Красные vs белые - возможно ли примирение ?

Jan 20, 2020 15:52


Уже давно нет Советской власти и боровшегося с ней белого движения, но власть предержащие накаляют страсти вокруг событий столетней давности. Например, планируется использование изображений антибольшевистских лидеров периода гражданской войны в при оформлении станции метро «Площадь Революции» в г. Красноярске. Активисты левых движений выступают против. Примечательно, что представитель проектной организации уклонился от ответа на прямой вопрос корреспондента о том, консультировались ли авторы проекта с историками. Так же резко отреагировала левая общественности на попытку властей увековечить деятельность К.Маннергейма установкой памятной доски в центре Петрограда - Ленинграда -  Санкт-Петербурга, который войска «славного» белогвардейского генерала хотели задушить блокадой в годы Великой Отечественной войны. И это естественно - объективный исторический анализ анализ со всей определенностью доказывает, что Белое движение было в целом не только антинародным, но и, фактически, антигосударственным и антироссийским, так как разожгло кровавую Гражданскую войну против существующей в то время власти, опираясь на военную помощь других государств и поощряя их интервенцию. Поэтому на государственном уровне прославлять в каком-либо виде лидеров этого движения, по меньшей мере, нелепо. Более того, поражение белых в Гражданской войне обеспечило формирование социально ориентированного Советского государства ставшего примером эффективного государственного развития для различных государств - от Швеции до Сингапура.



По воле случая в свое время мне довелось  общаться со свидетелями трагедии, произошедшей в Солигаличе в 1918 году. В своем блоге я позволил себе усомниться в том, что тогда «произошло народное восстание против большевицкого произвола», написав следующее:

Современные провластные пропагандисты пишут о том, что  тогда «произошло народное восстание против большевицкого произвола». Причиной чего стало якобы то, что «советская власть намеревалась изъять хлебные запасы у населения». Руководство бывшей городской думы Солигалича, не признавшей власть большевиков, и местное духовенство решили этому воспрепятствовать. «Однако большевицких бандитов это не остановило, что и привело к кровавым событиям». Все ли здесь правда? Давайте попытаемся разобраться.

При этом я сослался на вполне профессиональный текст блогера, осветившего драматические события в Солигаличе, в основном, опиравшегося  на публикации в Сети. Эти источники были знакомы и мне, но я рассмотрел их на основе воспоминаний участников тех событий, здравого смысла и  знаний истории, почерпнутых из уроков моего школьного учителя Г.В.Абрамовича, книг В.В.Мавродина и А.В.Пыжикова (все доктора исторических наук, специалисты в области истории России!). Данная мной оценка частного эпизода в трагедии Гражданской войны вызвала более чем жесткую критику со стороны «не обладающего толерантностью и политкорректностью историка, блогера, политолога, общественного деятеля» при этом также «русского националиста, консерватора, монархиста, империалиста, милитариста и антикоммуниста» (это все дословная самооценка блогера).

Отповедь «солигаличскому коммуняке» интересна тем, что в ней явно прослеживается клише антисоветской пропаганды, трактующей историю Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны:

  • Никакой народной социалистической революции не было, а был государственный переворот
  • "Законным органом власти" Советы не являлись. Это были абсолютно самозванные и самоназначенные организации, а вот Учредительное собрание это «вполне относительно законный орган власти».
  •  Гражданская война - народное восстание против узурпировавших власть преступников, которые разогнали Учредительное собрание,  а потом и стали насильственно разгонять земства и думы на местах.
  • Руководители Советов были «малообразованными маргиналами», «бандитами», «красной нечистью», которые не имели никаких принципов, никакой морали и были готовы на всё во имя захвата власти.
  • Весьма незначительные проявления Белого террора  - это ответ ответ на жесточайший террор, развязанный красными.

В моем «полубредовом тексте» оппонента прежде всего оскорбило, что он был назван "современным провластным пропагандистом". Такая реакция удивительна - президент РФ не стесняется подобных антибольшевистких высказываний, хотя и в гораздо менее эмоциональной форме. И что предосудительного в том, чтобы быть провластным пропагандистом, тем более добровольным? Плохо, когда пропаганда основывается на искажении фактов, - это обесценивает ее значение, заставляет усомниться в правильности политики власть предержащих.

Сто лет оказывается мало для того, чтобы в России закончилась Гражданская война в идеологическом пространстве! Современные немногочисленные, но широко представленные в официальной пропаганде антикоммунисты и сторонники царизма не желают видеть очевидного - социалистический выбор был сделан народами Российской Империи осознанно. Некоторые особо эмоциональные пропагандисты ельцинско-путинского режима продолжают подтасовывать факты под надуманные идеологические клише. Для них вождь Октябрьской революции - «маньяк по кличке Ленин», а подло убитые сторонники Советов - «мерзавцы».

Террор,  как устрашение своих противников, выражающееся в моральном или физическом насилии, вплоть до уничтожения, или угроза расправы по политическим или иным соображением, применяется с давних времен. В конце XIX - начале XX века террор был одной из главных практик радикальных революционеров по всему миру. В Российской империи его широко использовали эсеры (эсдеки не были сторонниками террора!), входившие до июня 1918 года во все органы управления Советской власти. Красный террор, несомненно, порой приобретал бесчеловечные формы. Но бесчеловечными были и формы белого террора. Более того, современный ельцинско-путинский режим в России был установлен благодаря акту кровавого террора ноября 1993 года, надолго запугавшего оппозицию режиму. А как иначе, нежели террором, можно назвать современную политику государства в борьбе с оппозицией? Пока дело не дошло до физического устранения противников режима. Но чем, как не устрашением неугодных являются гонения на П.Н.Грудинина, осмелевшего бросить реальный вызов В.В.Путину на выборах президента России в 2018 году? Террор оказался весьма эффективным и на Украине. Это не только кровавое подавление оппозиции на Донбассе, и убийство О.Бузины, и бесчинства «активистов» и банд националистов, но и запугивание через сайт «Миротворец», через законы, направленные не только на подавление сторонников «Русского мiра», но и против инакомыслящих патриотов Украины. И эта практика украинского руководства с восторгом воспринимается российскими антикоммунистами. И на этом фоне ельцинско-путинские  пропагандисты клеймят позором  советские Чрезвычайные комиссии, Революционные трибуналы, СМЕРЖ и «тройки», подписывавшие в годы Отечественной войны смертельные приговоры предателям и врагам советской власти!

Особое место в антисоветской пропаганде занимает вопрос отношения Церкви и государства. Антисоветские пропагандисты утверждают, что гонения Церкви имели чисто идеологические причины, причем Патриаршество восстановила не Советская власть, а Поместный Собор. При этом игнорируется тот факт, что ликвидировал Патриаршество Петр I, а Советское государство одним из первых приняло «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», что, фактически, и послужило  восстановлению Патриаршества.



Иона, митрополита Московский и всея России благославляющего православных по старой традиции. Икона из церкви Преображения Господня в г. Солигалич.

Несомненно, драматизм событиям 1918 года в Солигаличе усугублялся участием в них духовенства. Свидетельства очевидцев тех событий  и отчет о них тогдашних руководителей церкви говорят о том, что причина конфликта была в реализации «Декрета о земле». Местные монастыри не желали расставаться с землей и отдавать посевной материал безземельным крестьянам. Помимо этого, остроту трагическим событиям в Солигаличе придавала историческая память местного населения. Коренные  солигаличане помнили о гонениях со стороны официальной церкви старообрядцев, весьма почитавшихся в уезде. Поэтому-то возникают ассоциации с карой Божьей синодального духовенства города.

Несмотря на то, что Русская православная церковь Московского патриархата (РПЦ МП) и Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ) подписали «Акт о каноническом общении», отношение РПЦ МП к староверам не изменилось. И это несмотря на то, что в октябре 2000 года Собор РПЦЗ издал «Послание» к приверженцам старых обрядов, в котором  признает вину, за содеянное насилие (ложь, клевету, пытки и убийства) перед старообрядцами, претерпевших за их любовь к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его, и просит прощение за обиды и насилие, совершенное как властями, так и священством. Несомненно, террор современного российского государства в отношении староверов и их Церкви сохраняется, но также несомненно, что в гораздо более мягких формах, чем во времена Никона. И это факт.



Лисовчики на берегу Ледовитого океана

Участие в подавлении беспорядков в Солигаличе комиссара Журбы и командира Рокоссовского вызывает историческую аллюзию связанную с участием в жестоком подавлении мятежа чужеродцев-ненавистников России, как и участие в XYII веке   лисовчиков (поляков и украинских казаков) в Смуте, в ходе которой они дважды разоряли Солигалич. И это упоминание, важное для коренных солигаличан, оппонентом названо «каким-то бредом», хотя это неоспоримый для не предвзятого историка факт.

Упоминания чужеродцев-ненавистников России и старообрядцев в контексте событий в Солигаличе, непомерно возбуждает «истинно верующих православных», переходящих на непристойную лексику.

Но дело не в трактовках террора различными политическими силами, не в отношении к духовенству, не в исторической памяти населения различных уголков нашей необъятной Родины. Самое главное в том, что:

Из трагедии Гражданской войны в России, к сожалению, до сих пор не сделаны должные выводы. Некоторые современный «историки» продолжают подтасовывать факты под надуманные идеологические клише.

Вопрос в том, возможно ли примирение красных и белых, чисто риторический. Страсти вокруг событий 1917-ого года и Гражданской войны давно утихли. Ни пост о «Солигаличе у истоков Гражданской войны в России», ни «Ответ на пост» не вызвали интереса у участников ЖЖ. По факту, для подавляющего большинства населения России это примирение уже давно произошло, чему красноречивым примером является победа Советского государства в Великой Отечественной войне, послевоенное восстановление, годы «оттепели», «застоя» и «перестройки». В эти периоды истории нашей Родины «белые», «красные» и их потомки оказывались по одну сторону баррикад, которые формировались уже совершенно по другим принципам, чем в 1917 году и в период Гражданской войны.

Искусственно разжигая страсти вокруг далеких событий  Гражданской войны, власти государств, образовавшихся на обломках Советского Союза, отвлекают общественность своих стран от разрешения действительно актуальных социальных конфликтов. Особенно драматично это происходит на Украине. В России «ленинопад», запрет коммунистической партии, приравнивание коммунистической идеологии к фашизму пока полностью не удается, но тенденция та же

церковь, политика, Россия, история, антикоммунизм

Previous post Next post
Up