СТЕНА ПАМЯТИ - дизайн-концепция оформления фасада Блокадной подстанции

Apr 29, 2010 11:36

СТЕНА ПАМЯТИ

Дизайн-концепция оформления фасада
тяговой подстанции №11 по адресу: СПб, Фонтанка, 3а.

Авторы:
Виктор Туралин
Григорий Жинков

Дизайн-концепция «Стена памяти»

Сейчас здание, известное как «блокадная подстанция», к сожалению довольно неприметно и нуждается в повышении эмоциональной выразительности. Для этого фасад блокадной подстанции предлагается оформить постоянной фото экспозицией и оживить динамичной подсветкой.

Фасад здания состоит из двух основных объёмов: вертикального(слева) и горизонтального(справа). Эпизоды жизни осаждённого города, запечатлённые в серии фотоиллюстраций, фиксируются на продольной части фасада, на уровне глаз, формируя собой мерцающую в тёмное время суток световую полосу прерывающуюся лишь у входа. Расположение фотографий вплотную друг к другу создаёт эффект развёрнутой вдоль фасада киноленты. В противовес к ней, такое же лаконичное, но уже вертикальное световое подчеркивание с искрящейся иллюминацией возникает в высоком проёме окна из стеклоблоков в выступающей части фасада слева.

image Click to view


Видео: Григорий Жинков

Основная цель заявленной дизайн-концепции - это сохранение памяти о героических событиях нашей истории для молодых поколений. Световое и информационное оформление фасада позволит зданию блокадной подстанции занять достойное место среди подобных точек по проведению соответствующих памятных акций.
Сегодня такими точками, например, являются: надпись «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», Памятник репродуктору на углу Невского и Малой Садовой и Блокадный спуск к воде на набережной реки Фонтанки у Аничкова моста.

Учитывая местоположение и объём здания блокадной подстанции, а также конфигурацию площади перед её фасадом, данная концепция сделает адрес «Фонтанка, 3а» самым привлекательным с точки зрения наглядного получения информации и проведения акций памяти в историческом центре города.




Памятник Великой Отечественной войны
На здании размещается мемориальная доска «ПОДВИГУ ТРАМВАЙЩИКОВ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. ПОСЛЕ СУРОВОЙ ЗИМЫ 1941-1942 ГОДА ЭТА ТЯГОВАЯ ПОДСТАНЦИЯ ДАЛА ЭНЕРГИЮ В СЕТЬ И ОБЕСПЕЧИЛА ДВИЖЕНИЕ ВОЗРОЖДЕННОГО ТРАМВАЯ».

15 апреля 1942-го - пуск первого пассажирского вагона - эта дата важна во многих отношениях, в частности, как дата эмоционального перелома. Ещё недавно у стен Блокадной подстанции собирались очевидцы тех событий, вспоминая, как в то время люди встречали трамвай на вымерзших улицах, обнимались и плакали, как говорили, что слышат в знакомых трамвайных звонках звон колоколов приближающейся победы.
Но уже сегодня молодое поколение Петербуржцев рискует утратить этот памятный ориентир, так как здание подстанции планируют снести для строительства на её месте гостиницы.

История Архитектуры
Здание выстроено по экспериментальному проекту, разработанному в 1920-х гг. ленинградским архитектором Р. И. Кохановой. Подобные проекты создавались в то время под влиянием ленинских планов электрификации страны и поставленной задачей развития нового транспорта для рабочих. Здание является памятником советскому плану ГОЭЛРО.

По мнению руководства КГИОП здание блокадной подстанции «представляет собой редкий в центральных районах Петербурга образец производственного сооружения, решенного в приемах конструктивизма». На данный момент специалистами в области архитектуры подготовлен полный список всей конструктивистской застройки 20-30-х годов в Ленинграде - более 150 объектов. И эта подстанция на Фонтанке, по мнению специалистов, входит в первую десятку образцов ленинградской супрематической архитектуры - тут отголоски Малевича, влияние Никольского. Подобные экспериментальные работы у многих других мастеров советского авангарда оставались на бумаге.

Концепция «СТЕНА ПАМЯТИ» дополняет архитектуру здания в соответствии с конструктивистскими идеями и неосуществлёнными замыслами авангарда: информационная насыщенность, подчёркивание формы светом.

Туристическое значение
Объект представляет собой несомненную ценность с точки зрения туризма, так как находится в зоне основных туристических маршрутов и служит наглядным символом целой эпохи в жизни города (1920 - 1940-е годы), как ни одно другое здание в историческом ядре. Архитектура здания учит ценить ту новаторскую, модернистскую составляющую истории города, которая для мировой культуры не менее важна, нежели другая - традиционная, классическая. По крайней мере, образованным туристам, прибывающим к нам из-за рубежа, найти в Петербурге следы деятельности Малевича, быть может, даже интереснее, чем ознакомиться с шедеврами Лидваля или Растрелли.

Непосредственная функция подстанции
Как элемент системы электроснабжения троллейбусных линий центра города и трамвайной сети блокадная тяговая подстанция №11 по-прежнему довольно важна. Развитие электротранспорта как экологически чистого - это будущее исторических городов и город не может ради сиюминутной выгоды поступиться важным звеном в питании сети, поэтому функциональное назначение данного здания рассматривается в неизменном русле.
Previous post Next post
Up