22 сентября на сцене Культурного центра “Дом” выступят не просто звёзды, а музыканты, давно считающиеся легендами - причём не только свободного джаза и авангардной джазовой импровизации, но и world music. Такое, казалось бы, “совмещение несовместимого” в одном концерте, на самом деле как нельзя лучше отвечает курёхинскому духу, витающему над Культурным центром “Дом” все 15 лет с момента его основания.
Фамуду Дон Мойе (Famoudu Don Moye, США - Франция)
Несмотря на то, что уже с конца 60-х годов Фамуду Дон Мойе играл со многими выдающимися фриджазовыми музыкантами, в числе которых были Стив Лейси, Сонни Шеррок и Фароа Сандерс, широкой публике он стал известен прежде всего как бессменный барабанщик одного из важнейших составов в истории мирового джаза - легендарного Art Ensemble of Chicago. К концу 60-х квартет, состоявший из Лестера Боуи, Роскоу Митчелла, Джозефа Джармэна и Малачи Фэйворса, играл и записал несколько пластинок вообще без штатного барабанщика; по просьбе Митчелла Мойе присоединился к коллективу в 1970 году. Полистилистичность игровой манеры Дона, в которой традиционные грув и свинг сочетались с виртуозной игрой на африканских и карибских перкуссионных инструментах, а также тягой к свободной импровизации, как нельзя лучше подошла ансамблю, который Мойе больше не покидал до самого его распада в середине 2000-х. За эти годы Мойе записал с Art Ensemble of Chicago более 30 пластинок, снискав вместе с коллективом всемирную славу.
Помимо Art Ensemble of Chicago, в 80-х годах Мойе играл в “звёздном” секстете The Leaders вместе с Лестером Боуи, Чико Фримэном, Сесилем МакБи, Кирком Лайтси и Артуром Блитом. Записывался он и со своими собственными составами, такими как Don Moye Magic Triangle Band с Джозефом Джармэном и Sun Percussion Summit, участники которого исследовали традиции афроамериканской перкуссионной музыки; присущая Дону с молодости тяга к последней логичным образом привела его к сотрудничеству с африканскими музыкантами. Именно в дуэте с африканской звездой - всемирно известным Бабой Сиссоко - Фамуду Дон Мойе и выступит на сцене “Дома”.
Баба Сиссоко (Baba Sissoko, Мали - Италия)
Баба Сиссоко, постоянно проживающий в Италии уроженец Мали, - музыкант-мультиинструменталист, виртуозно владеющий множеством различных перкуссионных инструментов, тама, нгони, балафоном и многими другими. Происходит он из семьи гриотов - представителей отдельной социальной касты профессиональных певцов, музыкантов и сказочников у народов Западной Африки. Сиссоко начал играть на тама (“говорящем” барабане) в юном возрасте, помогая своему деду в различных музыкальных действах. В 1991 году он основал группу Taman Kan, а в 1993 году совместно с прославленным гитаристом из Мали Хабибом Куате - группу Bamada. Способность Бабы Сиссоко играть на огромном количестве музыкальных инструментов, а также его страсть к соединению малийских корневых мелодий и ритмов с другими музыкальными традициями (в первую очередь, европейским джазом и блюзом, а также латиноамериканской музыкой), привела к тому, что за свою продолжительную карьеру он успел переиграть с множеством мировых звёзд, в числе которых Фамуду Дон Мойе и Art Ensemble of Chicago, Ибрагим Феррер и Buena Vista Social Club, Ди Ди Бриджуотер, Омар Соса, Роберто Фонсека и бельгийское авант-джазовое трио Aka Moon. Баба Сиссоко является лидером различных музыкальных коллективов - African Griot Groove; Baba Sissoko & Mali Tamani Revolution; Baba Sissoko & Taman Kan; Baba Sissoko Black Rock.
Катрин Жонио (Catherine Jauniaux, Бельгия - Франция)
При упоминании имени бельгийской вокалистки Катрин Жонио у большинства любителей авангардных направлений рок- и поп-музыки конца 70-х - 90-х годов по коже бегут мурашки, а в головах сам собой начинает кружиться вихрь из мелодий с альбомов европейских последователей течения Rock In Opposition. Прежде всего - бельгийской группы Aksak Maboul во главе с Марком Холландером, а также коллектива The Hat Shoes, в котором наряду с Катрин играли абсолютные звёзды мирового авант-рока 80-х и 90-х - её ныне покойный муж виолончелист Том Кора (истинный корифей нью-йоркской downtown-сцены), английский мультиинструменталист Билл Джилонис (The Work) и несравненный барабанщик Чарльз Хэйуорд (This Heat и Massacre с Фредом Фритом и Билом Ласвеллом).
К этому вихрю, конечно же, добавятся вокальные экзерсисы Катрин на единственном её сольном диске Fluvial, созданном ею в тесном сотрудничестве с композитором и мультиинструменталистом Тимом Ходжкинсоном, одним из отцов-основателей движения Rock In Opposition. А на нет он сойдёт под звуки волшебной композиции Naiwabi, спетой Жонио в составе андеграундного коллектива The Lowest Note of Organ.
То, как Катрин использует весь богатый арсенал своего голоса, поражает: её стилистический диапазон простирается от заигрывания с французским шансоном и стилизации под исполняемую с придыханием фолк-музыку до глоссолалий в дадаистском духе и авангардной голосовой импровизации. Её исполнение сочетает чувственность, экспрессионизм, изобретательность, и часто наполнено почти сюрреалистическим чувством юмора. Во время выступлений Жонио периодически декламирует литературные фрагменты, иногда зачитывая их прямо из книг.
Другие проекты Жонио стали результатами её сотрудничества с несколькими культовыми фигурами нью-йоркской музыкальной даунтаун-сцены (Катрин жила в Нью-Йорке в первой половине 90-х). Там она работала с Икуэ Мори, Марком Рибо, Фредом Фритом, Томом Корой, Зиной Паркинс, Недом Ротенбергом (именно в дуэте с Ротенбергом Катрин выступала в Москве в свой последний приезд в 2006 году), а позже, после переезда на юг Франции, - с многими известными европейскими импровизаторами, такими как Барр Филлипс, Малколм Голдштейн, Марк Демеро, Ксавье Шарль, Жан-Себастьен Марьяж и другими. Именно в компании с кларнетистом Ксавье Шарлем и гитаристом Жаном-Себастьеном Маряжем Катрин и выступит в КЦ “Дом”.
Пропустить - преступно.
Don Moye (Art Ensemble of Chicago) / Baba Sissoko duo "Bamako Chicago Express" + Catherine Jauniaux TrioFamoudou Don Moye (Art Ensemble of Chicago) / Baba Sissoko duo "Bamako Chicago Express" + Catherine Jauniaux Trio