Норманнскую теорию создали шведские пропагандисты в первой половине XVII века для легитимизации захвата территории северо-западной России. Создали весьма небрежно, по канонам национал-романтического мифа. Однако ее "подхватили, расширили, укрепили, закалили" несколько поколений российских западников. Попробуем разобраться...
Природно-климатические факторы во многом определяют начальные и граничные условия построения культур и цивилизаций. Географические атласы свидетельствуют о том, что граница исторической России, русской северной цивилизации, проходит по изотерме января минус 8° и о том, что большая часть её территории уже около 500 лет находится за изотермой января -20°. В то время как Западная цивилизация, в античное время не могла преодолеть границу изотермы января 0°, лишь в позднее средневековье пересекла январскую изотерму -4°, и только с индустриализацией, железными дорогами и накоплением огромных финансовых средств от эксплуатации колоний стала забираться в пределы изотермы января -8°. Притом стараясь держаться неподалеку от незамерзающих океанических вод, что обеспечивали дешевую круглогодичную транспортировку грузов.
Природно-климатические условия не способствовали скорому появлению на Русской равнине, скажем, в раннем средневековье, сильного и устойчивого государства. В первую очередь из-за сложностей транспортной связанности центра и окраин. И в XIX веке зачастую не хватало одной навигации, чтобы доставить груз с Белого моря или нижней Волги в центр страны.
Заметим, что балтийско-черноморский (с продолжением до Малой Азии и Ближнего Востока) и балтийско-каспийский (с продолжением до Южной и Восточной Азии) торговые пути функционировали на реках Русской равнины задолго до приснопамятного IX века. На Волге и Каме находят вещи, произведенные в далеких странах еще в бронзовом веке, и даже раковины-каури, начиная с I тысячелетия до н.э. - валюту Индийского океана и Южно-Китайского моря. На всем его протяжении находят клады арабского серебра - куфических монет - времен раннего Средневековья. В Прикамье найдены были обширные клады византийского и сасанидского серебра середины I тысячелетия н.э. А Балтийское море задолго до IX века называлось Венедским. (Россия по-фински до сих пор это Venäjä, страна венедов. И средневековые немцы называли славян вендами.)
Однако климатический оптимум IX-XII веков сместил сроки замерзания рек Русской равнины и открыл балтийско-черноморский и балтийско-каспийские пути для более продолжительной навигации. (В то же время ныне ледяная Гренландия, как, скорее всего, и Шпицберген, представали зеленой страной, а Ньюфаундленд был местом, где выращивается виноград.) Что совпало и с тем, что сарацины прерывают торговое общение Европы с Византией через Средиземное море, в котором, кстати, одним из важнейших экспортных европейских товаров являлись рабы. О чем мы можем прочитать у одного из крупнейших исследователей раннего Средневековья Анри Пиренна.
Что естественно увеличило интерес к водным путям, проходящим через территорию Русской равнины, в том числе и у варварских сообществ на побережьях Балтийского и Северного морей.
Варвары двигались по воде, и если в Западной Европе, особенно в той части, что ранее относилась к античной Римской империи, они встречали довольно густое население и множество населенных пунктов, которых не грех и пограбить, то на реках Русской равнины куда более редкое население, осваивающие дикий ландшафт с помощью подсечно-огневого земледелия (у славян) или хозяйства присваивающего типа (у куда более редких угрофиннов), не ведущие жестокой конкуренции в борьбе за ресурсы. Притом славян было сильно больше, чем угрофиннов, именно потому что они имели производящее хозяйство и умели выращивать озимые, в их хозяйстве преобладает рожь, как культура неприхотливая к почвам и довольствующаяся невысокими температурами в воздуха в вегетационный период. Славяне умели делать стеклянные бусы, которые шли на экспорт и в ту самую Скандинавию, они вполне вероятно использовались в качестве денег (так что никакие колонизаторы не смогли бы купить у них «манхэтэнн» за бусы). А угрофинны добывали по лесам пушнину, мед, воск. Потом на лесной опушке общины обменивались продуктами труда - кому торбу с зерном, кому медовуха. Такая идиллия царила на территории Русской равнины не всегда, резались тут порой жестоко, но накануне создания Русского государства серьезных межплеменных столкновений не было.
Возникло бы государство на Русской равнине? Возникло бы и без внешнего толчка, но позже, как, скажем, у литовцев или тех же шведов. Но благодаря внешнему толчку это произошло в середине IX века (плюс-минус несколько десятилетий), когда новая государственность стала быстро распространяться вдоль водных путей «из варяг в греки» и «из варяг в персы». А в историческом процессе срок имеет значение.
Почти 1200 лет назад на берег, бывшей ближайшей местом доступа в систему рек Русской равнины - вступила группа лиц, которая оказалась способна дать начало русскому государству. Но всех, конечно, волнует, как его звали, предводителя этой группы, и кто он был по национальности. И если бы у него спросили, с какой целью вы прибыли сюда, на каком бы языке он сказал: «Извините, а правда, что ваша земля велика и обильна»?
У норманнской теории на это есть, конечно, быстрые и не слишком обоснованные ответы. Напомню, суть норманнской теории заключается в том, что к анархичным, нецивилизованным, безынициативным восточным славянам явились цивилизованные, хорошо организованные и предприимчивые германцы-шведы (подразумевалось, что представители высшей расы) и принесли порядок, цивилизацию, городскую культуру, плюс немалое количество своей благородной крови. Западноцентричная и германоцентричная норманнская теория ко второй половине XIX века полностью возобладала в российской исторической мысли и обывательских представлениях об истории России и полностью разделялась «китами» российской историографии (в т.ч. Карамзиным и Ключевским), перенявших эстафету у немецких историков, работавших в Петербурге, Байера и Шлецера. И сонмами российской интеллигенции, в особенности питерской. Она пользовалась и пользуется до сих пор административным ресурсом. Очевидно, что из-за административного воздействия норманнистов профессиональными историками практически не ведутся исследования по изучению связей балтийских и восточных славян, так сказать внутри славянского мира. Эта тема по сути табуирована.
Историческая наука многих европейских стран - Англии, Швеции, Польши и т.д. , которую скорее можно назвать исторической беллетристикой, с началом Нового времени стала культировать национал-романтические мифы, и во всех случаях они возвышали данную нацию и данную страну. Так шведский историк Иоанн Магнус придумал для шведской историографии еще ни много ни мало шесть королей по имени Карл и пять королей по имени Эрик, чье виртуальное правление, конечно же, было замечательным и благодетельным. На самом-то деле известный завоеватель Карл XII (тот самый, побитый русскими) по реальному порядковому номеру только VI-ой, однако никого в Швеции это не смущает. И лишь в России господствовали и до сих пор сохраняют весомые позиции мифы, которые унижают её. Конечно же, это не было случайностью. Россия после либерально-капиталистических реформ 1860-х гг. попала в ряды стран периферийного капитализма, так что страну со славным прошлым, освоившую 1/6 земной суши, надлежало унизить и заставить действовать согласно западным представлениям о ней. Поэтому норманнская теория была принята на вооружение либеральными и левыми кругами в самой России. И, кстати, нацистскими идеологами, которые свели её к тому, что русские - слабый несамостоятельный народ, состоящий из слегка ославяненных угрофиннов и монголов, которым во времена древние управляли шведы, затем татары, во времена империи - немцы, нынче - евреи-комиссары, так что надо комиссаров убить и господствовать над русскими со всей германской твердостью, как англичане господствуют над индийцами и африканцами. Так что и солдатам Третьего Рейха, наступавшим на Ленинград и Москву, преподавалась норманнская теория, как единственно верная. Норманнская теория служила и служит разного рода расчленителям России - на ней базируются и всякие «свободные Ингрии», подрывные группировки, где, кстати, нет ни одного потомка скандинавов. Интересно, что норманнизм был единственно верной теорией и в советское время (хотя в сталинскую эпоху всегда указывалось, что норманны хоть и приплыли, но древнерусское государство образовалось бы и без них), а в постсоветское время любая критика норманнизма стала строго называться лженаукой. Небезызвестный биохимик Клесов попал в «лжеученые» именно за то, что показал, что скандинавы раннего средневековья не оставили следа в гаплотипах русских.
Итак, что мы имеем по объективным фактам шведской истории. (В данном разделе будем, в основном, опираться на труды Л.П.Грот, историка, живущего в Швеции, и прекрасно знакомого с источниками на шведском языке, и с воззрениями шведских пропагандистов XVII века, собственно и создавших норманскую теорию, и с взглядами современных шведских историков на раннюю историю своей страны.)
Никакой цивилизации и городской культуры шведские норманны не могли принести на Русь, потому что их собственная родная Швеция характеризовалась замедленным развитием городов, государства, торговли - с отставанием лет на двести по сравнению с землями восточных славян. И малой населенностью. В самой населенной части Свеяланда, области Меларен - в IX веке всего 30 тысяч населения. Первый король (которого называют уже не легендарным, а хотя бы полулегендарным) появился в Швеции только в середине XII века. А собственно создание шведского государства - это уже XIII век. Получается, сапожник без сапог - шведы-де принесли на Русскую равнину государство в IX веке, а себе 300 лет спустя. Гарды (Гардар, Гардарике) - страна городов - так прозываются скандинавами земли восточных славян, а вовсе не Швеция, что свидетельствовало не о большом количестве городов на Русской равнине, а о малом количестве городов в Швеции. Причем первое упоминание о Гардах относится к началу XI века. Все более-менее крупные торговые пункты на территории раннесредневековой Швеции были основаны купцами-иностранцами, в том числе с южнобалтийского побережья, как например, знаменитая Бирка, отчего ремесленные изделия, созданные где-нибудь в районе озера Меларен, действительно могли попасть на Волхов и Днепр. Но это никак не означает, что на Волхове и Днепре жили уроженцы Швеции, так же как окаменевшие остатки китайского ширпотреба, откопанные через тысячу лет на территории Петербурга, не будут означать, что он был китайским городом.
Никакими славными мореходами шведы в VIII-IX вв. не были. На всей современной территории и акватории Швеции (которая куда больше, чем территория расселения древних шведов-свеев) не найдено ни одного драккара (длинного судна с килем и несущей клинкерной обшивкой). Берега Швеции нередко трепали морские пираты из числа балтского племени куршей, на шведские прибрежные поселения нападали датские викинги, балтийские славяне и даже карелы. Шведская, да и вообще вся скандинавская эпическая литература - саги, висы, рунические надписи - ничего не говорит о Рюрике и о руси, пришедшей с ним; не имеет понятия о князьях Олеге, Игоре, Святославе, ничего не знает о русских правителях вплоть до князя Владимира, как и о правителях Византии, вплоть до императора Иоанна Цимисхия, севшего на трон в 969 года. Не имеет представления о географии Руси вплоть до XI века. То есть, сами норманны ничего не знали о норманнизме, своих достижениях на Русской равнине и своих замечательных походах «в греки». В целом можно сказать, что норманнская теория в классическом шведском варианте накрылась медным тазом.
Ну, а что если попробовать норманнскую теории в нетрадиционной ориентации? Предположим, что ходили да забыли, и не шведы, а датчане к примеру. В принципе, датские викинги могли бы пересечь Балтику, по Неве и Ладожскому озеру дойти до Старой Ладоги. Хотя и они вряд принесли бы цивилизацию и культуру. Собственно, даны-язычники не принадлежали к западному германо-романскому католическому миру, грабили его, в первую очередь монастыри, и были ужасом и для католического клира, и для мирян. Да, устроить налет и разграбить Старую Ладогу датские викинги могли, и в житии католического святого Ансгария упоминается такой поход данов под 876 годом, ну а что дальше? Для перемещения по рекам Русской равнины - сезонно мелеющим в северной части и порожистым в южной - датские драккары не годились, слишком глубокая осадка. Тем более для волоков - слишком тяжелые. Оставалось только закупить у местного населения славянские лодки-однодревки, взять десяток уроков по вождению славянского плавсредства, нанять славянских лоцманов, побеспокоиться о том, чтобы они не грохнули сопровождаемых по дороге - в общем, дело дорогостоящее, унизительное и вряд ли прибыльное. Византийский император Константин VII Багрянородный сообщает в своей книге «Об управлении империей», что доплывают до византийских владений именно моноксилы, славянские лодки-однодревки, струги. Кстати, византийцы, которые знали все народы, живущие в Европе и половине Азии и которые, будучи крепкой цивилизацией, все свои знания фиксировали на бумаге, имели с конца X века варяжские дружины у себя на службе - с 1034 они так и именуются Βάραγγοι. Однако византийцы в упор не видят среди них шведов, датчан и норвежцев. И различают в них только Rhosi (русов) и англосаксов, которые стали прибывать в большом количестве только после нормандского завоевании Англии в 1066 году. И что это ж за народ такой непутевый Rhos - нынешние норманнисты считают их шведами, на худой конец датчанами и норвежцами, а современные им византийцы никоим образом так не считали.
Кстати, норманнская теория недавно получила удар с тыла, от «своих» - датских ученых. Профессор Копенгагенского университета Эске Виллерслев, занимавшийся исследованиями палеоДНК в тех захоронениях викингов, которые найдены именно в скандинавских странах, заявляет, что они вообще-то, в значительной части, не были скандинавами. В статье с характерным названием «Крупное исследование рушит мифы о викингах: они не были ни светловолосыми, ни скандинавами»
https://www.dr.dk/nyheder/viden/kroppen/stor-undersoegelse-smadrer-vikinge-myter-de-var-hverken-lyshaarede-eller мы читаем: «Оказывается, у викингов было гораздо больше генов из Южной и Восточной Европы, чем ранее предполагали исследователи». (Ну да, в Южной Европе мореплаванием тогда занимались греки и арабы, а в Восточной - балтийские славяне, пруссы, курши.) В статье пишется и том, что как раз в Швеции «викингов почти не было». И международное торгово-пиратское сообщество (проименованное гораздо позднее викингами), которое базировалось в некоторых прибрежных пунктах Норвегии и Швеции, практически не пересекалось с крестьянским миром шведской и норвежской глубинки. Тот был разве что поставщиком дешевого сырья. «Так что, отправившись из прибрежных городов, где жили викинги, вглубь Швеции и Норвегии, вы бы попали в совершенно другой мир».
А теперь обратим внимание на обширный славянский мир, простиравшийся в том самом IX веке от Эльбы (кое-где заходя и на ее западный берег) и до Волхова и верхней Волги, и в первую очередь на балтийских или полабских славян. Морские торговцы и пираты (в те времена морская торговля и морской разбой органично сочетались), бороздившие вдоль и поперек Балтийское море. Научившие соседних данов морскому делу, отчего в современных датских исследованиях указывается, что сообщества датских викингов были гораздо более многонациональные, чем считалось ранее. В местечке Ральсвик на острове Рюген (раннесредневековый славянский Руян) в 1967 году был откопан клад в 2203 арабских дирхем и четыре славянских корабля 970-х годов. Один из них был реконструирован датским специалистом, до этого занимавшегося реконструкцией корабля викингов из Хедебю. И, реконструировавшись, этот корабль спокойно поплыл с Рюгена в Волин, бывший, по мнению многих исследователей, древнеславянской Юмной или Винетой, городом вендов в низовьях Одера.
В западной части территории балтийских славян находились земли племенного объединения ободритов, где сами ободриты-бодричи были главным правящим племенем или родом, и куда также входили племена вагров, полабов и варнов. Крайним западом ободритского протогосударства являлась Вагрия (территория современного Шлезвиг-Гольштейна). Это было место обитания вагров или варов, варинов (vagiri, vairis, как записывали их название немецкие хронисты, использовавшие латынь), отчаянных мореплавателей, задолго до появления викингов ходивших и по Балтике, и по Северному морю.
А граничила Вагрия на Ютландском полуострове с областью, именуемой Ангельн, откуда племя англов мигрировало в Британию, на беду тамошним кельтам. Скорее всего, это та самая «Английская земля», которая упомянута в «Повести временных лет», как область пограничная с варягами, притом, что Британия там упомянута отдельно. В землях ободритов находился город Рерик или Рарог, разоренный завистливыми соседями-данами в 803 году. (В честь того Рерика было переименовано в 1938 поселение Альт Гаарц в земле Мекленбург, так что Rerik и сегодня присутствует на карте.) Неуклюжие попытки норманнистов объяснить, что название городу придумали даны и что оно происходит от древнеисландского словом reyrr (тростник) выглядят глупо - даны в языковом плане уже отделились тогда от норвежцев, а норвежцы только в 874 году открыли Исландию и начали ее заселение. Сами ободриты, по свидетельству северогерманского хрониста XI века Адама Бременского, назывались ререги (“Deinde secuntur Obodriti, qui nunc Reregi vocantur”). Имя князя Рюрика это не напоминает? Может, имя нарицательное превратилось в эпосе в имя собственное? Заметим, что первое письменное произведение русской литературы середины XI века «Слово о Законе и Благодати» среди начальных русских князей упоминает Игоря Старого (а, значит, был и Молодой), но не Рюрика. «Похвалимъ же и мы, по силѣ нашеи, малыими похвалами великаа и дивнаа сътворьшааго нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли Володимера, вънука старааго Игоря, сына же славнааго Святослава». Имя Рюрик появляется у русских князей, хотя и остается редким, только после написания «Повести временных» лет в начале XII века. Зато был у ободритов князь Гостомысл, согласно Фульдским и Ксантенским анналам умерший около 844 года, и превратившийся в Первой Новгородской летописи в старейшину ильменских славян.
Большая часть территории ободритов - это сегодняшняя немецкая земля Мекленбург, которая вся испещрена сохранившимися славянскими топонимами и гидронимами. О чем свидетельствует автор, проживший там немалое время. Весьма распространена в землях ободритов топонимика с корнем «вар» - до сего дня в северо-восточной Германии дожило немало населенных пунктов с названиями Варнов, Варниц, Варин, Варен, есть река Варнов. Возможно «вары», «варины» являлись ранним самоназванием славян ободритского племенного союза или одного из наиболее многочисленных племен, входивших в союз. (Это название, скорее всего, восходит к слову «варна» - ворон и имеет тотемный характер: племя воронов). Во всяком случае, вагры-варины со славянского южнобалтийского побережья - первые и наиболее подходящие кандидаты на роль варягов, известных нам из русских летописей. Дальше по побережью на восток тянулись земли славян-велетов или лютичей. Далее земли славян-поморян. Еще дальше править к востоку - земли пруссов, балтского народа, получившегося из смешения праславян и угрофиннов, расселившихся по южному берегу Балтийского моря в середине I тыс. до н.э.
Хронист середины XI века Адам Бременский рассказывает о балтийском торговом пути, начинавшемся в вагрийском городе Старигард (ныне Ольденбург), проходившем через порт земли лютичей Дымин (Деммин), порт Юмна земли поморян и прусскую землю (Земландию) - до древнерусского государства.
«За лютичами, которых иначе зовут вильцами, протекает Одер, самая полноводная река в земле славян. В её устье, там, где она впадает в Скифское озеро, расположен знаменитый город Юмна, весьма оживлённое местопребывание варваров и греков, живущих вокруг... Это, действительно, крупнейший из всех расположенных в пределах Европы городов, который населяют славяне вместе с другими народами, греками и варварами. Приезжие саксы также получают возможность там жить на равных с прочими правах, но при условии не исповедовать открыто христианство. Ибо все они до сих пор блуждают в потёмках язычества, хотя в отношении нравов и гостеприимства не найти более честного и радушного народа, чем они. Этот город богат товарами всех северных народов, нет ни одной диковинки, которой там не было бы... От этого города коротким путём добираются до города Деммина, который расположен в устье реки Пены, где обитают руяне. А оттуда - до провинции Земландии, которой владеют пруссы. Путь этот проходят следующим образом: от Гамбурга или от реки Эльбы до города Юмны по суше добираются семь дней. Чтобы добраться до Юмны по морю, нужно сесть на корабль в Шлезвиге или Ольденбурге. От этого города 14 дней ходу под парусами до Острогарда Руси. Столица её - город Киев, соперник Константинопольской державы, прекраснейшее украшение Греции.»
Этот отрывок из хроники нуждается в пояснении. Греками называет Адам Бременский в своем XI веке не византийцев, а русских, исповедующих греческую православную веру, а его Греция - это православная Русь эпохи единого государства. И в русских летописях шведы и немцы могли называться римлянами - по их вере. Хронист упоминает и о роли Юмны-Винеты как торгового хаба, где скапливались товары всех северных народов, включая скандинавские, которые потом (товары, а не народы) и попадали на Русь на славянских кораблях. Жили в Юмне и саксы со скандинавами, как «трудовые мигранты» - из «Саги об йомсвикингах» (составленной около 1200 года) известны даны, уходившие в набеги из Юмны; учтем географическую близость Дании и земель балтийских славян. Так что и даны могли попасть на Русь на славянских кораблях. Cреди варягов-славян, безусловно могли находиться искатели приключений из других племен, живших по берегам Балтики до начала немецкой экспансии - и пруссы, и курши, и ливы. И именно варяги с южнобалтийского славянского берега создали тот путь, по которому в уже существующее и процветающее Русское государство могли направляться торговцы и наемники из Скандинавии. Которые на восточном конце балтийского морского пути тоже именовались варягами.
Карта распространения балтийско-славянской керамики типов "фельдберг" и "фрезендорф" в VII-IX вв. показывает и ее малую родину на нынешней территории Мекленбурга-Передней Померании и её находки и в землях восточных славян, вплоть до Верхней Волги и Гнездова на Днепре, и в Скандинавии. Что полностью игнорируется норманнистами, для них же главное «молоточки Тора». И сколько бы не было найдено славянской керамики в раскопках - то есть, самой что ни на есть бытовой утвари - достаточно одного украшения/амулета в виде «молоточка Тора» и место это будет объявлено скандинавским поселением. Хотя и те самые «молоточки» могли быть связаны со славянским культом Перуна.
«В отложениях 770-790-х гг. (Старой Ладоги) найдена уключина - бортовой упор для гребельных весел. У основания рога в планке уключины просверлено отверстие для крепления ремня, соединенного с бортовым веслом. На верхнем суженном конце планки имеется паз шириной 2,5 см, встречающийся на некоторых новгородских уключинах Х-ХIV вв. Ладожская находка полностью совпадает с ними и по основным размерам (длина свыше 40 см, высота от основания планки до верха рога 13 см, толщина 2 см)». (Рябинин E. А. Деревянный мир раннесредневековой Ладоги). Уключина славянская, а норманнистам пофиг, все равно напишут, что Старая Ладога была основана шведами. Аналогично и с сотней других деревянных предметов конца VIII века, найденных этим археологом. Даже ультранорманнист Стальсберг признаёт, что ладейные заклепки из Плакуна (Старая Ладога) "ближе к балтийской и славянской, чем скандинавской традиции". (Стальсберг А. "О скандинавских погребениях" с. 279,280.)
Немцы отнюдь не быстро захватили Балтийское побережье. Около 400 лет шла отчаянная борьба германцев (немцев и датчан) с балтийскими славянами, а если еще учесть германское завоевание территории пруссов, куршей, жмуди, ливов, эстов - то более 500. То, что началось, как пограничные столкновения между славянами-ваграми и германцами-саксами превратилось в протяженную завоевательную войну мощнейшего раннесредневекового государства, Франкской империя, а затем Восточно-франкского королевства, ставшее Священной Римской (Германской) империей в конце X века.
Цель немецкого государства была однозначна: экспансия на восток, Drang nach Osten, уничтожение славян и захват их земель. Увы, не получили балтийские славяне и помощи от близкого польского государства, которое, по сути, являлось троянским конем немцев в славянском мире. Приняв католичество и идеологию от немцев, польские короли и крупные феодалы лишь способствовали притоку немецких колонизаторов на славянские земли, в том числе и на собственные польские; да еще и зазвали Тевтонский рыцарский орден в Пруссию. Во второй половине XII в., когда южнобалтийское побережье, в том числе портовые города балтийских славян, попадут в руки немцев, они создадут Ганзейский союз, работающий на тех же морских путях. И первой его задачей станет монополизация балтийской торговли, прекращение всякой самостоятельной морской торговли русских купцов на Балтике. Остановлена была германская экспансия только уже на самом востоке Балтики - в результате
войны, проведенной русским князем Александром Невским против Ливонского отделения Тевтонского ордена - когда немцев понадобилось выбивать уже из Копорья, Изборска и Пскова. За это Александр Ярославич стал одним из самых нелюбимых людей у российских западников и либералов. Мол, если б не побил Александр Невский культурных, миролюбивых и благовоспитанных немецких рыцарей, то мы б пили сейчас баварское. На самом деле, пил бы кто-нибудь другой, а мы б исчезли с карты как балтийские славяне, пруссы, курши и ливы.
К сожалению, балтийские славяне были бесписьменным народом, все свидетельства о той войне происходят от их врагов - немцев и датчан. Ситуация типичная - те племена и народы, которых истребила Западная цивилизация, умолкли навеки, зато Запад стрекочет, придумывая новые и новые объяснения своей экспансии. То, что западная германо-романская цивилизация проделала в самой Европе, истребляя славян, пруссов и британских кельтов, продолжилось на других континентах. И там тоже самое, уничтожение на 90% индейцев и австралийских аборигенов,
порабощение Африки - где одна только
работорговля поглотила десятки миллионов жизней, и такие же огромные демографические потери вследствие беспощадной колониальной эксплуатации
Индии и Китая.
Немецкие средневековые хроники полны слезливых записей о нападениях жестоких славян-язычников с моря и суши, об избиении христиан во взятых славянами немецких городах и уводе их жителей в плен. Притом немецкие хронисты все же отмечали не только воинственность и выносливость балтийских славян, но также их честность. Балтийские славяне защищали свой уклад, свою родину, потому что немецкое завоевание означало для них истребление, в лучшем случае плен и продажу в рабство. Работорговля, кстати, была вполне обычным явлением в средневековой Европе; значительная и в VI-VIII вв., в IX-X вв. она переживала настоящий расцвет, что связано и с походами викингов, и с немецкой экспансией. Легче всего при германизации приходилось славянской знати - при крещении у немецких священников и принесении вассальной клятвы она могла сохранить свое господствующее положение, как например мекленбургская династия Никлотингов и померанская Грифичей.
Часть балтийских славян, спасавшихся от немецкой экспансии (ударившей в первой очередь по Вагрии и другим землям ободритов), будучи, как указано, отличными мореходами, уходили прекрасно знакомым им морским путем на восток, в земли восточных славян. И согласно географии первым восточнославянским регионом, в котором они оказались, была территория, ныне благозвучно именуемая Ленинградской областью. Отсюда варяжские дружины, состоящие из воинов-торговцев (новоявленные петербуржцы-ленинградцы, так сказать) получат наилучший доступ к рекам русской Равнины. В первую очередь к Волхову, который приведет их туда, где они построят Новгород. Тогда на этих землях появляется ветвистая княжеская династия, именуемая в поздней историографии Рюриковичами и дожившая до нашего времени.
Отсюда и запись в «Повести временных лет», что «новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене», однако при этом новгородцы не стали иноязычными. Язык пришельцев из числа балтийских славян мало отличался от языка ильменских словен и прочих восточных славян. Преобладающая у пришельцев из-за моря Y-хромосомная гаплогруппа - R1a-Z280 (прежнее обозначение R1a1), вполне совпадала с тем, что имели восточные славяне. А вот шведы или датчане, переселившись, придали бы восточным славянам другое распределение Y-хромосомных гаплогрупп. Надо учесть, что переселенцы из-за моря, составившими дружины новой правящей династии, были в массе своей молодыми крепкими людьми и, как обычно бывает в таких случаях, имели наилучшие шансы для связей с дамами и последующего размножения. Так что вызывает здоровый смех утверждение упертых норманнистов, что скандинавы составили весомую часть, а то и основу населения северо-западной Руси (имеется и такое утверждение в экспозиции Псковского кремля, где прямо и написано, что они создали особую «псковскую народность»).
Нет, не оставили, ни в ДНК, ни в языке, ни в именах, ни в материальной культуре, ни в фольклоре. В отличии, скажем, от северо-восточной Англии, где множество поселений имеет в названии скандинавское «by», означающее село и город, или скандинавское «thorp», означающее деревню. В древнерусском языке до XIV века было только 10 заимствований из скандинавских языков (в древнешведском - 12 слов древнерусского происхождения, , включая такие знаковые, как lodhia - ладья и torg - торг, рынок). Для сравнения в современном английском языке сохранилось до 10% словарного состава скандинавского происхождения. Так что совсем непохоже на якобы многочисленные толпы скандинавов, осваивавших Русь и совокуплявшихся с местными женщинами. Хоть бы первые князья русские именовались конунгами, так нет же - каганами, на степной манер. Хоть бы в их потомстве чередовались норманнские имена, как в их династиях в Нормандии или южной Италии, так нет же. Не было и скандинавских богов в языческом пантеоне русской дружины. Какие-то призрачные оказались скандинавы из норманнской теории, без гениталий и языка, без чувства собственного достоинства, без религии.
Та Y-хромосомная гаплогруппа N1c1-L550, которая найдена у большинства Рюриковичей, также указывает на их происхождение от балтийских славян или пруссов. Она представляет тех угрофиннов, которые в I тыс. до н.э. двинули в своей миграции с востока вдоль южного берега Балтийского моря и стали частью славянского или балтского этносов. (См. гаплокарту N1c1-L550.) Меньшая же часть Рюриковичей имеет обычную славянскую R1a. Эта ветвь более поздняя и представляет либо результат блуда, либо ассимиляции местной династии. Скандинавский субклад Z284 не обнаружен на территориях Древней Руси в каких-то «товарных количествах», подтверждающих присутствие скандинавских дружин и отрядов.
продолжение
здесь