О Каннах и победе украинского фильма "Племя"

May 29, 2014 13:05

«СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ВОСПРИНЯЛИ УЖЕ САМО УЧАСТИЕ НАШЕГО ФИЛЬМА В ФЕСТИВАЛЕ КАК СВОЮ ЛИЧНУЮ ПОБЕДУ»



В Каннах завершился самый престижный кинофестиваль в мире. Украинская картина получила три приза в конкурсе «Неделя критики» и стала одной из сенсаций форума.


А «Золотую пальмовую ветвь» завоевал фильм «Зимняя спячка» турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, за свою предыдущую работу отмеченного также в Каннах вторым по престижности призом - Гран-при. Этой картине также присудило свою награду жюри Международной ассоциации кинопрессы (ФИПРЕССИ). «Зимняя спячка» - размеренная драма более трех часов о бывшем актере - владельце деревенской гостиницы продолжительностью; сам режиссер подчеркнул, что вдохновлялся произведениями Антона Чехова. Повествование о жизни фермерской семьи «Чудо» итальянки Алисы Рорвахер завоевало Гран-при, а картина россиянина Андрея Звягинцева «Левиафан», вызвавшая явное неудовольствие путинского министерства культуры - приз за лучший сценарий. Премия за режиссуру присуждена американцу Беннету Миллеру за «Охотника на лис» - спортивную драму, основанную на реальных событиях, - об убийстве миллионером Дюпоном тренера олимпийской сборной по борьбе. На грани скандальности - решение о призе жюри, который поделили между двумя абсолютно несхожими фильмами - «Мамочкой» самого молодого из участников конкурсе, 25-летнего выходца из канадского Квебека Ксавье Долана, и «Прощайте, слова» самого пожилого участника - Жан-Люка Годара. Если первый достаточно стандартно повествует о сложных отношениях матери с психически неуравновешенным подростком, то второй - это очередной блистательный эксперимент 83-летнего патриарха над языком кинематографа: головокружительный, сверхсложный коллаж из разнородных фрагментов и цитат, игровых и неигровых, вдобавок выполненный... в 3D. Основатель французской «новой волны», Годар ни разу так и не был удостоен ни единой сколь-нибудь значительной награды в Каннах, однако на сегодня ситуация такова, что скорее участие Годара в конкурсе - награда для любого фестиваля независимо от уровня престижности последнего.

Приз за лучшую женскую роль присужден американской актрисе Джулианне Мур, сыгравшей стареющую экзальтированную кинозвезду в черной комедии канадца Дэвида Кроненберга о нравах Голливуда «Звездная карта». Наконец, приз за лучшую мужскую роль завоевал британский актер Тимоти Сполл, по общему мнению, великолепно исполнивший главную роль классика британской живописи Уильяма Тернера в фильме Майка Ли Mr. Turner (Великобритания).

Обладатели двух «Золотых пальмовых ветвей» Каннского фестиваля братья Дарденн в нынешнем году не получили ничего, хотя их картина «Два дня, одна ночь» считалась одним из главных претендентов на победу.

Наконец, этот фестиваль стал триумфальным для Украины. Полнометражный дебют киевлянина Мирослава Слабошпицкого «Племя» победил в программе «Неделя критики» (ориентированной на открытие новых имен): украинская картина получила Гран-при этого конкурса, а также премию молодежного жюри Visionary Award и грант от фонда Gan - денежное поощрение для оплаты проката фильма во Франции.

Мирослав рассказал нам некоторые подробности о реакции на фильм в Каннах и о церемонии награждения.


- В рамках «Недели» «Племя» показали семь раз, оно закрывало программу. На премьере действительно была громадная очередь - начиналась из-за угла, не все могли попасть в зал. Заголовки в прессе подогревали интерес: «Ожидаемый скандал на Круазетт», «Шок на Круазетт». На первом показе были представители французского сообщества слабослышащих, организаторы наняли двух переводчиков - с украинского и французского жестового языка - они переводили мою речь, так что это было целое шоу. Первый показ прошел утром 21 мая, кстати, чудесная, качественная проекция - народ смотрел так, что можно сказать, что стояла звенящая тишина. Больше всего сработала предфинальная сцена. Перед нами сидело молодежное жюри, которое дало нам потом Visionary Award - так вот одна из членов жюри отвернулась от экрана и закрыла лицо. Я подумал, что приза от них нам не видать, сказал об этом в оргкомитете, а те ответили: «Кто знает». Зрители поаплодировали в конце, но выходили, я бы сказал, несколько ошарашенные.

С награждением вышло смешно. Перед церемонией будущим лауреатам обычно дают какой-нибудь намек. Я же вообще ничего не подозревал, пока мое имя не произнесли со сцены, клянусь. Наша пресс-служба потом призналась: мы подозревали, что что-то будет, но не знали, что именно - гады такие, промолчали, но при этом позаботились, чтобы мы хорошо оделись. Мы пришли, места нам отвели далеко от сцены, я подумал, что это еще один нехороший знак. И вот нам дают грант - 20 тысяч на поддержку проката. Классно, вроде и приз, но, по сути, не фильму. Вернулся я на место. Потом вышла Ребекка Злотовски (французский режиссер и сценарист. - Д.Д.) - президент молодежного жюри «Недели критики». Она заговорила о том, что Канны открыты разным диалектам, разным языкам, и в этот момент наши девушки из пресс-службы начинают хватать меня за плечи, и я понимаю, что происходит. Называют «Племя», получаю Visionary Award, на своем ужасном базовом английском говорю какие-то слова, Ребекка чмокнула меня в щеку - что особенно приятно, потому что она потрясающе красивая женщина. Я опять вернулся на место с мыслью, что вот все и состоялось.
Дальше на сцене появилась Андреа Арнольд (британский режиссер, актриса, обладатель приза жюри Канн в 2006. - Д.Д.), я не очень слушаю - два приза уже есть, можно расслабиться. Я не уловил момент, что именно она сказала, когда пресса сзади начала орать, и она продолжает говорить, а весь зал уже поворачивается, смотрит на нас и хохочет. Девчонки толкают меня: «Иди, иди». Я беру Яну (Яна Новикова, исполнительница главной роли в «Племени». - Д.Д.), и мы идем в сторону сцены, уже почти дошли, когда Андреа сказала: «Пожалуйста, дайте мне закончить». Договаривает, объявляет: «Племя», Украина». Мы поднимаемся на сцену, Яна говорит речь на языке жестов, плачет. Я был удивлен настолько, что сказал Андреа, что смотрел ее фильм на пиратском сайте, она сказала: «Спасибо большое», зал смеялся, а потом я взял Яну на руки и унес ее со сцены. Очень трогательный момент. Хорошо, что она всего-то весит 48 килограмм - боялся, что упадем. Особенно приятно, что она стала звездой. Французы оплатили ей билет, она прилетела на премьеру и всех очаровала: у нее брали автографы, вышел журнал с интервью с ней. Сейчас ее пригласили в Париж на премьеру и в Японию. Кстати, слабослышащие, насколько мне известно, уже сам факт участия фильма в фестивале восприняли как свою личную победу. А я дополнительно счастлив, ведь, похоже, впервые в истории «Недели критики» фильм берет три приза из четрых. Так сказать, скандальное награждение для скандального фильма.
Дополнительная награда - очень хорошая пресса. Лондонская Times поставила пять звезд, хорошие рецензии в Hollywood Reporter, Variety (наиболее влиятельные международные киножурналы. - Д.Д.). Много шума было, говорили об алхимии, что фильм втягивает. Кто-то написал - мол, вот в Каннах замечательно - шампанское, гламур, но «Племя» напоминает, зачем существует этот фестиваль.

«Племя» выйдет в украинский прокат в сентябре этого года.

Дмитрий Десятерик, «День»

Сінема

Previous post Next post
Up