Оригинал взят у
vazibi в
Сравнение христианской общины с коммунами в СССР. Часть - III Труд в монастыре
Труд является важной составляющей жизни в монастыре. Без этого элемента не укротить в себе гордыню, не воспитать в себе смирения, не выработать характер и не выжить в суровых условиях. Труд является частью духовного пути монаха. Это не просто необходимость, а часть веры. Труд сплачивает людей в монастыре. Если монах не молится, тогда он работает по хозяйству. Примеры простого физического труда в монастыре опять же можно обнаружить в жизни Сергия, и от него мы можем понять, как трудились остальные монахи, ибо Сергий был для них примером трудолюбия и духовного подвига.
Теперь вспомним монахов, прибывших к Сергию. Святой попросил их построить себе кельи, и они начали строить. Сергий помогал им в работе, «таскал брёвна, носил воду в двух водоносах на гору, молол ручными жерновами, пёк хлебы, варил пищу, кроил одежду, обувь, был по Епифанию, для всех «как купленный раб», - говорится у Б. Зайцева.
Монахи, дабы иметь пищу, трудились в своих маленьких огородах и на раскинутых вокруг монастыря пашнях. Когда хозяйство монастыря начало расширяться, встала необходимость постройки новых зданий - трапезной, хлебопекарни, кладовой, амбаров и т.п. Знания Сергия о профессии плотника передавались остальной братии. Все трудились при строительстве, на хозяйстве и в молитве.
Излишки хозяйственной продукции, которые позже стали появляться, монастырь перенаправлял в богадельни, где принимали путников или просто голодный люд, там их кормили и лечили. Богадельня могла существовать только при общежитии.
Обитель Сергия производила и интеллектуально-культурную продукцию. Известно, что здесь получали необходимое образование «списатели», - «в ризнице осталось много книг и оплетенных в кожу рукописей того времени. Напр., Евангелие пр. Никона, Служебник, писанный его же рукой в 1381 г., на пергаменте, «Поучения Аввы Дорофея», 1416 г., «рукою многогрешного инока Антония», «Лествица», 1411 г., «списанная рукою грубого и худого, странного, последнего во иноцех, смиренного многыми грехи Варлаама». Также обучали иконописи. Племянник Сергия Феодор, в юности постриженный, овладел иконописью именно в монастыре св. Троицы.
Благодаря всему тому, что было сказано выше, Сергиевский монастырь представлял собой и аналитико-политическую площадку. Именно сюда приезжали князья, чтобы спросить не только благословения, но и совет, в том числе политический. К такому примеру можно отнести московского князя Дмитрия Донского, который перед куликовской битвой приезжал в монастырь вместе с другими князьями спрашивать совета у Сергия. В житии указываются и другие схожие случаи.
В заключение приведем слова Л.Н Гумилева из его книги «От Руси до России», где он также высоко оценивал общежитейское устройство монастырей, построенных Сергием и его учениками (всего более 100): «Каждый монастырь играл роль не только церкви, но и больницы, и школы, и библиотеки. Конечно, врачей среди монахов было меньше чем в современной поликлинике, а книг меньше, чем в библиотеке Академии наук, но врачи лечили, а книги читались». Такая духовная, просветительская и мобилизационная детальность притягивала людей и вскоре охватила всю Русь, возродив в ней единство народа, укрепив веру и дав выдержку в борьбе против монголов.
Надеюсь, мы сумели представить себе устройство жизни и быта христианских коммун. Теперь мы сделаем скачок на много столетий вперёд, в начало XX века, и рассмотрим пролетарские крестьянские коммуны молодого Советского Союза.
Часть - I Часть - II Часть - IV