Жизнь без школы

Sep 04, 2010 12:46


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Уже очень давно популярный блогер Фриц Морген ведет агитацию за изменеие современной системы школьного образования. К 1 сентября этого года он написал на эту тему громадный пост со множеством ссылок как на свои посты, так и на посты других людей, иллюстрирующие его взгляды.

Обычно, стоит написать «Фриц Морген», как сразу начинают приходить коменты типа: «Зачем вы обращаете внимание/ведетесь на его посты?», «Фриц Морген - самый толстый тролль Рунета» и т.п. Я в корне не согласна с этими мнениями. Я знаю, что он (Олег Макаренко) - бухгалтер. Бухгалтеры - люди серьезные, троллями быть не могут. Кто же доверит аудит троллю? Просто он специально облекает свои идеи в форму, которую он считает оптимальной для ЖЖ. Фриц Морген прекрасно понимает главное правило блогера - писать скандально и парадоксально и постоянно. Вначале запомнят, потому что возмутятся, или восхитятся, потом те, кто вначале возмутился, начнут находить рациональное зерно, а регулярное повторение сделает идею привычной, возведя ее в тривиальность, т.е. она приживется в массовом сознании.

Фриц Морген - либерал. Взгляды его показательны и востребованы как у представителей среднего класса, так и в либеральных СМИ, где ему иногда дают трибуну. Мне кажется, что читая его, можно представить себе контура того прекрасного нового мира, который ждет нас в ближайшем будущем.

Он пишет на разные темы, но школьное образование - его конек. Почему школа? Возможно, тут есть что-то личное, а возможно, потому, что школа - один из важнейших институтов цивилизованного человечества, бывшая с ним всегда. Еще в Вавилоне детей оправляли в школу, где они писали на глиняных табличках. Фриц Морген утверждает, что этому пора положить конец.

Кстати, в скобках, от Вавилона с Шумером нам остались глиняные таблички не только с тогдашними ученическими прописями, но и с бухгалтерскими выкладками (деньги уже тогда считали, хотя и по-другому), но упразднить бухгалтерию Фриц Морген не предлагает. Интересно, что одним из его аргументов, направленным против школ, является тот, что их защищают корыстно заинтересованные в школьном образовании люди - учителя, методисты, авторы учебников. Не странно ли, что им всем не пришло в голову писать посты с требованиями уничтожить бухгалтерский учет?

Думаю, это не случайно. Считать деньги все еще считается нужным, а вот учиться в школе - уже нет.

Основные его аргументы таковы. Школьные задачи - научить всех читать писать и считать и сделать культурный уровень детей из разных слоев общества более-менее одинаковым - решает телевидение, компьютер и родители, поскольку уже к 1 классу все дети умеют читать, писать, считать, а их культурный уровень совершенно одинаков, благодаря электронным СМИ. С чего Фриц Морген сделал вывод, что это были основные задачи школы, неведомо. Но поскольку он их обозначил именно так, он и сделал вывод, что они сегодня решаются без школы.

Он отвергает такую функцию школы, как формирование у ребенка научного способа познания, привития ему навыков логического мышления и ознакомления с важнейшими достижениями человечества в различных научных областях. По его мнению, это не нужно. Ребенок может сам выбирать из моря информации то, что ему интересно. Можно знать историю и понятия не иметь о тригонометрии и наоборот. Но ведь прежде, чем что-то отвергнуть, например, тригонометрию, надо хотя бы знать, что она существует. Школа и дает людям такие ориентиры. Давать их надо в детстве, когда мозг еще способен усваивать много информации, а уж потом человек, действительно, разберется, что ему нужно. Для этого и пишутся учебники и методические материалы.

По мнению Фрица Моргена, все, то, что дает школа, ребенок мог бы получить, сидя дома за компьютером. Ну, да, зря преподаватели разрабатывали свои методики обучения, конкретные учителя нарабатывали свои приемы, чтобы доходчиво объяснить детям азы науки и заставить их что-то выучить (чтобы они потом могли решить, нужно им это или нет) - компьютерная игровая программа без труда с этим справится. Осталось узнать, как заставить ребенка заниматься этой программой, а не чем-то еще. Опять родители должны рядом стоять? Или ввести еще дистанционную систему слежки? Но этим мы просто перевернем финансовые потоки с учителей на программистов. Заранее можно сказать, что толку будет меньше. Живой учитель имеет больше возможностей передать ученику знания, чем любая навороченная компьютерная программа. Все-таки люди биологически приспособлены к общению друг с другом, а не с компьютером.

Такую функцию школы, как социализацию, Фриц Морген тоже отвергает. По его мнению, принудительная социализация вредна, это, мол, то же самое, что отдать ребенка в армию или посадить в тюрьму. А что, человек когда-либо может свободно выбирать себе круг общения? С рождения он попадает в семью, которую он не выбирал, и вынужден общаться именно с этим людьми. Конечно, там он на особом положении, но ведь если у него не будет никакого коллектива, кроме семьи, то он будет иметь очень много проблем . Он просто не будет знать, какие еще бывают люди, как с ними себя вести. Например, он нанимается на определенную работу, потому что ему подходит это занятие, зарплата, место, где она находится, но он приходит в уже сложившийся коллектив, и вынужден с этим считаться. Пребывание в школе подготавливает ребенка и к тому, как вести себя в рабочем коллективе, и в армии, и в тюрьме, если он туда попадет, и в любом другом месте.

Так-то оно все так. Но, допустим, что школу уничтожили. Ребенок знает только свою семью и компьютер. Допустим, он даже случайно чем-то увлечется и через компьютер этому выучится. Допустим, у него будут виртуальные друзья, а кое с кем он даже встретится в реале. Допустим, что ему не придется работать в коллективе, потому что он будет работать через Интернет. Вам это ничего не напоминает? Так уже живут сегодня некоторые люди. Это инвалиды, которые в силу разных причин не могут выходить из дома. Насколько я понимаю, они бы все отдали, чтобы переменить ситуацию. А Фриц Морген предлагает так жить всем здоровым людям.

Ну, хорошо: они не инвалиды, смогут гулять, спортом заниматься ( но только сами, а то тренеры - это те же учителя. Только учат спортивным дисциплинам). Итак, может быть, эти люди даже сумеют обзавестись потомством (процентов 10 из них), которое будут растить точно так же. Вот вам и новый мир.

Это все, конечно, в утопии. В реальности у нас очень много детей, которых родители не в силах научить читать, писать и считать, а если закрыть школы, то их будет процентов 70. Есть родители пьющие, есть очень занятые, и очень многие просто не владеют навыками такого обучения. В реальности дети без школ станут собираться в шайки и совершать набеги на честных граждан. В том, что школа выполняет функцию надзора за детьми до того возраста, когда они смогут сами контролировать свое поведение - ее огромная роль.

Но если такие концепции, как у Фрица Моргена так упорно пробиваются, то значит, за ними что-то стоит. Например, желание спихнуть непосильные для бюджета расходы на образование, минимизировать их, например, полностью атомизировать общество, например, решить проблему занятости - люди будут сидеть дома и сторожить и обучать своих детей, а не требовать себе работы. Кормить их можно будет какими-нибудь нефтяными отходами, выдавая их за деликатесы. Все равно они не смогут узнать, что они едят. А потом и потравить их можно будет, если понадобится. Да и через поколение эти люди сами вымрут.

Зато правящая элита возьмет себе все и избавится от лишних людей. Ведь именно к этому в конечном итоге и сводятся все реформы либералов. А своих детей они пока растят в школах. В английских. В частных. В закрытых. Со строгой дисциплиной. Вот, например, Никита Белых своего сына в Англию отправляет. Интересно, а где учатся дети самого Фрица Моргена?

автоном : http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=937

Критика

Previous post Next post
Up