В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Режиссер Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Рестлер»). В главных ролях Натали Портман («Леон», «Звездные войны. Эпизоды 2, 3», «Все говорят, что я люблю тебя») Мила Кунис, Венчан Кассель («Тринадцать друзей Оушена», « Враг госудасртва»), Барбара Херши.
«Черный лебедь» похож на «Рестлера». Аронофски опять рассказывает историю профессионала, добивающегося совершенства ценой жизни. Только тогда герой был в конце своей карьеры, а теперь в начале.
Нина (Натали Портман) посвятила свою жизнь балету. Ее мама посвятила свою жизнь ей, а, следовательно, и балету. Тем более, что она сама была балериной, но, как она говорит, оставила карьеру ради дочери. Дочь, правда, считает, что мама так говорит, потому что сама в профессии не слишком преуспела - к 28 годам у нее не было ведущих партий, вот и спряталась за материнство. В итоге девочка с детства не знает ничего, кроме танца, у нее нет подруг, мальчиков, все мысли только о балете, а мама дышит с ней в унисон и наставляет, и помогает, и заботится, и не надышится. Все мы знаем таких родителей. Иногда им, действительно, удается воспитать выдающихся спортсменов, музыкантов и т.д.
Нина работает в труппе, где балетмейстер (Венчан Кассель) - царь и бог. В труппе есть прима, с которой он спит - все как положено. Но прима постарела - пора заводить новую, тем более, что балетмейстер задумал ставить «Лебединое озеро», где и Одетту и Одиллию должна танцевать одна балерина. Стареющей приме с этим не справиться. Все на нервах: кого он выберет? Нина знает, что танцует хорошо, но очень боится пролететь. Балетмейстер в сомнениях: Нине хорошо удается партия Белого лебедя, но не Черного. Еще бы! С такой биографией - мама, театр, розовая спаленка с игрушками, какая из не роковая женщина, злодейка? Она только и думает: получилось па или нет, дрожит, что что-то не доделала, не доработала. Больше в голове и в душе у нее ничего нет. Все же он назначает ее на роль, но дает ей понять, что она должна что-то в себе изменить, чтобы станцевать черного лебедя. Например, она могла бы стать его любовницей. Но он не хочет ее соблазнять - это она должна его соблазнить, он хочет от нее страсти, раскрепощенности. А вот этого она не может, не умеет расслабляться. В общем, у отличницы проблемы. А тут еще в труппу поступает новенькая, Лили. Вот уж она свободна, спонтанна, жаль, танцует не очень. В воспитательных целях балетмейстер назначает Лили дублершей Нины. Та тоже, вроде бы, пытается Нине помочь расслабиться: берет ее собой в бар, поит спиртным, дает наркотик, знакомит с парнями. Нина старательно пытается стать порочнее.
И все бы ничего, но бедняжка больна психозом. Ее мучают галлюцинации и странное кожное заболевание - из лопаток течет кровь, будто там крылышки режутся. А глюки у нее очень просты: они отражают ее страхи и желания. Так ей стыдно перед бывшей примой - та пыталась покончить с собой, бросалась под машину. (В балете все сумасшедшие). И когда Нина принимает ванну, ей мерещится, что прима хочет ее утопить. Нина завидует Лили, опасается ее, но и восхищается ею. Вот ей и пригрезилось, что они с Лили занимаются сексом. Постепенно она перестает различать, где действительность, а где галлюцинация.
День премьеры. Нина танцует Белого лебедя и от напряжения спотыкается, падает. Это позор. В антракте она идет в свою уборную гримироваться, а там сидит Лили и говорит, что она будет танцевать Черного лебедя. Тут Нина ее убивает осколком стекла от разбитого ею в гневе зеркала. Она выходит на сцену и танцует просто гениально - теперь она настоящая злодейка: у нее в уборной спрятан труп. Зал рукоплещет. Опять антракт. Нина идет гримироваться, а к ней подходит Лили и поздравляет с успехом. Оказывается, все убийство ей пригрезилось! Но Нина уже поняла, как сделать свой танец гениальным. Она вновь срывает овации. Последняя сцена. Одетта умирает. Нина лежит, вся в белом, ее зовут на поклоны, а она и в самом деле, умирает. Нина умудрилась воткнуть осколок стекла себе в живот и истекла кровью. Она успевает сказать: «Я была совершенна».
Ну что сказать? Может быть, совершенство стоит жизни? А потом, чем так страдать и бояться, лучше уж умереть. Так что я героиню одобряю.
Смотреть фильм скучно. Портман ради него научилась танцевать. Получилось это у нее не очень. Тяжело смотреть на ее мучения, как она ранит ноги, расчесывает себе спину. Вся эта физиология фильм не украшает. Единственная краска в ее роли - то, что она все время заламывает брови и хнычет. Видимо, это должно изображать неимоверные страдания.
В общем, что танцует, что играет… Но хорошенькая. На «Оскара» выдвинули. Посмотрим, дадут ли.