Стиг Ларсон. Трилогия «Миллениум»

Oct 18, 2010 10:24


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Стиг Ларсон. Трилогия «Миллениум». «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем», «Девушка, которая взрывала воздушные замки».

Стиг Ларссон собирался написать не менее 10 книг про приключения частных сыщиков Микаэля Блюмквиста и Лисбет Саландер. Но успел написать только три и умер. Это романы «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем», «Девушка, которая взрывала воздушные замки». Они составляют цикл «Миллениум». С ними произошла удивительная история - они стали очень популярны. Автор не успел даже дождаться, пока их напечатают. Посмертная слава.

Про «Миллениум» говорят, что это - энциклопедия шведской жизни начала 21 века. Ну им, конечно, виднее.

«Миллениум» - это журнал, в котором работает журналист Микаэль Блюмквист. Журнал пишет на экономические темы, он не слишком тиражный, но уважаемый. Ему дают дорогую рекламу. Блюмквист имеет репутацию дотошного и честного журналиста, специализирующегося на журналистских расследованиях. Он разведен, имеет почти взрослую дочь, с которой иногда видится. Всю жизнь он поддерживает связь с редактором своего журнала Эрикой. Когда-то они вместе учились, потом вместе основали журнал «Миллениум». Эрика замужем, муж знает о ее отношениях с коллегой, но относится к этому спокойно. Жена же Микаэля этого не потерпела. Почему любовники не поженились? Дело в том, что Блюмквист спит не только с Эрикой, но и со всеми встречными и поперечными женщинами. Внешность и возраст не имеет значения. Он никому не может отказать, а в Швеции столько одиноких женщин… С Эрикой и ее мужем у них бывал и групповой секс, в общем, все, что мы думали о сексуальной жизни в Швеции - истинная правда.

Блюмквисту примерно 45 лет. Он - полноват, неспортивен и много курит. (По-видимому, это автопортрет Ларссона. Плохо это все кончилось - он умер в 50 лет от обширного инфаркта, а ведь Минздрав предупреждал!) Но зато Блюмквист бесстрашен, принципиален, имеет развитое чувство долга, отличный друг, но неверный любовник. По-моему, он немного зануда.

Однажды Блюмквист вел расследование по поводу одного миллионера. Тот его подставил: подсунул среди верной информации неверную, которую потом с блеском опроверг. Это событие повлияло на репутацию журналиста и «Миллениума»: подписка упала, рекламу давать перестали. Стали говорить, что он печатают заказуху. Несчастный Микаэль очень переживал, пытался оправдаться, но его никто не слушал. Журнал был на грани разорения. Тут появился еще один миллионер по фамилии Вангер. Он предложил помочь журналу, обещал дать убойный компромат на миллионера-жулика, а взамен просил об ответной услуге - найти убийцу его внучки, пропавшей много лет назад. Он был уверен, что ее убил кто-то из родных. Вангер много чего нехорошего рассказал о своей семье, которую он ненавидел. Из всей родни он выделял внучатого племянника и племянницу. Они были его наследниками. Лет 20 назад 17-летняя внучка пропала с острова, на котором находится их поместье. Мосты в тот день были перекрыты. Тело долго искали воде, но не нашли. Все эти годы дед пытался узнать, что произошло, брат жертвы ему помогал, но толку не было. Теперь Вангер надеется на Блюмквиста. Тому приходится согласиться.

По ходу дела понадобилась информация. Блюмквист обратился в детективное агентство, где ему в помощь выделили Лисбет Саландер. Так появляется главная героиня трилогии. Если первая книга еще посвящена детективной истории, то две следующие рассказывают исключительно о проблемах Саландер. И все названия романов связаны с ней. Блюмквист - человек обычный, а Саландер - девушка неординарная. Внешне она похожа на подростка, выглядит намного моложе своего возраста. Одевается экстравагантно, вся в татуировках и пирсинге. На лопатке у нее татуировка дракона. Другие места тоже в рисуночках. Она больна каким-то редким психическим заболеванием, чем-то вроде аутизма, но не совсем. Выражается это в том, что Лисбет крайне необщительна, особенно она ненавидит всех представителей государства. Но зато Саландер - математический гений и хакер. Она легко доказывает теорему Ферма, прочтя о ней случайно в учебнике, а уж с помощью компьютера она способна узнать любую тайну. Лисбет - образец толерантности и свободной женщины. У нее нет предрассудков. Лисбет курит, пьет, может употреблять наркотики, вступает в случайные половые связи с мужчинами и женщинами. Она очень гордая, считает, что обиды нельзя прощать и никого ни о чем не просит. Правда, есть несколько человек, к которым она относится тепло. Добро она не забывает.

Обо всех этих ее качествах мы узнаем из первого романа.

Лисбет легко разгадывает, что случилось 20 лет назад. Внучку богача никто не убивал, она сама сбежала, потому что узнала, что ее брат убийца и сексуальный маньяк. Доносить на брата она не могла, смотреть на его преступления тоже. Вот и убежала. Вангер помог журналу с деньгами, но компромат на их обидчика не дал - ворон ворону глаз не выклюет. Компромат нашла Саландер. Она помогла Блюмквисту вернуть свое доброе имя, а на себя перевела миллионы нечестного богача. Так она понимала справедливость.

Кроме того, Лисбет влюбилась в Блюмквиста. Она думала, что он ее тоже любит, но потом увидела его с Эрикой. Тут она его возненавидела, но, разумеется, не до конца.

Два следующих романа Блюмквист пытается искупить свою вину, вытаскивая Саландер из неприятностей, в которые она мастерски влипала. Эта способность у нее обнаружилась с рождения. Потому что у всех папы были как папы, а у нее - русский шпион-перебежчик Александр Залаченко. Правильно у нас про этих перебежчиков говорят - этот был мерзавцем, каких мало. Он бил свою любовницу - мать Лисбет - смертным боем. Девочка, когда подросла, сделала самодельную бомбу и подложила папочке в машину. Он сильно обгорел, стал инвалидом. С тех пор Залаченко стал злейшим врагом своей дочери и мечтал ее убить.

Но гораздо худшим ее врагом стало шведское государство. Собственно, трилогия и посвящена этому ужасному факту. Оказалось, что некоторые спецслужбы там совсем обнаглели. Они составили заговор против своей гражданки, посчитав ее менее важной, чем бывший советский разведчик. Негодяи определили подростка в психушку к доктору-маньяку, который ставил бесчеловечные опыты над пациентами. Потом ее признали недееспособной. Согласно шведским законам Саландер был положен опекун, который мог распоряжаться всеми ее деньгами. Вначале ей повезло: опекун оказался хорошим человеком, устроил ее на работу в агентство, не мешал жить так, как она хотела, давал тактичные советы. Но он тяжело заболел, и ей дали другого опекуна. Тот уже был извращенцем и ее изнасиловал, за что потом очень поплатился. Весь второй роман посвящен описанию всей этой истории и того, как папаша пытается Лисбет убить. В конце романа она откопалась из могилы, куда ее кинули отец и брат (был еще брат-немец от другой женщины). Лисбет сильно ранила отца, а он простелил ей голову. Спас ее Блюмквист. Второй роман - это уже не детектив, а скорее триллер.

В третьем романе Лисбет лежит в больнице, спецслужбы хотят, чтобы ее опять поместили в психушку, а Блюмквист собирает материал для разоблачительных статей, чтобы освободить Лисбет и наказать спецслужбы.

В романе хорошо описан суд. Третий роман - это судебный детектив.

Отца Лисбет в третьем романе спецслужбы устранили. Но остался его страшный сын - профессиональный убийца, который не чувствует боли. Еще у Саландер есть сестра, которая в романах не появлялась, но о ней вспоминали. Видимо, взаимоотношениям Саландер с ее странными родственниками были бы посвящены остальные книги этой серии. Но не судьба.

Пока по трилогии в Швеции поставлены три фильма «Мужчины, которые ненавидят женщин». Они есть в Сети. Там больше акцентируются феминистские мотивы книг. Голливуд хочет тоже экранизировать романы.

Если бы Ларссон узнал о таком успехе, он бы умер вторично от радости.

На мой взгляд, лучше всего третий роман. В принципе, все они ничего, но не более. Не понимаю поднятого из-за них шума. Но я много чего не понимаю.

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up