(Из книги Я. Г. Годеса "Этот новый старый трамвай")
8 марта 1942 года в блокадном Ленинграде пошёл трамвай. Точнее будет сказать, что трамвай тронулся с места, поскольку 3 января 1942 года была прекращена подача электроэнергии на транспортные сети, что привело к полной остановке пассажирского трамвая. 52 поезда остановились прямо на линии.
Троллейбусы стали ещё 20 декабря 1941 года.
Обсуждение вопроса о возобновлении движения началось уже в январе 1942-го. Была поставлена задача открыть грузовое движение 8 марта, а пассажирское - 15 апреля. Грузовые трамваи должны были участвовать в уборке города и помочь восстановлению пассажирского движения. Трамвайщики начали сложную и ответственную работу. Очень важно было сохранить в рабочем состоянии наиболее уязвимую часть трамвайной колеи - стрелки. Их сберегли стрелочницы - в холод и пургу из последних сил они очищали пути от снега и переводили, без конца переводили стрелки, чтобы не позволить морозу сковать металл.
Десятки километров путей, 500 километров контактной сети, сотни вагонов были в короткий срок приведены в порядок. 7 марта в Трамвайно-троллейбусное управление сообщили: в 18 часов на Клинскую подстанцию (недалеко от Витебского вокзала) подадут напряжение.
Ближе всех к этой подстанции был грузовой вагон, стоявший на Загородном проспекте. К нему и поспешила группа трамвайщиков во главе с начальником управления М. Х. Сорокой. Попробовали пустить трамвай. Поднялись на площадку вагона, поставили реверсивный барабан на "вперёд", подняли бугель и включили контроллер. Вагон вздрогнул, но с места не двинулся. Проверили - ток в сети есть. Посмотрели под вагон: он стоял на смёрзшейся глыбе льда и снега. Пришлось поработать ломами. Снова включили контроллер. И вот трамвай едет по Загородному...
На следующий день состоялся общегородской воскресник по очистке города. Электроэнергию подали на многи участки сети, и грузовые трамваи использовались для вывозки снега и грязи на свалки. Радости горожан не было предела - они изумлённо смотрели на оживший трамвай и всюду, где бы он ни появлялся, встречали егго возгласами "ура!".
Теперь предстояло сделать самое главное: открыть движение пассажирского трамвая. А это было гораздо сложнее...
(продолжение следует)
Чтобы обеспечить трамвай электроэнергией, нужно было восстановить на пятой ГЭС третий котёл. Готовясь к эвакуации, его в своё время демонтировали. Теперь же решено было не только собрать котёл заново, но и реконструировать его, приспособить для сжигания торфа. Еле державшиеся на ногах люди в очень короткие сроки выполнили эту работу, и по трамвайным проводам вновь побежала электроэнергия.
Первые пять маршрутов были запущены 15 апреля (№№ 3,7,9,10,12). В течении первой половины 1942 года в эксплуатацию вступили также маршруты №№30 и 20. В конце сентября были закончены работы по прокладке кабеля от Волховской ГЭС по дну Ладожского озера. Дополнительная энергия позволила запустить 20 ноября маршруты №№ 18,19,24.
Подстанции, давшие первое напряжение блокадному трамваю:
Спарвка по трамвайным тяговым подстанциям:
(книга 50 лет ленинградского трамвая,1957)
В 1906-1907 гг.,к моменту пуска трамвая,было построено 5 тяговых подстанций:
- Подьяческая (им.25-летия Октября)
- Рождественская (им. Урицкого)
- Новопетергофская (Лермонтовская)
- Василеоствровскя (Коминтерна)
- Петербургская (Красных Зорь).
В 1915-16 гг. были потсроены еще 3 подстанции того же типа.
Здания(по всей вероятности,типовые) располагались по красной линии улиц и имели хорошо оформленные фасады. Неплохо сохранилось здание,например,на Карповке (рядом с Домом Ленсовета). По Лесному, 28 тут:
http://babs71.livejournal.com/179875.html?view=5508003#t5508003Одна часть подстанции представляла собой высокий просторный машинный зал с большими оконными проемами.Другая часть зданий являлась 2-3 этажной служебной пристройкой (с жильем для персонала на 2-3 этажах!).
К 1915 г. была построена тепловая трамвайная электростанция (Атаманская улица?). Место расположения станции было выбрано весьма неудачно (место в книге не указано) - она оказалась в стороне от подстанций и 6 кВ кабели протянулись по городу аж на 12.5 км. В 1932-40 гг. было построено 9 новых подстанций. При каждой новой подстанции имелись двухэтажная мастерская,башня с резервуаром для воды и небольшая жилая часть.