Между тем, Голливуд на пару с американским телевидением показали нам уже более десятка женщин-президентов США. Что характерно, поначалу исключительно в комедиях и-или (не)научной фантастике.
*** (1) ***
Первым в этом ряду называют немой фильм 1924 года
«Последний мужчина на земле», сюжет которого был очень вольно основан на идее из одноимённого
романа Мэри Шелли. А именно: на землян мужского рода напал мор, в результате которого они повально умирают по достижению 14-летнего возраста. Ну, и раз мужчин нету, то все властные позиции занимают женщины. Последствия женского правления плачевны: Белый дом лежит в руинах, его газоны заросли сорняками, в которых прячутся президентские кошки. Сама же мадам президент сражается с сенаторками за случайно обнаруженного выживанца-мужчину в расцвете лет.
Современный картине рецензент припечатал её как
«буйную фантазию», и с ним трудно не согласиться, даже если судить только по её постеру. К тому же из постера совершенно невозможно понять, кто именно из изображённых на нём красавиц в экзотических одеяниях является президентом США 1960 года - время «далёкого будущего», в котором происходит действие фильма.
*** (2) ***
Вторая фантазия с женщиной президентом под названием
«Проект Лунная база» вышла в 1953 году, и автором её сценария значится не кто иной как
Роберт Хайнлайн. Этот фильм сильно привязан к своему времени: тут и «картонные» декорации, и наивные спецэффекты, и зловредные советские шпионы, и грубый сексисткий юмор... Впечатление можно составить по
трейлеру:
Click to view
Примечательно, что Хайнлайн угадал с точностью до нескольких месяцев дату, когда американцы на самом деле впервые высадились на Луне - в 1970-м году. На президента ссылаются в течение всей истории, но показывают его, точнее, её -- безымянную пожилую женщину, сыгранную актрисой
Эрнестин Бэрриер, только в последних кадрах фильма. Печально, но факт: женщина-президент США оказалось более фантастическим допущением, чем космические полёты и высадка на луну.
И всё-таки «Лунная база» - явный шаг вперёд по сравнению с «Последним мужчиной» в восприятии женщин, облечённых властью, в том числе президентской. По крайней мере, Белый дом не только цел и невредим, но и оснащён прямой видео-связью с Луной. И хотя шуток-прибауток на тему несуразности женщин у руля хватает, по поводу президента их не высказывают. Тем не менее, и этот фильм отнюдь не разрушает, а скорей закрепляет патриархатные гендерные расклады, царившие в Штатах всего полвека назад. К примеру, главой разведывательной экспедиции на Луну назначается красавица-лётчица, но при этом и прямо, и косвенно утверждается, что на самом деле всем будет заправлять её помощник-мужчина. Когда же эта парочка решает пожениться (главным образом по причине неправильности сожития двух разнополых субъектов на лунной базе), новобрачная тут же просит начальство повысить супруга в звании, чтобы ему не было обидно иметь жену-начальницу.
*** (3) ***
Следующим фильмом с женщиной-президентом стала комедия 1964 года
«Поцелуи моему президенту». Его можно посмотреть на ютьюбе - если не весь фильм, то хотя бы вступительные кадры, дающие представление о его стилистике и типе юмора:
Kisses For My President. Главный герой там тоже вовсе не «мадам президент» Лесли МакКлауд (к слову, её играла тридцатичетырёхлетняя актриса
Полли Берген - при том, что по закону, президентом не может быть человек моложе 35 лет), а её муж, успешный предприниматель, продавший свой бизнес, чтобы стать «первым джентльменом». Для сравнения: играющему его актёру на время съемки было 56 лет.
Предполагаемое смешное в «Поцелуях» построено на несоответствии первосортного статуса главного героя - белого среденеклассового и средневозрастного мужчины - со второсортным положением, в котором он оказался. Для пущего оживляжа его пытается соблазнить бывшая однокурсница жены, а ныне тоже успешная бизнесвумен в области косметики. Понимая, что персональным чарами ей это не удастся, она использует «бизнес-приманку», обещая не просто должность зама и директора по всем мужским продуктам, но и настоящее партнёрство. Первый джентльмен клюёт, несмотря на явное неудовольствие жены, и неизвестно, чем бы дело кончилось, не окажись соблазнительница жадиной-говядиной, не желающей делиться с новым сотрудником-партнёром ни прибылью, ни славой.
К чести создателей этой комедии женщину-президента в ней не только не высмеивают, но и не подвергают сомнению её выдающиеся личные качества. Она умна, образованна и сильна характером. При общении с оппонентами прекрасно держит удары, нередко применяя убийственную иронию. Предпочитает выражать свою точку зрения прямо, не переходя однако границы дипломатии и приличия. Прямо идеальный президент, даже слишком идеальный - косвенно подкрепляющий стереотип, что женщины «чересчур чисты» для «грязной политики». Есть у неё ещё одна ахиллесова пята - родные дети, отбившиеся от рук без материнских заботы и контроля. Предполагается, наверное, что отец по природе своей не может заменить мать и её воспитующее и облагораживающее влияние. Все конфликты впрочем благополучно разрешаются в конце фильма - мадам президент падает в обморок, выясняется, что она беременна, в следующем кадре она буквально уходит в отставку под ручку с мужем. Все довольны, включая видимо и большинство тогдашней публики, в очередной раз убедившейся в абсурдности и нереалистичности идеи женщины-президента.
*** (4) ***
Спустя двадцать лет, в 1985 году, в телевизоре показали уже вполне функционирующую женщину в расцвете лет, работающую президентом США - в комедийном сериале
Hail to the Chief («Слава вождю!»). В названии тут обыгрываются первые строки официального
гимна американскому президенту. Создательницей сериала стала одна из первых женщин, добившихся существенного успеха в телеиндустрии,
Сьюзен Харрис. Она сняла его в стиле мыльной оперы, в котором была признанной мастерицей, одновременно используя и пародируя мелодраматические и юмористические потенциалы жанра. Пару образцов сериальных шуток можно посмотреть-послушать в
коротком ютьюбовском ролике:
Click to view
Главной героине, президенту США Джулии Мэнсфилд, приходится решать весьма разнообразные проблемы: разряжать угрозу атомной войны с Советским Союзом, искать и обезвреживать шпионов в кабинете министров, уклоняться от персональных атак со стороны религиозных консерваторов, лечить импотенцию родного мужа и разбираться с секс-скандалом вокруг родного сына. Она показана типичной замотанной матерью семейства, никогда не теряющей присутствия духа и чувства юмора ( а если таки теряющей, то разве что на пару секунд).
*** (5) ***
Для полноты картины следует упомянуть как бы президента Тэффи Дэйл из научно-фантастического фильма с элементами чёрного юмора и политической сатиры, сделанном на основе весёлых картинок
коллекционных карточек в 1996 году,
«Марс атакует!» На самом деле практически в течение всего действия президент там вполне традиционный, и его играет Джек Николсон. Тэффи Дэйл - президентская дочка, и в самом конце этого безумного бреда она оказалась единственным человеком, имеющим хоть какое-то отношение отношение к правительству, кто выжил после атаки марсиан сначала на Штаты, а потом и на весь мир. Единственное, что успела сделать Тэффи - это раздать медали как бы победителям-землянам, изничтожившим марсианских захватчиков с помощью песни, буквально взрывающей их мозг.
*** (6) ***
Cледом, в 1998 году, вышла ещё одна фарсовая комедия
Мафия!, на этот раз пародирующая культовые американские фильмы, такие, как «Крёстный отец», «Казино», «Английский пациент» и «Форест Гамп». Президентом в закадровой истории становится молодая и красивая «девушка-ромашка» Диана Стин - после того, как уходит от главного героя по имени Тони, познакомившись поближе с его мафиозной семьёй. Она чуть было не разоружает весь мир, но тут в её жизни опять появляется Тони и уговаривает отложить эту благородную миссию на после-свадьбы.
Даже судя по краткому описанию сюжета, понятно, что «Мафия!», как говорится, на любителя. Но одним коротеньким роликом из него я хочу поделиться. В нём «перевёртывается» классическая ситуация, когда мужчина встречает свою прежнюю любовь, с которой не виделся многие годы, и обнаруживает, что в его остутствие она родила и вырастила их совместного ребёнка. Здесь же в роли такого мужчины выступает Диана. Невесть какая хитрость, но смешно и в некоторой степени поучительно:
I'd like you to meet someone Click to view
*** (7) ***
На пороге 21-го века, в 2000 году до женщины-президента добрались создатели бессмертного мультика «Симпсоны», поставив на этот пост самую здравомысленную представительницу семейства, Лизу Симпсон. Случилось это в 17-м эпизоде 11-го сезона
Bart to the Future , в названии которого обыгрывается название знаменитого фильма «Назад в будущее», поэтому перевод «Барт в будущем» звучит боль-мень верно, но теряет часть значения.
Лиза стала президентом в наркотическом видении Барта, показывающим ему, кем он станет через тридцать лет - если не прекратит быть долбоёбом если не исправит свое поведение. Самое поразительное в этом мультике, когда смотришь его сейчас - упоминание, что предшественником Лизы оказался Дональд Трамп. Да-да, тот самый новоизбранный только что президент в совершенно реальных США. Ещё одна деталь оттуда, обещающая стать провидческой - субтитры на кадре с Лизой, совещающейся со своим кабинетом: «Как вы знаете, президент Трампа оставил нам громадный бюджетный дефицит».
Вот тут можно (и нужно!) посмотреть двухминутный кусочек из «Барта в будущем», касающийся Лизиного президентства:
The Simpsons - President Lisa Simpson. Здесь я его тоже вставлю:
Click to view
*** (8) ***
Показательной переходной фигурой от первой, «потешной» части списка, к современным героиням, поданным уже вполне всерьёз, является Лора Розлин - президент
Двенадцати Колоний - альтернативной человеческой цивилизации из сериала
«Звёздный крейсер Галактика». Строго говоря, она не подпадает под определение президента США, но во-первых, придуманная реальность сериала культурно и стилистически плоть от плоти современных Штатов, а во-вторых, уж больно хороша актриса Мэри Макдоннелл, чтобы не воспользоваться поводом её показать.
Лора Розлин унаследовала пост президента, оказавшись наиболее высокопоставленным среди оставшихся в живых членом правительства - министром образования, номером 43 в иерархии власти - после того, как отбившиеся от рук роботы (сайлоны) вероломно напали и уничтожили почти всё человеческое население. В этот же момент у неё диагностируют рак груди в продвинутой стадии. Получается, что смертельно больной женщине приходится спасать от гибели не только себя, но и всё человечество, чем она и занимается с переменным успехом на протяжении четырёх сериальных сезонов, с 2004 по 2009 годы.
В процессе президент Розлин сталкивается с многочисленными и сложнейшими проблемами по организации жизни на «Галактике» и защите её обитателей. Решая их, она демонстрирует изрядные изобретательность, силу духа, спокойствие и стойкость. Здоровье своё она тоже пытается поправить с помощью экспериментального лечения (вызывающего галлюцинации).
Особого упоминания заслуживает то, что во время съёмок актрисе Мэри Макдоннел было сначала хорошо за сорок, а потом и за пятьдесят - «правильный» возраст, какой был бы у мужчины в аналогичной роли. Для фантастического жанра, с его дежурным имманентным сексизмом, обычно использующим женщин в двух архетипических ролях: беззащитная дева, которую нужно спасти, и-или опасная красавица, объект вожделения - это немалое достижение. Да и вообще, «Галактику» называют феминистской утопией -- за относительно большое число активно действующих и разнообразных женских персонажей -- почти как мужских.