Нассим Талеб, книга "Чёрный лебедь: мощное воздействие крайне маловероятных событий"
Талеб пишет, что до открытия Австралии люди в старом мире считали, что все лебеди - белые, и в этой вере нет ничего удивительного, так как она полностью подтверждалась эмпирическими данными. Открытие первого чёрного лебедя было большим сюрпризом для орнитологов, но главное, по словам Талеба, в истории не это. Она иллюстрирует жёсткую ограниченность нашей способности учиться на основании опыта и хрупкость нашего знания. Одно единственное наблюдение может разрушить обобщение, основанное на миллионах наблюдений в течение тысячелетий. Талеб предлагает называть «Чёрным Лебедем» событие, которое имеет три следующих атрибута:
1) Оно необычно и лежит за пределами наших ожиданий
2) Последствия этого события крайне велики
3) Несмотря на нерядовой характер этого события, человеческая природа заставляет нас придумать такие объяснения этому событию, что оно выглядит задним числом объяснимым и предсказуемым.
То есть три отличительных свойства Чёрного Лебедя - этот редкость, значительные последствия и ретроспективная предсказуемость. Небольшое количество Чёрных Лебедей объясняет, по словам Талеба, почти все свойства нашего мира: успех идей и стран, динамику исторических событий, личную историю людей. Более того, по мнению Талеба, с ходом истории, от неолита до наших дней, частота Чёрных Лебедей растёт и жизнь становится всё более непредсказуемой.
Далее Талеб приводит классические примеры непредсказуемости событий, вроде Первой и Второй мировой войн для людей, которые жили до этих событий. К сожалению, мы не можем оценить реальную степень непредсказуемости этих событий для людей, живших в то время, так как наше представление непоправимо искажено последующим знанием. Однако Талеб утверждает, что прихоти, эпидемии, мода, идеи, возникновение стилей искусств - всё это имеет динамику событий, подобную Чёрным Лебедям.
Комбинация низкой предсказуемости и значительных последствий делает Чёрных Лебедей трудноразрешимой задачкой, но вовсе не это является главной проблемой, которую Талеб обсуждает в своей книге. Самое главное состоит в том, что мы склонны действовать так, как если бы Чёрных Лебедей не существовало. Для разъяснения этого момента Талеб обращается к своему опыту работы в сфере финансов. Он утверждает, что обычные портфельные инвесторы воспринимают риск как колоколообразную кривую нормального распределения некой величины вокруг её среднего значения. Однако в их расчетах вы не найдёте возможностей возможности Чёрных Лебедей. Стратегию своего инвестиционного фонда Талеб построил именно на использовании этого психологического свойства людей. Он покупал контракты (опционы), которые стоили очень не дорого, но приносили прибыль только в случае очень редких явлений-катастроф, и затем ждал, как рыбак, закинувший удочку. Любые внезапные колебания рынка приносили ему прибыль.
Центральной идеей свой книги Талеб считает нашу слепоту относительно случайности, особенно относительно больших событий. Он вопрошает, почему мы концентрируемся на пенни, а не на долларах. Почему мы концентрируемся на малых процессах, а не на больших. Почему, по словам Талеба, чтение газеты в действительности уменьшает наше знание о мире, а не увеличивает его.
Нетрудно увидеть, продолжает он, что жизнь - это кумулятивный эффект нескольких значительных событий. Далее Талеб предлагает мысленный эксперимент: рассмотреть свою собственную жизнь и изучить роль в ней непредсказуемых внезапных событий с огромными последствиями. Много ли технологических перемен пришли именно в тот момент, когда вы их ожидали? Вспомните в своей жизни моменты выбора профессии, встречи спутника жизни, изгнания из родины, предательства, внезапного обогащения и разорения - как часто такие вещи случались тогда, когда вы их запланировали? Недавно распространилась поговорка «расскажи Богу о своих планах - пусть он повеселиться». Она об этом.
По Толебу, логика чёрных лебедей делает то, что вы не знаете гораздо более важным, чем то, что вы знаете. Большинство Чёрных Лебедей случились только потому, что были неожиданными. Если бы возможность террористической атаки 11 сентября считалась бы реальной, то эта атака была бы невозможна. Невозможность предсказать масштабные события делает невозможным, по Талебу, предсказание хода истории. Однако мы действуем так, как если бы могли предсказывать исторические события и даже более того, менять ход истории. Мы пытаемся предсказать, что будет с нефтью через 30 лет, но не можем предсказать, сколько она будет стоить следующим летом. В силу этого, по мнению Талеба, эксперты знают не больше обычных граждан о будущем, однако умеют продавать свои предсказания с помощью графиков и цифр. Поскольку Чёрные Лебеди непредсказуемы, мы должны приспособиться к их существованию, а не наивно пытаться их предсказать. Хорошим примером использования Чёрных Лебедей в своих целях является история про Хаджу Насредирна и ишака. Он не пытается предсказать будущее, а только знает, что за 20 лет случится какой-нибудь Чёрный Лебедь, который избавит его от необходимости учить ишака говорить.
Другим важным обстоятельством, по Талебу, является склонность людей учиться частностям, а не общим закономерностям. Чему люди научились благодаря 11 сентября, вопрошает он? Научились ли они тому, что некоторые события, определяющие жизнь, находятся далеко за пределами царства предсказуемого? Нет. Обнаружили ли они дефект во встроенной нас общепринятой мудрости? Нет. Так чему же они научились? Они научились конкретным правилам избегания исламских террористов в самолётах и высоких зданий. Другим примером слишком конкретной реакции является строительство линии Мажино французами перед Второй мировой войной. Талеб предлагает следующий софизм: Мы не способны сами собой научиться тому, что мы не учимся тому, что мы не учимся. Особенность наших умов состоит в том, что мы учимся фактам, а не правилам, и в силу этого, нам особенно трудно обучиться метаправилам (например, тому, что нам плохо даются правила), полагает Талеб.