В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Праздничный говнопоказ на зомбоящике был искуплен фильмом «Кошечка» на «Закрытом показе» у Гордона.
Если кратко, то «Кошечка» - это вроде «Щелкунчика» Кончаловского, только наоборот. «Щелкунчик» - удивительно плохой фильм, снятый за очень большие деньги. «Кошечка» - очень хороший фильм, снятый за удивительно малые деньги.
Режиссер - Григорий Михайлович Константинопольский. Актеры: М. Ефремов, А. Стриженов, В. Сухоруков, Е. Стечкин.
Если пытаться оценить жанр фильма, то это - возрождение древнего киноспектакля, но с определенными изменениями. В киноспектакле режиссер и оператор пытались как-то оживить статичность действия. Актеры перемещались по сцене, иногда менялись декорации, что-то там грохотало, а оператор то наезжал, давая крупный план, то давал отъезд, демонстрируя сцену. Здесь же фильм - 4 монолога, каждый из которых снят с одной точки, без отвлечений типа звонков по телефону. Даже наезды и перемещения - и те отброшены за ненадобностью.
Самой известной работой этого режиссера было «Восемь с половиной долларов».
В этом фильме режиссер еще раз показал два своих редких умения:
- прекрасной работы с актером, которому он не мешает играть,
- дивными сценариями.
И здесь, и в 8,5$ то, что происходит, должно быть отнесено к сюрреализму. Но при этом основой гротеска являются не случайные или фантастические эпизоды, которых режиссер не чурается (как, ранее, в самый последний момент перед неминуемой смертью героя злодей умирает, подавившись арахисом), а вроде бы привычные детали, показывающие всю дикость нашего бытия.
4 получасовых эпизода держат в напряжении. Они имеют формальную связь - как оказывается в последнем, о писателе, три первых - это сюжеты сочиненных им книг, за что один из критиков в обсуждении и пенял аффтарам, но, ИМХО, и это не обязательно.
Самый сильный, конечно, первый, где Михаил Ефремов играет 40-летнюю бесталанную актрису. Ктати, сидя полчаса на диване, он напрочь переигрывает оскароносную Портман с ее «Черным лебедем».
Он дает жутковатую картинку балерины, которая свою сценическую жизнь уже закончила и 40-летняя пенсионерка. На алтарь Искусства она положила и свою жизнь и судьбу, и судьбы всех родных и близких. Но попытки что-то показать у станка, занимающего половину ее убогой комнатенки, каждый раз кончаются легким членовредительством. Мы видим образец высокого самопожертвования. При этом за всю жизнь балерина 3 раза играла в массовых сценах и прекрасно отдает себе отчет в полной бездарности.
Жутью веет от ее бытовых рассказиков, например, о том, как она тратит свою пенсию. Часть - на оплату съемной квартиры, из оставшихся 9 - за три тысячи покупает бутылку отличного коньяка, которую пьет по чуть-чуть весь месяц. 5 тысяч относит и отдает трем престарелым балеринам из ее театра, считающих ее очень богатой, причем сумму выбрала так, чтобы они потом переругались, так как 5 на 3 не делится. Оставшуюся тысячу раздает бедным у церкви, после чего месяц ищет объедки по помойкам.
Герой второй части - вселенский жлоб, молодой потомственный бизнесмен (еще его дед фарцевал с пластинками на Арбате). Он жутко ревнует к своей будущей жене, крупнейшему акционеру Газпрома, так что даже в день свадьбы спрятался в шкаф, чтобы выяснить, не изменяет ли она ему. Однако все эти страсти идут в русле «удачные инвестиции - неудачные инвестиции».
В третьей части герой страстного монолога раскрывает нам свою душу. Он, например, любит смотреть телевизор, но познавательные передачи, а не MTV, на котором слишком много негров и пидарасов. Он зависит от молодой женщины, к которой у него сложные чувства. Он ее не любит, презирает и считает дурой и халдой. Но однажды ему снится сон, что они вместе плавают по морю на надувном матрасе, и она навалилась на него и мешает. Почувствовав, она начинает отодвигаться от него все дальше, он боится, что она упадет, пытается ее удержать, но не может - она падает и с той же застенчивой улыбкой камнем идет ко дну… Целый день после этого он смотрит за ней с огромной нежностью, но потом начинает себя ругать, рашает, что он из-за нее станет тряпкой. И перед тем, как пойти с ней гулять, он берет на кухне и прячет нож. На улице они садятся на лавочку, она начинает дремать. Он уже вытаскивает нож и примеряется, как ударить, но видит, что из подъезда вышла и тут же вернулась знакомая девочка, которую он считал развратной. Он решает убить ее, бежит за ней в подъезд, едет за ней на лифте, но на площадке сталкивается с огромной собакой, которой он только вчера засветил по лбу. Засуетившись, он теряет нож, понимает, что теперь во власти этого животного, и жуткий ужас охватывает его…
При этом герой повествования - годовалый мальчик, только научившийся ходить и решивший зарезать няньку, но переключившийся на двухлетнюю девочку.
Герой четвертого эпизода - графоман, задрот, живущей на даче вместе со своей любимой мамочкой. Точнее, живет он не на даче (ее, как и квартиры, нет), а на дачном участке, летом - в сарайчике, зимой - в бытовке соседа, куда их пускают, чтобы не замерзли.
Ему вдруг дают заказ - написать за 26 дней коммерческую повесть. Он идет домой, но его сбивает джип. Он жутко боится, что владелец джипа потребует денег за поцарапанное крыло, а владелец джипа хочет дать ему денег. Тот не берет, но просит, чтобы ему купили кошечку, которую на обочине продает девочка.
Он возвращается в бытовку с заказом и кошечкой и начинает придумывать сюжеты (один дичее другого) и мечтать, что он станет удачным писателем, построит на участке башню. На первом этаже будет жить его любимая мамочка. На втором будет его кабинет, на третьем будет обитать его жена, а на четвертой будет две маленькие комнатки с узорчатыми окошками. Там будут жить его дети и через окошки смотреть на далекий лес. Время идет, матушка уже нанимает бригаду таджиков строить башню, а он лишь смотрит на кошечку и мечтает. Но в последнюю ночь перед временем сдачи заказа…
Меня постоянно ругают за то, что я пересказываю сюжеты, раскрывая развязку. Поэтому про то, что будет дальше, писать не буду. Скажу лишь, что знание или незнание развязки неважно, уж больно хорошо играют актеры. Так что если смотрели, то посмотрите, не пожалеете!