В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Кому в Израиле жить хорошо.
Часть 9. Заметки на полях по ходу повествования
На выкладываемую серию постов о путешествии в Израиль приходит неожиданно огромное количество комментариев. Это - достаточно интересный культурологический феномен, так как на все другие аналогичные посты комментариев практически нет. Действительно, а что тут говорить: съездили, описали, что было, фотки выложили. Можно посмотреть, выяснить, не стоит ли самому съездить. Если же читатель это место уже хорошо знают, так и тем более - нет повода для проявления интереса. Например, про ту же серию постов о летнем отдыхе в Калининградской области от резидентов было получено 0,0 штук комментов.
Здесь же многие проявляют огромную активность и постоянно поправляют. Особенно забавно это выглядит по отношению к тому, что нам рассказывают, что дело обстояло не так, как мы видели, а иначе. Вот, например (будь они прокляты) салфетки в ресторанах. Ну заметили по ходу, что в тех ресторанах, в которых мы были, салфетки на столы не выставляют. Ну, мало ли. В Москве стиль сейчас такой, что во всех кафешках или ресторанах (кроме закусочных типа отстойного Макдональда) салфетки на столиках есть. В том же Париже в дешевых едальнях дают одну, а выкладывают только в тех, что поприличнее. Так нет же. Нам тут же рассказали, что:
- салфетки на столах есть, мы их не заметили;
- отсутствие салфеток на столе специально задумано, так как так гигиеничнее;
- салфеток на столе нет, но они есть на барной стойке. Кому нужно, могут взять;
- салфеток на столах не было потому, что это - не рестораны, а дешевые закусочные. Просто мы в силу московской дикости не смогли это распознать.
Ну и то же по многим другим пунктам. Особенно забавно, что среди тех, кто нас активно поправляет, много нерезидентов Израиля, в том числе весьма молодых людей, в Израиле не бывавших (по крайней мере, об этом в списке посещенных мест не упоминавших).
Еще раз говорю. Основной жанр - путевые заметки. Что видели, о том и поем. Однако, естественно, ограничиваться только в этом жанре было бы очень скучно, и иногда обобщаем. Вполне возможно, что при этом и ошибаемся. Может, нам в чем-то все время везло (или не везло), и мы по недостатку опыта частное приняли за общее. Также и при описании концептуалок для неевреев вполне можем что-то перепутать, так как еврейской темой никогда не интересовались. Посему если все высказанные мнения остаются только мнениями (у одного - одно, у другого - другое), то все фактические уточнения принимаются с благодарностью.
Например, так же неожиданно читатели активно возбудились по поводу мельком затронутых мной омовений женщин. Тут же появились и перепечатки с подзаголовками в лучших традициях типа «Уборщиццца утверждает, что еврейки после соития подмываются в посудомоечных машинах». Скажу, что такая неожиданная популярность лестна, хотя некоторые активно обсуждаемые в публичных журналах подробности меня несколько смутили.
После обсуждения темы с корреспондентами я могу высказать следующее:
«Еврейские женщины для ритуальных омовений используют микву, то есть то же, что и для омовения посуды. Об этом интересном обычае мы узнали из одного из рассказов то ли Бабеля, то ли Зингера, в котором упоминаются еврейки, которые веселятся по поводу товарки, заведшей молодого любовника и теперь бегающую омываться в микву по пять раз на день.
Из переписки со специалистами я выяснил, что по кошруту омываться нужно не после соития, а до, а еще точнее - один раз в цикл через несколько дней по окончании менструации. Таким образом, в этом рассказе был еще один юмористический момент, который от меня в силу недостаточной культурологической образованности ускользнул.
Из случайного чтения нагугленных на слово «миква» статей я также выяснил, что сейчас многие еврейки пренебрегают этим ежемесячным омовением, ограничиваясь однократным омовением после свадьбы».
Надеюсь, что в этом материале фактических ошибок уже нет. Правда, если бы его поместили в какой-нибудь желтой газете, то снабдили бы аршинным заголовком «Еврейки подмываются один раз в жизни».
Да нет, я прекрасно понимаю, что очень часто больше всего выводят из себя именно мелкие фактические неточности в описании быта. Приведем собственный пример.
Вот еще во времена позднесоветской власти к жене в их контору как головную по стране приезжал на несколько месяцев стажироваться мужик из средней Азии. Ходил на цирлах, мерсикал, пытался вникнуть... чуть не плакал при расставании на ту тему, что они его всему обучили и на путь истинный наставили.
Потом через несколько месяцев от коллеги, которая ездила туда, узнали, что он там о них рассказывал. Оказывается, совсем другое - и что бабцы злобные, и что специалисты не лучше их, и то, и се... и что эти русские в Москве по праздникам едят пареную репу.
Тут дамы совершенно взбеленились. Они все могли стерпеть, но вот пареная репа, которую большинство из них за всю жизнь даже ни разу не ели, была уже слишком.
Практических выводов было два:
а) жена сделала пареную репу с медом. Так себе, больше не повторяли.
б) когда через несколько лет этому типу понадобился от них отзыв, фиг он его получил!