Фотографии старого Киева (часть II)

Mar 29, 2011 18:14



Отдых и развлечения киевлян.
Летом киевлянам предлагались развлечения в основном за счет разного рода увеселительных заведений в садах и парках. На Владимирской горке процветал „Биограф-тир", в „Шато-де-Флер" (на месте нынешнего стадиона „Динамо'') было построено кафе с танцевальными залами, галереями, балконом. Гуляния в парке проходили под музыку военного оркестра, щелкали выстрелы в тире, аллеи освещались „потоками электрического света". В 1879 году при „Шато-де-Флер" было основано Русское драматическое общество. Здесь давали спектакли русские и украинские театральные труппы.

Фотографии старого Киева (часть I) нажимаем и смотрим здесь:





2.Панорама Голгофы



3.Почтовая площадь
На набережной, в районе Почтовой площади, в начале нынешнего века находились часовня и пристань Спасания на водах Красного Креста. Еще в 70-х годах XIX века по инициативе кронштадтских моряков в России было создано Общество подаяния помощи при кораблекрушении, переименованное в 1890 году в Общество спасания на водах. В 1891-1917 гг. общество издавало ежемесячный журнал „Спасание на водах". Часовня была, вероятнее всего, создана на средства от пожертвований тех, кто счастливо избежал несчастного случая или гибели на Днепре.



4. Киевский фуникулер
Для связи Верхнего и Нижнего города в 1902-1905 гг. по проекту инженеров Н. Пятницкого и Н. Барышникова был построен фуникулер. Он соединял верхнюю террасу Владимирской горки с улицей Боричев ток на Подоле. На железобетонной эстакаде было уложено 200 метров рельсовых путей. В 1928 году фуникулер подвергся реконструкции, в результате чего путь стал длиннее на 38 метров и вышел к улице Александровской (теперь - улица Сагайдачного).



5. Успенский собор.
Наиболее известным из подольских храмов был Успенский собор, просуществовавший до начала XX века. Прежде на этом месте стояла церковь Богородицы Пирогощи (1132-1136), архитектор И. Григорович-Барский придал ей барочный облик. „Игорь едет по Боричеву к святей Богородици Пирогощеи. Страны ради, гради весели..." - так писал об этом памятнике глубокой древности автор бессмертного „Слова о полку Игореве". Как свидетельствуют летописи, церковь Пирогощи была очень популярна среди киевлян и гостей города. И князь Игорь, возвращаясь из половецкого плена, ехал именно к этой небольшой подольской церкви, а не к знаменитой Софии. Обнаруженный в наши дни археологами фундамент церкви временно законсервирован. Архитекторы разрабатывают проект реконструкции древнего храма.



6. Киевские горы.
Киевица, Замковая, Киселевка, Флоровская... Много названий было у этой древней горы, возвышающейся над Подолом. Некоторые ученые считают, что именно эта гора была местом начального пребывания князя Кия. В IX-X вв. здесь высился княжеский замок. В XIV веке сюда переместился административный центр Киева. В 1532-1535 гг. замок был заново отстроен и окружен деревянными стенами и 15 оборонительными башнями. Со временем все эти сооружения были разрушены. В 1854 году территорию отвели под кладбище Флоровского монастыря. Кладбище было окружено каменной стеной, остатки которой сохранились до наших дней.



7. Киевские пароходы.
В 1835 году в Киеве возникло первое акционерное пароходное общество, владевшее несколькими пароходами. Лет через двадцать „Товарищество пароходства по Днепру и его притокам" уже осуществляло не только перевозку грузов, но перевозило и пассажиров. Немало пароходов принадлежало к этому времени отдельным частным владельцам. С ними общество вело конкурентную борьбу.



8. Киев. Район Почтовой площади.
На месте нынешней Почтовой площади на реке Почайне в седые времена бурлила пристань Притыка. Это была своего рода транзитная остановка купцов по пути следования „из варяг в греки". Еще при князе Владимире возведена была здесь деревянная церковь Рождества. Рядом с нею высились Печерские боевые ворота Подольской крепости, защищавшие город с юго-востока. Отсюда начиналась летописная Крещатицкая дорога (теперь Владимирский спуск), соединявшая Подол с Печерском, Берестовом и Кловом. Церковь Рождества не раз перестраивалась и изменяла свой облик. Последний вариант церкви, находившейся на углу Александровской улицы и Почтовой площади, был создан в 1810 году архитектором А. Меленским. 7 мая 1861 года в часовне этой церкви был установлен гроб с прахом Т. Шевченко, который перевозили из Петербурга в Канев согласно завещанию поэта. И тысячи киевлян пришли сюда, чтобы проститься с Кобзарем.



9. Почтовая станция в Киеве.
Регулярная почтовая связь на Украине возникла после воссоединения её с Россией. Уже в 1674 году были налажены прием и отправка писем в Киеве, Нежине и Батурине. В 1725 году губернская канцелярия издала указ о строительстве почтового двора на Подоле, считавшемся административным центром города. После пожара 1811 года в 50-х годах XIX века здесь было построено каменное здание почтовой станции. Обслуживали ее конные экипажи. При почтовой станции находилась небольшая гостиница, телеграфный флигель, ямская, каретные ряды и конюшни. За время своего существования почтовая станция несколько раз реконструировалась. Действовала она до 1919 года. До наших дней сохранилось основное здание станции, которое охраняется государством как памятник архитектуры.



10. Киев. Житний базар на Подоле.
Известный еще со времен Киевской Руси Житний базар находился на Подоле, вблизи ремесленных районов Кожемяк и Гончаров. С XV века он был основным торговым центром Киева. Дважды в году здесь проводились ярмарки. Житний базар и в дальнейшем был одним из главных торжищ из-за близости Днепра и гавани. На фото: Житний базар в начале XX века



11. Церковь Николая Доброго в Киеве.
По проекту архитектора А.Меленского в 1800-1807 гг. на Подоле была построена церковь, при которой находился госпиталь-богадельня, откуда и пошло название ее - Николая Доброго. Первая деревянная церковь на этом месте была сооружена в конце XVI века на средства гетмана войска запорожского Самуила Кишки, воспетого в украинских народных думах. В 1661 году эта церковь погибла во время пожара. До наших дней сохранилась колокольня церкви Николая Доброго. В апреле 1913 года в этой церкви венчался русский писатель М. Булгаков.



12. Фонтан "Самсон".
На Подоле в 1749 году по проекту архитектора И, Григоровича-Барского был возведен павильон-фонтан „Фелициал". В XIX веке в центре его была установлена деревянная скульптурная композиция „Самсон разрывает пасть льву", и поэтому в народе фонтан назывался „Лев" или „Самсон". Ротонда, укрывающая фонтан, служила основной частью одного из киевских водогонов. Вода поступала в фонтан по деревянным трубам из источников Старокиевской горы. Сегодня реставрированный фонтан „Самсон" - памятник архитектуры и гидротехнического искусства XVIII века - снова украшает древнюю площадь.



13. Братский монастырь в Киеве.
С конца XVI века во многих городах Украины начали возникать братства - общественные организации православных мещан. Братства принимали активное участие в борьбе народных масс против национально-религиозного гнета, экспансии католицизма. В Киеве на Подоле в 1616 году был сооружен Братский монастырь, сыгравший заметную роль в общественно-политической и культурной жизни города. Выписанный из Москвы „каменных дел мастер" И. Старцев в 1690-1693 гг. построил здесь Богоявленскую церковь. Крепостной мастер Киево-Печерской лавры С. Ковннр в 1756-1796 гг. построил каменную двухъярусную колокольню, впоследствии надстроенную третьим шпилеобразным ярусом.



14. Наводнение на Подоле.
Неисчислимые беды жителям Подола, Оболони и Плоской слободы приносили весенние паводки. Весною 1808 года на Подоле было затоплено 180 домов. Большие наводнения произошли также в 1825 и 1826 годах. После наводнения 1845 года, когда вода поднялась на 7 метров и было снесено и повреждено несколько сот домов, власти начали переселять жителей в верхнюю часть города, в результате чего оказались заселенными Львовская улица (теперь - улица Артема) и Лукьяновка.



15. Труханов остров.
Труханов остров также относился к Подольскому району. Во второй половине прошлого столетия здесь были созданы 1-е и 2-е объединения Днепровского пароходства с мастерскими и поселениями при них. В девяти десятках усадеб проживали рабочие и низкооплачиваемые служащие пароходства. Поскольку во время паводка Труханов остров затоплялся, дома строили на сваях.



16. Киев. Улица Фундуклеевская.
Улица Фундуклеевская (теперь - улица Богдана Хмельницкого) была застроена преимущественно учреждениями культуры. В 1851 -1853 гг. В. и A. Беретти построили здесь Анатомический театр (теперь - музей истории медицины); на месте нынешнего театра оперы и балета име ни Т. Г. Шевченко в 1856 году было сооружено двухэтажное здание театра, которое просуществовало сорок лет и было уничтожено по жаром. На углу Новоелизаветинской (теперь - Пушкинской) и Фундуклеевской улиц в 1868 году был построен частный театр Бергонье (архитектор В. Николаев). Сегодня в этом здании, достроенном и реконструированном, размещается русский драматический театр имени Леси Украинки. В гостинице „Эрмитаж" (сегодня - гостиница „Интурист") останавливались А. Блок и А. Белый.



17. Первые железные дороги.
В 60-х годах XIX века на Украине были проложены первые железные дороги. К 1900 году протяженность дорог составила уже около 8,5 тысячи километров. Киев был связан теперь со многими городами страны и превратился в крупный железнодорожный узел. Была проложена магистраль Москва-Курск-Киев, а в 1870 году закончено строительство Киево-Балтского участка, который соединил Киев с Одессой. К этому времени в долине реки Лыбедь завершилось строительство первого киевского железнодорожного вокзала. На фото: Первый поезд Киево-Балтской железной дороги на Киевском вокзале.



18. Цепной мост в Киеве.
Осенью 1853 года напротив Аскольдовой могилы был открыт Цепной мост длиною 776 метров и шириною 16 метров. Автором проекта одного из самых больших и красивых на то время в Европе мостов был известный английский инженер Чарлз де Виньоль. В 1920 году мост разрушили отступавшие бело-поляки. Восстановленный по проекту Е. Патона в 1925 году мост, названный именем Евгении Бош, просуществовал до 1941 года. В 1961-1965 гг. на этом месте был построен мост метрополитена.

По материалам archunion.com.ua
Previous post Next post
Up