Из главы "Как нравственные люди принимают безнравственные решения"
«...Это тем более справедливо, что «Корвейр» [речь об автомобиле корвет, перевод советский, неточный] действительно был опасным в эксплуатации автомобилем по самим своим конструкционным характеристикам. В основу его модели были заложены принципы конструкции зарубежной марки «Порше». Такие машины оснащаются размещенными сзади моторами, с независимой системой подвески колес. На «Корвейре» двигатель был цельноалюминиевый, с воздушным охлаждением (в отличие от стандартного чугунного с водяным охлаждением). Это плюс заднее расположение мотора делало машину новой и несколько необычной для американского рынка.
Между тем, машинам с задним расположением двигателя и независимой системой подвески колес присущ ряд конструкционных недостатков. При поворотах на высокой скорости они имеют свойство терять устойчивость, их сильно заносит и, следовательно, ими трудно управлять. В таких случаях задняя часть автомобиля приподнимается или «подпрыгивает», а задние колеса уходят под корпус, и в результате машина переворачивается. На скоростном «Корвейре» у водителя возникало ложное ощущение, что он легко управляет машиной, тогда как он фактически он оказывался на грани потери управления ею. Последствия подобных конструкционных дефектов могут оказаться роковыми.
Все эти недостатки «Корвейра» были документально зафиксированы в конструкторском центре «Дженерал моторс» задолго до того, как модель была запущена в продажу. Фрэнк Уинчел, занимающий ныне пост вице-президента, курирующего конструкторские подразделения, а в то время работавший инженером-конструктором в отделении «Шевроле», однажды перевернулся на испытаниях одного из первых образцов «Корвейра» на автодроме «Дженерал моторс» в Милфорде, штат Мичиган. И такие аварии случались еще не раз. [....]
Однако слово Коула как в вопросах производства, так и вопросах сбыта имело решающее значение. К тому же, по его предположениям, себестоимость производства «Корвейра» была бы ниже себестоимости такой же машины с обычной подвеской колес. Руководство корпорации не только согласилось с Коулом, но, по существу, обратилось к противникам этой модели с ультиматумом: «Заткнитесь с вашими возражениями. Играйте с командой или вам придется поискать работу где-нибудь в другом месте». И злополучный «Корвейр» осенью 1959 г. поступил в продажу.
Последствия оказались катастрофическими. Не думаю, чтобы какой-либо другой автомобиль - до «Корвейра» или после него - поставил такой страшный рекорд аварий на дорогах. Модель была рассчитана на то, чтобы удовлетворять вкусы, отвечать настроениям молодежи. Иногда ее продавали как спортивную машину. Поэтому молодые владельцы «Корвейра» стремились вести свою машину на поворотах с большой скоростью - и в устрашающем числе случаев невольно становились самоубийцами.
Уже года через два юридический отдел «Дженерал моторс» оказался заваленным судебными исками по поводу этой машины. По злой иронии капризной судьбы, «Корвейр» обрушил тяжелый удар на всю автомобильную индустрию, унеся жизни многих администраторов, служащих, дилеров самой «Дженерал моторс».
Сын генерального управляющего отделением «Кадиллак» Кэла Вернера погиб на «Корвейре». Вернер был абсолютно уверен, что причиной несчастья послужили конструктивные дефекты машины. Он повторял это неоднократно. Сын Сая Осборна, исполнительного вице-президента в 60-х годах, получил при аварии «Корвейра» тяжкие увечья, непоправимую черепно-мозговую травму. Племянница Кнудсена была тяжело ранена в аварии на автомобиле той же модели. В такой же машине был убит сын дилера отделения «Шевроле» в Индианаполисе. Мой любимый комический актер Эрни Ковач также погиб на «Корвейре». [...]
К сегодняшнему дню судебные издержки и внесудебные соглашения поглотили уже миллионы долларов в виде компенсации родственникам, погибших и самим искалеченным в авариях «Корвейра». А корпорация продолжает упрямо отстаивать, свои утверждения о безопасности машины в ее первоначальном варианте, несмотря на наличие документальных свидетельств собственных конструкторов компании, доказывающих, что она действительно была опасной, и несмотря на ужасающее число погибших и изуродованных в авариях этой машины».