Итак, в предыдущей статье
Что такое грех на самом деле? рассказывалось о двух взглядах на сущность греха в Христианстве: о католико-протестантском взгляде, и православном взгляде. При этом, если первые считают грех преступлением, за которое Бог наказывает человека, то православная Церквь называет грех болезнью души, при которой грешнику требуется не наказание, а лечение, и Бог, (естественно, при желании грешника) подает ему такие лечение..
Позиция православной Церкви состоит в том, что склонность к греху, в качестве наследственной болезни души, унаследовали от своих прародителей все люди от рождения. Это значит, что все люди, без исключения, подвержены страстям и порокам, от которых страдают, как они сами, так и окружающие. Грех настолько привычен человеку, что большую часть своих грехов и страстей он даже не замечает в себе.
Православное богословие именует грех смертельной болезнью потому, что душа грешника, живущего в страстях, пребывает, по сути, на службе у сатаны, губителя душ. Вот почему, если грешник за период своей земной жизни НЕ исправится, НЕ избавится, как минимум, от самых тяжких из своих грехов и страстей, то посмертная участь его души - ад, т.е. вечная смерть души.
Вечная участь мук адовых ожидает грешника не потому, что таковым будет ему наказание Божье за его грехи. В ад душа может попасть лишь в том случае, если на момент смерти грешника, как минимум, большая часть грехов его НЕ будет им исправлена и исповедана. По принципу «подобное притягивает подобное» душа будет притянута в ту область мира иного (в ад или Царство Небесное), характерные свойства которого она большей частью сохранит в себе (или приобретет) к моменту смерти.
Преподобный Антоний Великий говорил: "Когда мы бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога - по несходству с Ним. Живя добродетельно - мы бываем Божиими, а делаясь злыми, мы становимся отверженными от Него. (Св.Антоний Великий. Добротолюбие т.1).
Таким образом, в ад душа попадает лишь в том случае, если доминирующими чувствами ее на момент смерти останутся гордыня и себялюбие, тщеславие, зависть, ревность, осуждение, враждебность, недоброжелательность, злоба, мстительность, ненависть и мн. др. (см.перечень грехов).
Точно так же, и Царство Небесное унаследуют души не столько тех людей, которые истово молились при жизни, добросовестно посещали богослужения, жертвовали на строительство храмов, и т.п., сколько - тех, чьё душевное состояние на момент смерти, будет соответствовать качествам, приведенным в заповедях блаженства (и свойственных небожителям) - смирение, кротость, миролюбие, милосердие, чистота душевная, любовь.
Вот почему Покаянию и Исповеди в Православии придаётся такое большое значение: чем в большем количестве грехов человек успел искренне раскаяться и исповедоваться, исправиться к моменту смерти, тем более умиротворенной, чистой, оправданной душа его уйдет в вечность: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5).
И точно такое же значение имеет Смирение и Милосердие: чем больше этих качеств приобрел человек в течение жизни - тем больше он обретает шансов унаследовать Царство Небесное: «Блаженны нищие духом (смиренные), ибо тих есть Царство Небесное... Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю… Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5).
По материалам газеты "Путь к вере"