных на одноимённом британском заводе. Восемь вагонов типа МС («Моторный стальной»), производившиеся в Петрограде-Ленинграде на заводе «Красный путиловец». Также представлен весь модельный ряд вагонов, созданных и серийно производившихся на Ленинградском вагоноремонтном заводе (ВАРЗ - ЗРГЭТ - ЛТТЗ - ПТМЗ). Среди них легендарная «Американка» - трамвайный поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33 («Ленинградский моторный», «Ленинградский прицепной», цифра обозначает год разработки первого вагона модели). Трамвайные поезда ЛМ-47 и ЛП-47, ЛМ-49 и ЛП-49 («Слон»), вагон ЛМ-57 («Стиляга»), вагон-лаборатория контактной сети на базе ЛМ-57, вагон ЛМ-68 («Аквариум»), ещё встречающийся в городе вагон ЛМ-68М, некогда самый длинный в России трёхсекционный вагон ЛВС-89 («Ленинградский вагон сочленённый») и его более современный преемник ЛВС-93. Остальные 22 трамвайных вагона ожидают реставрации и составляют уникальный музейный фонд. Среди них, в частности, оригинальные специальные вагоны выпуска 1930-х - 1960-х годов. Также в коллекции находится 17 троллейбусов, охватывающих весь период их существования в Ленинграде. Среди них ЯТБ-1 (первый троллейбус Ленинграда 1936 года выпуска, ныне старейший троллейбус в мире), МТБ-82Д 1947 года выпуска, ЗиУ-5Г 1967 года выпуска и ЗиУ-682Б (ЗиУ-9) 1972 года выпуска. 6 троллейбусов полностью восстановлены и пригодны к эксплуатации, 11 троллейбусов ждут реставрации и составляют фонд музея. В настоящее время коллекция располагается в двух ближних к Среднему пр. корпусах бывшего Василеостровского трамвайного парка по адресу Средний проспект, д. 77. Второй средний корпус полностью используются для технического обслуживания и временного размещения экспонатов, ожидающих реставрации, и неэксплуатируемых трамваев и троллейбусов. Третий дальний корпус обеспечивает эксплуатацию линейных поездов трамвайного парка № 3.

4.2. Перспектива комплектования музейной коллекции. Помимо существующих сегодня трамваев и троллейбусов экспозицию музея можно расширить и дополнить экспонатами и архивами других транспортных предприятий Санкт-Петербурга. Кроме ГУП «Горэлектротранс», достаточно большим количеством потенциальных музейных экспонатов и архивных материалов обладает ГУП «Пассажиравтотранс». В его коллекции имеется несколько восстановленных уникальных машин: «Ikarus-55 Lux», поступавшие в Ленинград с 1961 года, легендарный ЛиАЗ-677 («Луноход»), работавший с 1968 года, ЛАЗ-699Р, работавшие в городе с 1983. Кроме этого в настоящее время в пассажирской эксплуатации есть машины, способные войти в экспозицию. Это Ikarus-260, 1989 года выпуска, а машины этой модели поставлялись в Ленинград с 1973 года, и Ikarus-280 -пожалуй, самый массовый автобус Ленинграда, работавший на улицах города также с 1973 года. Кроме этого в Ленинградской области пока сохранились уникальные корпуса автобусов середины 50-х и 60-х годов (ЗиЛ-ЛиАЗ-158, ЗиС-155 и др.), которые подлежат реставрации. В настоящее время экспозиция не имеет собственной площадки для демонстрации автобусов. Количество единиц подвижного состава, которые возможно передать музею, составляет около 20 штук. ГУП «Петербургский метрополитен» имеет небольшой музей на Васильевском острове, где представлена экспозиция, связанная с историей строительства подземной железной дороги. Его основу составляют основные виды оборудования и макеты механизмов работающих в метрополитене. Однако на сегодняшний день отсутствует экспозиция музейных вагонов метро. Между тем в инвентаре метрополитена числятся практически все вагоны, когда-либо работавшие в нашем городе с 1955 года. Это вагон типа «Д», выпускавшийся с 1955 по 1963 годы на Мытищинском вагоностроительном заводе, а также вагоны типа «Е», «Ем» (81-704) и 81-717, выпускавшиеся на Ленинградском вагоностроительном заводе им. Е.И. Егорова, который и поныне выпускает метровагоны. Кроме этого в распоряжении «Петербургского метрополитена» имеется уникальный вагон «В», использовавшийся в качестве дефектоскопа. Он переоборудован на базе экспроприированного после Великой Отечественной Войны вагона С1 №104 фирмы "Orenstein & Koppel A.-G." 1926-1927 годов. Из-за использования колеи одной ширины возможно восстановление и экспонирование всех вышеперечисленных вагонов на территории трамвайного парка как неотъемлемой части городского пассажирского транспорта. Общее число единиц хранения составляет 4 штуки. В архивах всех транспортных предприятий находится много бумажных, фото- и кинодокументов, которые могут быть экспонированы в свободном доступе для изучения истории города и проведения научной работы. Предусмотрено расширение экспозиции с воссозданием или реставрацией малых архитектурных форм, использовавшихся в сфере городской транспортной системы: опоры контактной сети, фонари (демонтируемые в городе фонари и светильники метрополитена), вывески, крышки смотровых колодцев, телефонные будки, автоматы по продаже газированной воды, тележки мороженщиков и др. Всё это может стать основой "сада малых форм".

5. ПЕРЕЧЕНЬ ЕДИНИЦ МУЗЕЙНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

tura8.livejournal.com/12611.html

6.      СТРУКТУРА РАСПОЛОЖЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СЛУЖБ


Основным скелетом экспозиции служит исторический подвижной состав. Возможна группировка экспозиции как по видам транспорта: трамваи, троллейбусы, автобусы и метро, так и по эпохам. Экспозиция может быть весьма динамичной, так как большинство экспонатов музея - подвижной состав, который может и должен двигаться. Пространства между подвижным составом заполняются историческими документами и другими экспонатами. Вся основная экспозиция располагается в четырёх Полусараях  в последовательности 4, 3, 5, 6 (нумерация Полусараев на плане парка приведена в приложении и соответствует хронологии возведения зданий). Переход между первым и вторым корпусом осуществляется через крытую галерею. В Полусарае №1 располагаются фонды музея, реставрационно-технические помещения и вновь восстановленные мастерские, которые изначально располагались в этом корпусе, предусматривается создание центра профориентации. В Полусарае №2 располагаются трансформируемые под зрительный зал пространства, площади для временных выставок, конференц-зал и вспомогательные помещения, пост охраны и управления системами.

Часть выгороженных помещений заполняется отдельными экспозициями (в т.ч. стендово-модельной), размещается технический архив, благоустраиваются помещения для обслуживания посетителей музея и массовых мероприятий, оборудуется конференц-зал, смотровые площадки, кабинеты для технических служб, складские помещения, а также помещения, сдаваемые в субаренду (например, другим малым музеям, сообществам моделистов, мелким фирмам и т.п.).

Принципиальным и объединяющим здания элементом является внутренняя пешеходная зона, позволяющая аккумулировать и направлять основные потоки посетителей и разделять движение пешеходов и транспортных средств. Такая внутренняя улица позволяет организовать осмотр музея без экскурсовода в том числе в ночное время, а также служит коридором, ведущим в конференц-зал или трансформируемый концертный зал.

На улице перед полусараями № 2, 4, 6 располагается динамическая экспозиция, которая может модифицироваться в зависимости от времени года и темы временных выставок, а также организуется сад малых архитектурных форм (остановки, опоры контактной сети, вывески и т.п). Например, в зимнее время это могут быть инсталляции Блокадной зимы. Летом возможна имитация улицы Ленинграда 70-х годов с применением малых архитектурных форм бытового назначения. Все экспонаты постоянно участвуют в экспонировании и закрытые запасники музею не требуются.

На объездных путях по периметру территории возможно устроить туристический мини-рейс, что будет дополнительно привлекать посетителей. В таких внутренних рейсах предполагается задействовать специально воссозданные для таких нужд вагоны или даже организовать конку.

Вход на территорию Музейного комплекса осуществляется с угла 19-й линии и Среднего проспекта.

6.1. Первый корпус обращён в сторону Среднего проспекта В.О. Вход в музей осуществляется через полусарай №4, где размещены необходимые помещения по обслуживанию посетителей.  Общая протяжённость существующих трамвайных путей в первом корпусе 540 метров. Оптимальной является дистанция между единицами подвижного состава в 3 метра, минимально допустимой - 1 м. Поэтому общая длина экспозиции (с учётом безрельсового транспорта) составляет около 550 метров. Общая площадь корпуса 4 280 м². Общая площадь экспозиции составит 3 500 м².

6.1.1. Полусарай № 4:

На участках пути № 1 выгорожена входная группа, зона обслуживания посетителей, информационные стенды. Второй этаж этого участка занимают административные помещения. На участке пути № 8 восстанавливаются ворота, вновь организуется покрасочный бокс и технологические помещения. На участках пути №№ 2, 3, 4, 5, 6 размещается экспозиция, посвящённая развитию транспорта в Санкт-Петербурге в IX веке, выставка трамваев довоенного периода. На участке пути № 2 выставлены рафические материалы и статичные экспонаты на тему истории трамвайного парка им. Леонова. На участках пути № 7 выгорожена зона обслуживания посетителей и хозяйственная часть. Второй этаж этого участка представляет собой открытые смотровые площадки.

6.1.2. Полусарай № 3:

Полусарай полностью расчищен от перегородок и представляет собой единое пространство производственного ангара начала ХХ века. На участках пути №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 размещается экспозиция трамваев, как пассажирских, так и служебных и грузовых. На участке пути № 1 организована инсталляция «Блокадный Ленинград» на период зимы 1941 - 1942 гг. с невосстановленными экспонатами (консервация). На участках пути №№ 2, 3 размещены служебные и грузовые вагоны 1940-х годов, в том числе «скелет» вагона для подробного изучения деталей каркаса и устройства тележек. На участках пути № 4, 5, 6, 7, 8 выставлены трамваи производства 1950-х - 1980-х годов. Общая площадь экспозиции (общая площадь Полусарая) - 1 970 м².

6.2. Второй корпус делится на общественную зону трансформируемых пространств и ремонтно-мастерскую зону - фондохранилище музея. Общая протяжённость существующих трамвайных путей 380 метров, часть из них находится в зоне  ремонтно-реставрационных мастерских, а часть - в общественной зоне. Длина свободных путей под постановку подвижного состава составляет 320 метров, а длина имеющегося и перспективного подвижного состава трамваев по сцепным приборам от 130 метров. Общая площадь корпуса 4 280 м². Общая площадь общественной зоны 1 140 м². Общая площадь ремонтно-реставрационной зоны 1 660 м².

6.2.1. Полусарай № 1:

На участках пути №№ 9, 10, выгораживается зона ремонтно-реставрационных мастерских. На участках пути №№ 11, 12, 13, 14  выгораживается секция образования и профориентации молодёжи. Процесс восстановления делается наглядным, профкружки и экскурсии технического плана "как устроен транспорт" проводятся в этой зоне. Здесь осуществляется ремонт, реставрация и восстановление техники (текущий, средний, капитальный ремонт трамваев на двух-трёх канавах, зона для восстановления и ремонта троллейбусов, различные мастерские, трамвайная мойка) с размещением необходимого оборудования. На участках пути №№ 15, 16 выгораживается зона ремонтно-реставрационных мастерских. Второй этаж этого участка занимает историко-технический архив, помещения администрации ремонтной и эксплуатационной зоны, а также учебные помещения центра профориентации.

6.2.2. Полусарай № 2:

Частично на участках пути №№ 9, 10 выгорожены технологические помещения (планируемая тяговая подстанция), понижающая трансформаторная подстанция, помещение сварочных агрегатов. Возможно частичное воссоздание кузницы, которая будет являться неотъемлемой частью экскурсий. На участках пути №№ 11, 12, 13, 14 расположена общественная трансформируемая под концертный зал или временные выставки зона. Оборудуется конференц-зал, создаются технологические условия для организации сцены. Функционированию системы трансформации пространства способствуют имеющиеся рельсовые пути, по которым могут перемещаться, например, модули сцены. На участках пути №№ 15, 16 выгорожен отдел главного механика и служебно-хозяйственная зона (кладовые). Второй этаж этого участка занимают выставочные помещения научно-технической тематики, а также смотровая площадка - дополнительные зрительские места.

6.3. Третий корпус включает в себя зону экспозиции и технологические помещения. Общая длина путей в обоих полусараях составляет 540 метров. Назначение каждого пути в третьем корпусе разделено по видам транспорта. Есть пути с трамвайной КС /контактной сетью/ и боковыми приямками, с троллейбусной КС и ямой, "изолирующие" пути без КС (чтобы разделить электрический и бензиновый/дизельный подвижной состав), автобусные пути без КС и с узкой канавой. Эти меры позволят безопасно эксплуатировать, осматривать и экспонировать как трамваи с троллейбусами, так и автобусы. Общая площадь корпуса 4 280 м². Общая площадь экспозиции 3 800 м².

6.3.1. Полусарай № 5:

На участках пути №№ 17, 18, 19 размещается экспозиция «Метрополитен» со стендами, имитирующими обстановку метро. Экспозиция включает вагоны метро 1930-х - 1960-х годов, а также насыщена крупногабаритными объектами, списанными с баланса метрополитена (например, светильниками, которые планируются к демонтажу на ст. м. «Нарвская») и статичными экспонатами. Возможно устройство эскалатора. На втором этаже участка пути № 17 размещается зона временных выставок. На участках пути №№ 20, 21, 22, 23,24 размещается экспозиция «Автобус» (пожарный проезд и выезд для ходовых автобусов предусмотрен по пути №20 и № 23).

6.3.2. Полусарай № 6:

Этот Полусарай полностью посвящён экспозиции «Троллейбус». На участках пути № 17 размещаются технологические помещения обслуживания троллейбусов и складская зона, имеющая выход непосредственно наружу. На втором этаже возможно разместить временные экспозиции. На участках пути №№ 19, 20, 21, 22, 24 размещается экспозиция троллейбусов 1930-х - 1990-х годов. На участках пути №№ 18, 23 организуется оборотный проезд троллейбусов (проектируется контактная сеть) с последующим подключением выезда к 19-й линии В.О. и далее на Малый проспект. Общая площадь экспозиции 1 920 м².

6.4. Четвёртый корпус - небольшое здание 1923 года постройки (по 19-й линии) приспосабливается под складские нужды (склад лако-красочных материалов и ГСМ), а также под возможную тяговую подстанцию.

6.5. Объединяющая пешеходная зона - внутренняя улица "ПЕТЕРБУРГСКАЯ МОСТОВАЯ".

Принципиальным и объединяющим здания элементом является внутренняя пешеходная зона, позволяющая аккумулировать и направлять основные потоки посетителей и разделять движение пешеходов и транспортных средств. Такая внутренняя улица позволяет организовать осмотр музея без экскурсовода, в том числе в ночное время, а также служит коридором, ведущим в конференц-зал или трансформируемый концертный зал.

В Полусарае № 3 пешеходная зона представляет собой имитации натурных фрагментов мостовой города и делится в основном на три части, соответствующие дореволюционной эпохе (создаётся мощение, ставятся соответствующие фонари, скамейки, рекламные вывески и т.д.), блокадному периоду (совмещается с инсталляцией «Блокадный Ленинград», устраивается декорация фасада здания, подвергшегося авианалёту и т.д.) и послевоенному периоду до 1980-х годов (устройство асфальтового покрытия, скамеек, урн, автоматов газированной воды, киосков и т.п.). Завершается пешеходная зона переходом во 2-й корпус, который может быть декоративно оформлен в виде арочного проёма и быть частью декоративного фасада.

Между первым и вторым корпусом существует переход-галерея, которая используется для временных выставок (фотография).

В Полусарае № 1 пешеходная зона представляет собой обширное пространство в ярко выраженном «кирпичном» стиле, соответствующем теме промышленной архитектуры. Здесь же посетители и смогут наблюдать за ремонтом и восстановлением подвижного состава. Для этих целей в пешеходной зоне организуется крупногабаритный витраж, обращённый в сторону мастерских. Пространство насыщается стендами, которые содержат схемы, чертежи вагонов, макеты, детали механизмов и прочее. На стороне Полусарая № 2 размещается интернет-кафе, информационные стенды, организованы тренажёры-симуляторы. Здесь же организованы проходы в общественную зону трансформируемых пространств.

В Полусарае № 5 пешеходная зона может представляет собой фрагменты станции или тоннеля метро. Далее, в зоне экспозиции «Автобус», пространство насыщается стендами с чертежами и другими архивными материалами.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ:

tura8.livejournal.com/12611.html

__
Previous post Next post
Up