Draft

Dec 02, 2004 00:41

Изменения в русской культуре в результате войны и сталинских репрессий
(ПЕРЕРАБОТАТЬ ЗАГЛАВИЕ!!! - нужно что-то более емкое и комплексное, но не громоздкое)

Исходный пункт: проверить статистику потерь в частях Советской армии во время Войны и сталинских репрессий (1930-40-е годы) через призму национальной пропорции.

Интернета здесь нет, энциклопедий тоже, поэтому чистая гипотеза. Предположительно подавляющее большинство среди погибших в этот период - русские, украинцы и белорусы (НАЙТИ ЦИФРЫ!). То есть русские с ближайшей периферией. Из тех, кто сгинул в лагерях - еще больше славян, т.к. они получили лучшее образование при старом режиме и представляли опасность для нового.

Новые же кадры обогатились конечно и за счет неславянских национальностей Советского Союза, которым советская власть открыла более широкий доступ к образованию (при условии сохранения лояльности), но в целом новый режим сделал ставку на славянские народы (и прежде всего русских) и начал строить русскоцентричное государство (сохранили русский язык как единственный, столица перенесена из западнического СПб в исконно русскую столицу - Москву).

Казалось бы, мечта славянофилов(?) - но одновременно важным фактором для утери влияния западнической ветви стало противостояние советского режима и капиталистического Запада, как до Войны, так и после (холодная война). Также интересно - после Войны в сферу влияния СССР вошли все(?) славянские страны, а также неславянские Венгрия и Румыния (которые фигурировали в сочинениях славянофилов еще в начале XIX века). А например Австрию, оккупированную Советской армией во время войны, сравнительно легко отпустили. Оккупация Восточной Германии вообще не входила в планы, просто все так боялись Германии, что СССР и Запад предпочли ее расчленить и таким образом контролировать. Ну и потом - раз уж дошли до Берлина, обидно отпускать.

Цементирующей основой нового государства стала Партия, заменившая Бога. Но остальные элементы Российской Империи сохранили, прежде всего преобладающую роль русского народа. Иначе мог рассыпаться Союз. Важно и то, что основатель советского государства, его икона и фундамент его идеологии - Владимир Ульянов (Ленин) - сам был русским.

Вот одно очень важное изменение - при советской власти более широкий доступ к образованию получили женщины.

Среди потерь 30-40-х годов (война, репрессии) преобладали мужчины (ВОТ ОНО!). На войне - так как солдаты и офицеры. В лагерях - так как именно мужчины традиционно составляли костяк старой элиты (здесь важна уже не национальность, а именно пол), они получали лучшее образование в Российской Империи - их соответственно уничтожали более целенаправленно (типа наша «культурная революция» или реформы Ататюрка - оборвать традицию и создать новую: «Весь мир насилья мы разрушим/До основанья, а затем/Мы наш, мы новый мир построим…» - ПОКА ВРОДЕ ВСЕ ЛОГИЧНО, НО - ПРОВЕРИТЬ!). Даже те из «бывших», кто сохранял лояльность новому режиму или даже присягнул ему на верность, при малейшем подозрении отправлялись в лагеря (происхождение подводило).

Во время войны новый режим сделал окончательную ставку. Русские поддерживают любой адекватный режим, установившийся в России, предпочтительно жесткий. Они легитимировали советский режим, признали его своей властью. Что очень важно, во время войны солдаты шли в атаку со словами «За Родину! За Сталина!» совершенно искренне, не отделяя первое (страну) от второго (правящего режима - советской власти - символизируемого фигурой правителя, как это было и до революции). Все состоялось, понятия в национальном сознании срослись.

Национальные же окраины всегда в меньшей степени легитимизировали русский режим, так было еще до революции, ибо эти районы чаще всего входили в состав Российской Империи недобровольно, были завоеваны или захвачены. А это оставляет следы в национальной культуре. Так что оппозиция между основной, славянской Россией и «инородческой» периферией существовала достаточно давно.

Но вернемся к потерям 30-40 годов. В результате сильного изменения соотношения мужчин и женщин среди русских военного поколения (огромное количество одиноких женщин à острый дефицит мужчин) вызвало изменения в самой культуре русского народа.

Какое влияние это оказало на традиционную русскую культуру?

1. Раскрепостило ее(?) От недостатка мужчин и безысходности(?) женщины стали чаще вступать во внебрачные сексуальные контакты с мужчинами (ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ АРГУМЕНТАЦИИ, НЕОЧЕВИДНО).

2. Муж стал символом жизненного успеха, его труднее достать, поэтому он важен (захомутать - это не про женщин, это чаще женщины про мужчин и метафорическая логика очевидна - среди лошадей хомутают чаще строптивых жеребцов, просто кобылы спокойнее). Наличие мужа - это как наличие паспорта, без мужа женщина считается неполной. В жене же ценится красота больше, чем ум (кроме некоторых навыков, например, умения вкусно готовить). То есть в этих условиях женщина продолжает более-менее приравниваться к товару, к красивой игрушке, которую не стыдно показать друзьям. +Вот еще: стандарты ценности мужчин сместились, женщины стал менее разборчивыми.

3. Усиление образа матери - искусственное стимулирование материнского инстинкта в ущерб сексуальному у женщин. Цель - усмирить женское либидо и предотвратить промискуитет (теперь подумать, как сюда встраивается строгая советская мораль - у Оруэлла есть про подчинение либидо целям Партии через строгую мораль и сублимацию сексуальных инстинктов - ДОРАБОТАТЬ!).

4. Дети, выращенные одинокими матерями, не могли сами создать прочные семьи + сравнительно простая процедура развода в СССР (а еще отсутствие религиозного запрета на развод) = эпидемия неполных семей в 70-80-х годах (второе послевоенное поколение).

Далее: события 30-40-х годов имели меньшее влияние на культуру неславянского населения СССР (Средняя Азия, Кавказ…) Во-первых, мужчины этих национальностей погибли в меньшей пропорции, чем русские, так что резкого дисбаланса не произошло. А кроме того, в рамках этих культур человек более крепко, чем в русской, встроен в семью и «большую семью» (клан?). Так что в том, что касается брачных и внебрачных отношений, то у женщин и так особенного выбора не было. Чаще всего за кого выйти девушке замуж и что делать в жизни решала семья.

Однако под влиянием светского (и даже ярко антирелигиозного в начальный период) советского государства произошел все же отход от традиции, основанной на доминирующей роли религии. Не случайно современные элиты этих стран зачастую построены на географическом принципе (днепропетровская группа в Украине, кулябский клан в Узбекистане - не сравнить с российскими «питерскими», географический принцип в последнем случае во многом условен - ЭТО ВСЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕРИТЬ!!!) и ведут свое происхождение от старой советской элиты.

Одновременно - больше женщин в современной (тоже русскоцентричной) элите (это в РФ).

Сейчас, когда появляется какое-то подобие цементирующей идеологии (построенной вокруг образа Путина), первоначальное (сразу после распада Союза возникшее в РФ) деление по национальному признаку уходит. Но оно не исчезнет никогда полностью (здесь что-то недоработано, нить рассуждения потеряна à ДОРАБОТАТЬ!)

NB: Вот странное дело - никак не могу написать статью про евреев в российской элите. Боюсь, что обвинят в антисемитизме. Боюсь, что сам себя обвиню в антисемитизме. Есть какая-то черта, не могу переступить никак, полный ступор по ту сторону наступает. Табу.

А может я вижу то, что хочу видеть? (это уже не про евреев, а вообще о статье). Проверить все (с цифрами) по 25 раз.

PS: Перечел. Неужели я становлюсь консерватором?
Previous post Next post
Up