Сравнение христианской общины с коммунами в СССР. Часть - III

Jan 06, 2017 18:35

Оригинал взят у vazibi в Сравнение христианской общины с коммунами в СССР. Часть - III



Труд в монастыре
Труд является важной составляющей жизни в монастыре. Без этого элемента не укротить в себе гордыню, не воспитать в себе смирения, не выработать характер  и  не выжить в суровых условиях. Труд является частью духовного пути монаха. Это не просто необходимость, а часть веры. Труд сплачивает людей в монастыре. Если монах не молится, тогда он работает по хозяйству. Примеры простого физического труда в монастыре опять же можно обнаружить в жизни Сергия, и от него мы можем понять, как трудились остальные монахи, ибо Сергий был для них примером трудолюбия и духовного подвига.


Теперь вспомним монахов, прибывших к Сергию. Святой попросил их построить себе кельи, и они начали строить. Сергий помогал им в работе, «таскал брёвна, носил воду в двух водоносах на гору, молол ручными жерновами, пёк хлебы, варил пищу, кроил одежду, обувь, был по Епифанию, для всех «как купленный раб», - говорится у Б. Зайцева.
Монахи, дабы иметь пищу, трудились в своих маленьких огородах и на раскинутых вокруг монастыря пашнях. Когда хозяйство монастыря начало расширяться, встала необходимость постройки новых зданий - тра­пез­ной, хле­бопе­кар­ни, кла­довой, ам­ба­ров и т.п. Знания Сергия о профессии плотника передавались остальной братии. Все трудились при строительстве, на хозяйстве и в молитве.
Излишки хозяйственной продукции, которые позже стали появляться, монастырь перенаправлял в богадельни, где принимали путников или просто голодный люд, там их кормили и лечили. Богадельня могла существовать только при общежитии.
Обитель Сергия производила и интеллектуально-культурную продукцию. Известно, что здесь получали необходимое образование «списатели», - «в риз­ни­це ос­та­лось мно­го книг и оп­ле­тен­ных в ко­жу ру­копи­сей то­го вре­мени. Напр., Еван­ге­лие пр. Ни­кона, Слу­жеб­ник, пи­сан­ный его же ру­кой в 1381 г., на пер­га­мен­те, «По­уче­ния Ав­вы До­рофея», 1416 г., «ру­кою мно­гог­решно­го ино­ка Ан­то­ния», «Лес­тви­ца», 1411 г., «спи­сан­ная ру­кою гру­бого и ху­дого, стран­но­го, пос­ледне­го во ино­цех, сми­рен­но­го мно­гыми гре­хи Вар­ла­ама». Также обучали иконописи. Племянник Сергия Фе­одор, в юнос­ти пос­три­жен­ный, ов­ла­дел ико­нописью именно в монастыре св. Троицы.
Благодаря всему тому, что было сказано выше, Сергиевский монастырь представлял собой и аналитико-политическую площадку. Именно сюда приезжали князья, чтобы спросить не только благословения, но и совет, в том числе  политический. К такому примеру можно отнести московского князя Дмитрия Донского, который перед куликовской битвой приезжал в монастырь вместе с другими князьями спрашивать совета у Сергия. В житии указываются и другие схожие случаи.
         

В заключение приведем слова Л.Н Гумилева из его книги «От Руси до России», где он также высоко оценивал общежитейское устройство монастырей, построенных Сергием и его учениками (всего более 100): «Каждый монастырь играл роль не только церкви, но и больницы, и школы, и библиотеки. Конечно, врачей среди монахов было меньше чем в современной поликлинике, а книг меньше, чем в библиотеке Академии наук, но врачи лечили, а книги читались». Такая духовная, просветительская и мобилизационная детальность притягивала людей и вскоре охватила всю Русь, возродив в ней единство народа, укрепив веру и дав выдержку в борьбе против монголов.
Надеюсь, мы сумели представить себе устройство жизни и быта христианских коммун.  Теперь мы сделаем скачок на много столетий вперёд, в начало XX века, и рассмотрим пролетарские крестьянские коммуны  молодого Советского Союза.

Часть - I
Часть - II
Часть - IV

Previous post Next post
Up