Староверы Причудья - Луковые Русские

Jan 19, 2015 11:29

Причудье - это земли около Чудского озера. Сюда мы заехали (в рамках блог-тура по Эстонии), чтобы побывать в музее старообрядчества, который был создан в деревне Большие Кольки в  1999 году по инициативе старейшины Причудской волости Нины Иосифовны Бараниной, экспонаты для которого собирали всей деревней, и в Туристическом центре Причудья.




Деревня Колкья - центр волости Пепсияяре Тартусского уезда в Эстонии. Нынешняя Колкья образовалась в результате фактического слияния двух русских деревень - Большие Кольки и Малые Кольки. Первые письменные сведения о ней относятся к 1592 г. После произошедшей в 1652 г. церковной реформы Никона и свершившегося в 1666 г. церковного раскола, тысячи россиян вынуждены были сниматься с насиженных мест и идти за верой в новые земли, где им не будут мешать верить в своего бога. Русские староверы верны своей вере, которая остается непоколебимой с Х века, с крещения Руси. Старообрядцы не признают введенные патриархом Никоном изменения в облачении и литургических текстах. После церковной реформы староверы были объявлены царским указом вне закона - их дома и церкви сжигали вместе с людьми, приверженцев старой веры заточали в тюрьмы.
Староверцы начали селиться в Причудье в конце 17-го, в начале 18-го века. Как и в других местах, куда бежали християне от гонений, им позволялось брать непригодные земли... тут были сплошные болота. Многие дома и даже старообрядческий храм построены на плотах, поскольку кругом клюквенные болота, да и озеро может показать свой норов. Вода - вот главная причина, по которой в здешних краях грядки в огородах копают (каждый член семьи своей лопатой) таким образом, чтобы они получались высокими. Высокие, как говорят в Причудье, гряды объясняются и еще одной причиной: между ними - в межугрядке - должна поместиться вся сорная трава, которую выпалывают летом. На следующий год новые грядки копают таким образом, чтобы они получились на месте межугрядка. Лук на такой грядке наливается соком, а хозяевам не приходится голову ломать, что делать с компостом. Именно за умение возделывать лук, староверов стали называть "луковые русские". По преданию это тот самый лук, то немногое, что удалось вывезти с собой из России.



Староверы отказались от всех сакральных символов, за исключением крещения, исповеди и похоронного обряда. Их общины самостоятельны, обязанности священ­ника исполняет выбранный общиной наставник, которым может быть и женщина. Однако исповедовать может только мужчина.
К примеру, крестятся староверы двумя пальцами. Они также продолжают использование древнерусских переводов религиозных текстов и не прибегают к полифоническому пению. До сих пор в школах изучают старинный способ записи нот "крюками". В иконографии они признают только иконы, написанные в старом византийском стиле, а во время религиозных служб, которые могут длиться несколько часов, прибегают к большому количеству поклонов и распростертых положений тела. Служба - строгая и торжественная - служится на церковнославянском языке.  В моленном доме дети стоят спереди, мужчины - слева, а женщины - справа и обязательно в платках. Платок не снимают практически никогда. причем его не завязывают, а закалывают булавками.

Надпись на странице: "Горки" - ключ к разумению Божественного пения. Это наглядное пособие, созданное на основе "горки" поморскиого происхождения. способствует лучшему восприятию последовательности и высоты "солей" (нот) при изучении знаменного пения."


Некоторые из наиболее строгих староверов считают брадобритие большим грехом и также запрещают пить кофе и курить. Считается, что безбородым может ходить только холостяк. А мужчина в браке - обязательно должен иметь окладистую бороду. Хотя "в браке" - это не совсем правильно. Ведь брачного обряда не существует, а, значит, у староверов - свободные браки. Однако зачастую это союз на всю жизнь. Староверы, живущие на берегах Чудского озера, практически все находятся либо в родственным связях, либо в соседских или дружеских отношениях. Смешанные браки с представителями других народов или вероисповеданий для староверов большая редкость.



Чай пьют обязательно из самовара. Обязательно с кусочком сахара, который закладывается за щеку. И сахар необычный - его здесь переваривают с молоком. Чай пьют помного - по пять-шесть чашек и обязательно перед едой. Весь чай травяной - из собранных летом трав. И наливать вам из самовара чай будут здесь до тех пор, пока вы не перевернете чашку вверх донышком. Было время, когда каждый пил из собственной «чис­той» чашки, гостям чай наливали в стакан. Те, что не хотели пить чай из стакана, приходили в гости с собственной чашкой. Рыбаки, возвращаясь с озера, тоже какое-то время ели из посуды для гостей, прежде чем доставали из шкафа свою чашку. Такой карантин имел смысл: не заразить близких чужими хворями.


Детей называют по святкам, но это особое имя, которое знают только близкие. В миру имена другие. Крещение производится в воде из Чудского озера и проводится независимо от времени года, вода не подогревается, а ребенка окунают в нее три раза. "Правда сейчас", - рассказала нам Лилли Тараканов (именно так - не Тараканова) - экскурсовод в музее - "все же берегут малышей, в суровую зиму ждут потепления. Однако никто, кого крестили бы зимой, после этой процедуры не заболел."



В музее воссозданы интерьеры дома начала 20 века. Сейчас, конечно, в домах есть и интернет с электричеством, проведен водопровод, есть стиральные машинки. Табу на бытовую технику нет. "Но, например, посудомоечную машину я ставить не стала. Тарелки и сама могу сполоснуть. Старообрядцам по вере положено трудиться." - говорит Лилли.



















Спальные места в доме узкие и короткие. Сатроверы говорят: "выспимся в гробу". Главное - не ширина кро­вати, а подушки. В старину го­ра подушек свидетельствовала о зажиточности семьи. Бело­снежные кружевные скатерти на столах, комодах, стульях, да­же на платяных шкафах, свя­занные хозяйкой, говорили о чис­топлотности. Как и светлые домотканые половики, ко­торых в каждом доме имелось по меньшей мере три смены, а у богатых - и десять смен.
Половики каждую неделю выбивали, недели через три переворачивали на другую сторону, а по истечении еще трех недель меняли на чистые.






Здесь же в Колька находится туристический центр Peipsimaa ("Причудье" по-эстонски), который существвует уже 4 года. Здесь можно перекусить и отведать пирожков со знаменитым луком, напиться чаю из самовара, а в сезон отведать и ряпушки - местной рыбки, ставшей символом Причудья наравне с луком. Эту вывеску нарисовал Павел Григорьевич Варунин - председать поморской старообрядческой общины.






А еще в Туристическом центре Причудья можно попробовать себя в различных мастер-классах и сделать что-то на память себе своими руками.

Наталья - в тот вечер гостеприимная хозяйка центра - объясняет нам как сделать свечу.






После того, как у всех получилось по отличной свече,  мы принялись разрисовывать себе сумочки. Это очень увлекательное занятие. Ведь благодаря уже вырезанным трафаретам - даже если не умеешь рисовать - все равно получаются прекрасные рисунки.










И в современном мире староверам Причудья удалось сохранить свою самобытность. Нессмотря на то, что сейчас в деревне Колька проживает около 900 человек это вовсе не означает, что деревня вымирает. Просто сейчас у многих есть квартиры в Тарту. Молодежь учится и работает там. А в деревню люди возвращаются, когда выходят на пенсию. После вхождения в ЕС был запущен и воплощается ряд проектов по реставрации книг, икон, ремонта храмов. Наряду с этим, от русских организаций Эстонии только организация староверов была приглашена и является членом Европейского "Бюро языков национальных меньшинств в Эстонии (EBLUL)". Также причудские староверы активно поддерживают связь и с российскими общинами. Многие из Эстонии ездят учиться в религиозные училища и академии в Петербурге и наоборот, в Эстонию в летние лагеря приезжают из России.

Спасибо Торгово-Промышленной Палате Псковской области


Блогерские активити, Интересное, Музеи, Эстония, путешествия

Previous post Next post
Up