Внутренняя империя. Фильм Д. Линча: стёб или тест на тупость?

Jan 05, 2008 22:11


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Думаешь, что ты очень умный, да? Смотри новый фильм Д. Линча.

Этот последний фильм Д.Линча вызвал большие споры среди его поклонников в силу его полной неоднозначности и богатства интерпретаций. Линч, конечно, очень интересный режиссер.

В нем есть неразгаданная загадка. Ни критики, ни простые зрители никак не могут понять: это он специально издевается над зрителем или считает, что в его фильмах все понятно. Во всяком случае у него, необычное чувство юмора.

Я думаю, что в основном режиссеры, как определенные творческие личности, складываются к своим первым известным фильмам, затем шлифуя мастерство, добавляя что-то новое, но радикально не меняясь. Это примерно, как с фигуристами: они всю жизнь показывают то, чему научились лет до 16, например, новые прыжки им уже не освоить.

Одним из первых таких фильмов Д.Линча был «Голова-ластик» - сатира на тупого мещанина, который работает клерком, имеет жену и мечтает о приобретении новых вещей и повышении по службе. Мещанин не способен замечать абсурдности жизни, присутствия в ней добра и зла, наличия множественности параллельных миров и нелинейности времени. (Типа того, что он сам, Линч, все это видит и понимает.) Мещанин готов любую аномалию признать за норму и наоборот, поэтому он легко становится объектом манипуляции со стороны мирового зла, которое реально существует. Обыватель давно живет в аду, служит дьяволу, а думает, что утром уходит на работу и вечером возвращается в семью.

Об этом, например, знаменитый «Твин Пикс» - простой и ясный сериал, в котором только тупые американцы не смогли понять, что такое белый вигвам и кто убил Лору Палмер (даже массово майки выпускали с надписью «Я не знаю, кто убил Лору Палмер, но я знаю, кто убьет Девида Линча).

Более того, его (обывателя) жизнь легко поменять на совершенно другую, а он и не заметит («Шоссе в никуда»). Для донесения этих мыслей до зрителя Линч выработал соответствующую стилистику абсурда, чтобы форма полностью соответствовала содержанию.

Особняком стоят два фильма: «Дюна» и «Простая история». Первая - блестящая экранизация фантастического романа, сохранившая содержание книги.

Со вторым фильмом сложнее. На первый взгляд он кажется доброй историей о старике, решившем навестить больного брата и пересекающего для этого всю Америку. Типичный фильм-путешествие, про простых людей, помогающих друг другу, создавая тем самым единство великой нации. Казалось, Линч решил доказать всем, что способен ставить вот такие простые жизненные истории, способные выжать слезу из самого жестокосердного зрителя. Никакого мирового зла, никаких карликов и странных помещений. Критики были в восторге, фильм получил кучу наград. Однако, почему старик разъезжает на газонокосилке, почему у него дочка - олигофренка, почему он 50 лет не видел своего брата, почему брат живет в жутком разваленном сарае и почему конечная цель путешествия заключалась в том, чтобы лечь рядом с братом и, как в детстве, смотреть на звезды? Нет ли в этом некой издевки, не чересчур ли все это? Возможно, Линч так тонко пошутил, что его шутку никто не понял?

Во всяком случае, «Внутренняя империя» уже вполне линчевский фильм. Несчастные зрители пишут в своих блогах, что все его другие фильмы по сравнению с этим - сказка про колобка. Начать с того, что идет он три часа, каждый кадр длится очень долго, много коридоров, лестниц, комнат, сюжетные линии прерываются и не возобновляются, и при этом никак не связаны между собой, некоторые персонажи упоминаются, но не появляются. Перемешено вчера и завтра, США и Польша, времена года. Во время просмотра нарастает раздражение: кажется, фильм никогда не кончится. Некоторые зрители и не пытались найти смысл, ограничившись тем, что воспринимали фильм, как череду красивых кадров (хотя красивых кадров там маловато), другие нашли несколько интерпретаций событий.


Вкратце схема такова. Одна история происходит с актрисой (Лора Дерн «Синий бархат», «Дикие сердцем»), которая снимается в неком фильме про любовь двух семейных людей. Похоже, что актриса по ходу фильма так вжилась в свою роль, что вообразила роман с исполнителем мужской роли, грозящий ей смертью со стороны ее ревнивого и могущественного мужа. Постепенно из отдельных кадров будущего фильма проявляется мир его героини и становится новой реальностью, затем в этой реальности тоже происходят изменения, не предусмотренные сценарием.


У героини появляется ее темный двойник - женщина-проститутка, увезенная мужем из США в Польшу (большего абсурда Линч, видимо, представить не может). Эта женщина боится смерти, потому что за ней следят и, действительно, будет убита женой персонажа фильма, в котором снимается актриса, причем та ее убила не сама по себе, а будучи загипнотизирована неким Призраком, которого кто-то ищет весь фильм, и который может путешествовать между мирами, он живет во внутренней империи. Здесь выяснится, что смерть героини была сценой из фильма. Актриса после этого находит Призрака и стреляет в него. В конце фильма появляются некоторые персонажи, о которых ранее упоминалось, причем они казались полным бредом, например, одноногая сестра Призрака, которая в первом классе убила трех человек. Все исполняют веселый танец, в том числе и женщина, похожая на героиню из предыдущего фильма Линча.

Кроме того в фильме есть и другие истории. Какая-то польская девушка смотрит все, что показывают на экране по телевизору и по щеке ее ползет слеза. (Она явно поняла в нем больше, чем я. Примечание редактора).

У другой польской девушки сложные отношения с Призраком и с мужем героини фильма. Какие-то странные люди ищут Призрака, говорят загадочные фразы («Приведи коня к колодцу»).

Наконец, есть несколько сцен, где трое больших человекоподобных зайцев смотрят телевизор, подходят к телефону, говорят отрывочными фразами и гладят белье. На русском сайте, посвященном Линчу, я узнала, что зайцы - это зайцы из отдельного линчевского мультсериала, выложенного на его собственном сайте, кроме того, в фильме несколько раз упоминалось название другого мини-сериала, который он хотел снять, но не снял.


После этого мне все стало ясно. Внутренняя империя принадлежит самому Линчу. Это мир его персонажей из уже снятых и неснятых фильмов. Фильм - своеобразное подведение итогов. Некоторые фанаты, смотрящие даже эти мультсериал, размышляют над смыслом слов зайцев. Но, помилуйте, какой же может быть смысл в заячьих речах? (Они же тупые! Примечание редактора). Может быть, у Линча в детстве были такие игрушки или такая книжка, вот он и вспомнил об этом. А зайцы - очень миленькие. В общем, кто хочет поломать голову над загадками, пусть смотрит этот фильм, но лучше на видео, чем в кино.

Тем, кто Линча раньше не смотрел, не советую. В любом случае, не огорчайтесь, что не поняли: вы не один такой. Никто ничего не понял.

Критика

Previous post Next post
Up