Примерно 1000 лет назад в Юго-Восточной Азии существовало огромное государство Камбуджадеша. Оно занимало большую часть территорий современных Камбоджи, Вьетнама, Таиланда и Лаоса. Столицей империи был небывалый по своим размерам миллионный Ангкор-Том, что означает "Великий Город", рядом располагался Великий Храм Ангкор-Ват. Весь столичный регион Ангкор раскинулся на огромную территорию, на которой было возведено множество индуистских храмов-пирамид. Со временем кхмерская империя все больше подвергалась нападением соседних вьетнамцев и тайцев, и столица государства была перенесена в более безопасный Пномпень. Ангкор вскоре пришел в упадок и был забыт. Так как жилые дома строились из дерева, от них ничего не осталось. Зато сохранились каменные храмовые комплексы, которые были найдены и частично восстановлены в XIX. Сейчас храмы Ангкора -- популярное туристическое место.
Ангкор-Ват -- символ современной Камбоджи, он изображен на её государственных флаге и гербе. Храм был построен в XII веке, заброшен в XV. Он посвящен богу Вишну. Высота храма больше 40 метров.
Непосредственно храм находится за двумя квадратами стен. Внешние стены Ангкор-Вата окружены широким рвом. За ними расположен двор с прудами, покрытыми лотосами, а сам храм скрывается ещё за одними стенами.
Внутренний двор Ангкор-Вата.
Ангкор-Том -- это целый город, в котором сохранились несколько больших храмов и остатки королевского дворца. Ангкор-Том тоже окружен квадратным рвом и стенами. Войти в город можно через одни из пяти ворот: Северные, Южные, Западные и Восточные расположены в центре каждой из стен, а на восточной есть ещё и ворота Победы.
С разных сторон каждого моста через ров стоят символизирующие вечную борьбу боги и демоны, которые тянут огромную пятиглавую змею, чьё тело тянется по всему периметру. Лучше всего фигуры перед входом сохранились с южной стороны, у остальных ворот у многих скульптур не хватает голов и частей туловища. Сами ворота украшены четырьмя лицами богов.
Центральный храм Ангкор-Тома -- это Байон. Его 54 башни с каждой стороны украшены огромными лицами.
Все постройки Ангкора, в том числе и лица на башнях, ориентированы точно по сторонам света. Чьи именно лица высечены в Байоне неизвестно, среди версий есть Будда, местные боги и короли. Большинство сходится на том, что изображен король Джаяварман VII, в честь которого храм и был построен.
Дорога к Бапуону (ещё одному храму в Ангкор-Томе) и вид с Та Кео, который отличается отсутствием резьбы на стенах. По одной версий, он так и не был полностью достроен.
Стандартная форма для кхмерских храмов -- четырехугольная пирамида. Наверх ведут очень крутые и стершиеся каменные лестницы. В центральных храмах поверх них положены деревянные настилы, в остальных подниматься приходится по первоначальным ступеням, иногда держась за них и руками, и ногами.
Пименакас (фото слева) располагается в Ангкор-Томе, Пре Руп (фото справа) -- чуть восточнее.
Естественно, когда храмы Ангкора были найдены в XIX веке, выглядели они совсем не так, как сейчас. Постройки были спрятаны среди джунглей и буквально поглощены деревьями.
Вот, например, Ангкор-Ват, нарисованный французским путешественником Анри Муо -- одним из первых европейцев, побывавшем в Ангкоре. Некоторые храмы реставраторы не стали освобождать от огромных баньянов, проросших сквозь камни.
Самыми известными такими храмами являются монастыри Та Пром и Пре Кан. Первый из них посвящен матери короля Джаявармана VII, а второй -- его отцу. Название Пре Кан означает Священный меч.
Деревья действительно огромны. Особенно это заметно в сравнении с крошечными людьми.