В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Мой сын для меня
Фужерон
Натали Бай
Фильм
Проблемы воспитания
Другое кино
В фильме «Мой сын для меня» (режиссер М. Фужерон, в главной роли Натали Бай) рассказывается довольно обычная история с довольно необычным концом. Семья, состоящая из отца, сына, дочери и матери, живет в собственном 2-х этажном доме за высоким железным забором. Отец преподает в университете, мать - домохозяйка, дочь - студентка, сын учится в школе, ему около 14 лет. Отцу и матери - за 50 (поздние дети). Мать является фактическим диктатором в семье. Мужа и дочь она не любит, зато в сына почти влюблена. И муж, и дочь приучены, что «мама-знает-как-лучше», и ни в чем ей не прекословят. Муж все время на работе, дома тоже работает, в выходные на весь день уезжает играть в теннис, жена спит с ним редко, но он и тому рад. Похоже, он считает, что это - и есть нормальная семья, видимо, родительская семья была еще хуже. На всякий случай он не сближается с мальчиком, т.к. жена считает сына своей собственностью, и всякий, кто пытается как-то вмешаться в процесс воспитания становится ее врагом. Правила очень просты - мальчик должен хорошо учиться, а все время вне школы проводить с мамой: вместе играть, танцевать, ходить в бассейн. Только мама знает, что сын любит есть, во что его одевать и что ему дарить. Ему разрешается посещать бабушку с маминой стороны, которая учит его играть на фортепьяно. Видимо, лет 12 все эти люди были вполне счастливы, но вот сын подрос, и у него появились свои интересы. Значит что: мама скоро останется одна, и ее никто не будет любить (любовь мужа даму почему-то не устраивает, наверное, он не умеет выражать свои чувства)? Не в силах смириться с этой мыслью, мама принимает решение вести себя так, будто сын все еще маленький и бороться с признаками его взросления. Она дарит ему игрушечные машинки, возмущается, что он стесняется своей наготы (чего там прятать от мамы?), не разрешает ему бриться, самому выбирать себе одежду, ходить на вечеринки и встречаться с девочкой. Такое поведение - попытка отрицать реальность - говорит о наличии у женщины психического заболевания, которое замечают окружающие: говорят, что она странная, мать называет ее сумасшедшей, но муж продолжает делать вид, что все в порядке. От безнаказанности крышу у дамы окончательно сносит: она запрещает сыну ходить к бабушке, говорить с друзьями, играть на пианино, даже входить в собственную комнату без ее разрешения: он все время наказан и должен быть у нее на глазах. У мальчика развивается депрессия, он много плачет, ничего не ест, не может учиться, за что мать наказывает его еще сильнее. Казалось бы, история движется к его самоубийству, однако, конец у фильма хороший: доведенный до крайности подросток бросается на мать с перочинным ножом и ранит ее. Очевидно, что теперь его отправят в какую-нибудь колонию или лечебницу, но свою мамочку он больше не увидит. Похоже, у него есть характер - выкарабкается. А мегера останется с мужем, смирится со своим одиночеством, может быть, заведет собаку.
Таких матерей, кстати, много, и у них не обязательно сыновья. Чаше они ведут себя хитрее, больше разрешают, больше давят на жалость, главное, чтобы у их детей не было никаких других привязанностей. Некоторым это удается, и дети навсегда остается при них.
В целом фильм сделан хорошо: актеры раскрывают свои образы, хорошая операторская работа. Стиль лаконичный, например, чтобы подчеркнуть характер героини, показано, что она целый день ходит по дому в туфлях на шпильке, от чего у нее отекают и болят ноги: мама все время должна быть на высоте, в форме и не расслабляться! Или интерьер ее дома - мало предметов, мало красок, ничего лишнего, и интерьер дома у бабушки - яркие алые подушки, картины с ню по стенам.
Фильм идет на французском языке с субтитрами, что не может не радовать.