«Старая Месса» не была ничем плохим!

Jul 13, 2012 18:00



Именно так ныне сущие традиционалисты расценивают папское послание motu proprio (то есть «по собственному волеизъявлению») под названием Summorum Pontificum. Недавно - 7 июля - все, «кто в теме», отмечали пятилетие документа.

Этим актом, как подчёркивает Михал Барциковский, редактор квартальника «Christianitas», Его Святейшество Папа объявил, что литургия (то есть св.Месса, Литургия часов, а также обряды таинств и иных молебнов) в римском обряде - в его виде, существовавшем до реформы, произведённой по окончании II Ватиканского Собора - никогда не была запрещена либо легально упразднена. Это революционное утверждение: вот, наивысший авторитет Церкви говорит прямо - не делали ничего дурного те, кто не желал согласиться с устранением из храмов литургии, которая служилась в них так давно, как далеко простирается память Церкви. Не делали зла те, кто этой литургией желал питать свою духовную жизнь, а на которых сыпались наказания, высмеивания, обвинения в непослушании либо закрытости от действия Святого Духа.
Это первая цель папского документа: воздать справедливость тем, кто не делал ничего дурного, но кто на протяжении сорока лет от своих епископов часто слышал нечто иное.
Вторая цель motu proprio связана с фактом, что Папа его адресовал всей Церкви, а не только группе непосредственно заинтересованных в нём верующих. И поскольку литургическая традиция никогда не была запрещена, то логическим следствием этого утверждения является возвращение ей её места в повседневной жизни всей Церкви. Это, по мнению Папы, обязательно, поскольку невозможно неожиданно объявить, что то, что всегда было свято, внезапно должно быть запрещено. Такую ситуацию, существовавшую в Церкви на протяжении последних сорока лет, больше терпеть было нельзя, ибо она для духовной жизни верных была попросту вредна. Сокровищница древней латинской традиции должна быть снова открыта для всех верующих.
И, собственно, непосредственное провозглашение этого всей Церкви, как и поставление перед лицом истины об актуальности литургической традиции тех епископов, священников или мирян, которые до сих пор не желали этого принять, было намерением Папы.
Наконец, третьей целью было перечисление таких детальных норм, которые делают возвращение традиционной литургии в храмы лёгким и лишённым впечатления, будто бы это какой-то индульт либо исключение из общего правила. Его Святейшество подчеркнул, что участие в традиционных молебнах является правом верующих, а не уделяемой им милостью. С другой стороны, возвращение этой литургии должно принять во внимание реалии церковной жизни, лишённой этого на протяжении сорока лет.
Как после пяти лет можно оценить реализацию этих целей? Следует, во-первых, сказать, что папский документ ставит дело возвращения к литургической традиции в центре внутрицерковных дебатов. Тема - до сих пор неприсутствующая либо обозначаемая парой общих обидных слов - должна быть в конце концов воспринята серьёзно. Епископы, священники, католические журналисты, хотели того или нет, должны были принять к сведению, что это вопрос, замолчать который не удастся.
Одновременно с этим нужно сказать, что изменение сознания епископов, то есть тех, без кого не получится ни одна реформа в Церкви, а никакое папское решение не будет воплощено в жизнь, продвигается с сопротивлением. В общем, иерархи на многих местах, где до сих пор ставились преграды для служения традиционной литургии, сняли это сопротивление. В Польше до папского документа было всего несколько мест, где служили Мессу по старой форме, а сегодня их почти сорок.
А кроме этого явного изменения и некоторого послабления прежних строгостей, однако, не видно генеральной перемены сознания у пастырей Церкви: они постоянно воспринимают это дело как проблему, которую необходимо решать, а не как сокровище, которым может воспользоваться вся Церковь. Как благо, которое можно произвольно дозировать, а не как святое право верующих, на страже которого они должны стоять.
Как что-то, чем могут быть заинтересованы лишь немногие, и этот интерес не следует распространять.
Это изменение ментальности всё ещё остаётся заданием верных. Таким его видят сторонники традиционной литургии, и люди старшего возраста, и молодые; а потому не следует определять её как «ностальгию уходящего поколения». В той же Польше, например, среди мирян-активистов, прилагающих немало усилий для возвращения старой Мессы в современную литургическую жизнь Церкви, Доминика Крупинская выражает Папе свою радостную благодарность. За то, что он показывает: можно отважно смотреть в лицо будущему, и одновременно не отворачиваться от собственного исторического и культурного наследства; что можно открыто, доброжелательно и уважительно относиться к самым разным людям, не отступая при этом от принципов. За то, что, издав документы Summorum Pontificum и Universae Ecclesiae, Папа создал в Церкви место для группы тех верующих, привязанных к 1500-летней традиции Латинской Церкви, кому последние сорок лет невозможно было легально принимать участие в литургической жизни Церкви таким образом, который соответствует их восприимчивости и духовности; что он не ограничился произнесением красивых слов о персонализме и уважении достоинства каждого человека, но фактически занялся их реализацией. За то, что открытость Церкви на инакомыслящих и инаковерующих, обязывающую в последние десятилетия по отношению к представителям всяческих конфессий и религиозных традиций, он расширил на вот эту одну группку людей, которых так называемая толерантность до сих пор не включала: католиков, привязанных к латинской традиции. За то, что велит духовенству удовлетворять нужды верующих, желающих участвовать в традиционных Мессах, никому при этом участия в них не навязывая, и таким образом дарит людям свободу выбора.
Разумеется, чтобы такой документ был издан, движение сторонников традиционной Мессы должно быть серьёзным и влиятельным. Оно называется Una Voce - «единым гласом», и возникло ещё в 1964 году; за два года выросло до Международной ассоциации, к которой постепенно присоединялись представители стран, где заявляли о себе сторонники старого обряда. До постсоветских территорий (по совершенно понятным историческим причинам) движение добралось достаточно поздно: Россия в него включилась в 2005 году.
- “Summorum Pontificum” - очень важный этап в новейшей истории литургии и - шире - Церкви, - говорит член совета Una Voce Russia Евгений-Фома Розенблюм. - Значение его в том, что старому чину Мессы возвращены его права и, так сказать, «доброе имя». До этого в Церкви сложилась парадоксальная ситуация: Папа Павел VI, вводя новый чин Мессы, сказал, что отказ от старого со всеми его духовными сокровищами - это тяжкая жертва, которую приходится принести потому, что молодёжь, новые поколения уже не воспринимают того, на чём выросли их отцы и деды. Но тогда зачем нужно принуждение, зачем нужно запрещать людям то, чего они якобы и так не хотят и от чего Церковь отказалась ради них? Почему оказалось, что многие уверены - старый чин Мессы плох сам по себе?
Эту мысль продолжает Олег-Михаил Мартынов, член Совета Международной федерации Una Voce (FIUV) и координационного совета Ассоциации Una Voce Russia:
- Святой Отец поставил точку в спорах о том, каков должен быть канонический статус Римской литургии в той её форме, которая органически развивалась в народе Божием с незапамятных времен и вплоть до эпохи II Ватиканского Собора: он подчеркнул, что форма эта, выраженная в Миссале, изданном блаж.Иоанном XXIII в 1962 году, никогда и никем не была в Церкви упразднена. Каждый священник Латинской Церкви вправе выбирать, в какой из двух форм обряда - новой или старой - совершать богослужение; каждый настоятель уполномочен организовывать в своем приходе Святые Мессы по чинопоследованию, которое в основных своих частях восходит к самым ранним из известных нам литургических книг Римской Церкви. Почти сорок лет боролись за это многие священники и, главное, миряне - те, к кому обращался в 1998 г. тогдашний префект Конгрегации вероучения кардинал Йозеф Ратцингер, призывая их «не терять терпения - продолжать верить - и находить в литургии силу, необходимую, чтобы свидетельствовать нашему веку о Господе» (выступление на конференции «Ecclesia Dei» 24 октября 1998 г.).
Почему мы любим эту Мессу, почему предпочитаем её другим, «более современным» литургическим формам? На этот вопрос можно дать десятки разных ответов, и богословских, и культурно-эстетических. Приведу лишь один. Внимая древним латинским молитвам, мы вступаем в общение со слышавшими и произносившими их поколениями наших отцов по вере, в чьём сердце родились эти слова; в общение духовное и интеллектуальное. Мы откликаемся на те же литургические события, что и они, размышляя над теми же текстами, над которыми они размышляли. «Обрядоверие»? - отнюдь нет, ведь если бы обряд вовсе не был важен для христиан, не имели бы смысла и какие-либо его реформы. Литургический обряд - это форма апостольского Предания и того, как оно разворачивалось в величайших центрах христианской мысли и жизни на протяжении веков. Предание же (на латыни Традиция) - та нить, которая через века соединяет нас с Воплощённым Христом, Богом, вошедшим в историю.
Не может быть никакой «новой Церкви» - Католическая Церковь едина не только во всех странах, но и во все века. «Церковь всегда нуждается в обновлении, поскольку она всегда нуждается в обращении своих членов, бедных грешников! - говорил 4 октября 2011 года префект Конгрегации по делам духовенства кардинал Марио Пьяченца, выступая перед семинаристами. - Но не существует, и не должно существовать Церкви дособорной и Церкви послесоборной. Если бы это было так, то эта вторая - наша - была бы исторически и богословски нелегитимной!» И сохранение в наших приходах и диоцезах векового литургического уклада - одно из видимых проявлений той преемственности, без которой нет Традиции, а значит - нет и Церкви.
В Украине, как и в соседней России, существуют местные ассоциации, входящие в состав Международной федерации Una Voce. Если в Украине их работа только-только начинается, то россияне уже создали достаточно большой сайт, и уже пять лет как у них служатся традиционные Мессы.
Москвичи осознают - так же, как и цитированные выше поляки, - что дел впереди много: «Конечно, - говорит Розенблюм, - многое еще предстоит сделать. Постепенно старый чин Мессы начинает распространяться по городам России. Третьим городом после Москвы и Санкт-Петербурга, и даст Бог, уже в этом месяце станет Ростов-на-Дону. Мы всегда рады помочь с организацией богослужений по старому чину - в этом наша харизма и миссия, но сначала необходима инициатива самих прихожан. Очень большая проблема на данный момент - нехватка священников, умеющих служить эту форму Мессы. Но самая главная задача на ближайшие годы - это добиться того, чтобы новый и старый чины Мессы не противопоставлялись друг другу, чтобы их приверженцы не смотрели друг на друга как на без пяти минут раскольников или еретиков. И тогда, как этого и хочет Папа Бенедикт XVI, две формы единого Римского обряда будут обогащать друг друга, тогда “Summorum Pontificum” станет, как говорится в учительстве нашего Святого Отца, даром для всей Церкви, для каждого католика, а не только для тех, кто участвует в Мессах по старому чину.
За минувшие пять лет во множестве стран стали появляться общины, объединенные вокруг Месс, совершаемых по старому чину. Хочу заметить, что подавляющее большинство прихожан, ходящих на эти богослужения, - молодые люди, пришедшие в Церковь (а часто и родившиеся) после реформы. Чуть меньше года назад я был в Киеве гостем на учредительной ассамблее Una Voce Ucraina. Кажется, из семи первых членов украинской ассоциации шестеро на тот момент ни разу не были на «старой» Мессе. Приверженность к старому обряду - наш осознанный выбор.

Публикация:
http://www.credo-ua.org/2012/07/65897

Previous post Next post
Up