Рецензия на фильм Михалкова «Утомленные солнцем-3» - «Цитадель»

May 08, 2011 17:40


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Вторую часть своего фильма о войне «Утомленные солнцем-3» Никита Михалков показал через год после первой части. «Предстояние» тогда сильно ругали. В ЖЖ фильм подвергся полной обструкции. В это раз такой реакции почему-то нет. Видимо, год Михалков не сидел, сложа руки: что-то перемонтировал, а , главное, работал с критиками. Так он заказал рекламный плакат Артемию Лебедеву. Теперь я думаю, а не Тема ли в прошлый год устроил фильму такую травлю? Дали ему сделать плакат - страсти и улеглись. Плакат, кстати, ужасный.

Про второй фильм критики сошлись на том, что это - сказка, и что Михалков имеет право на свое видение. А разве в первый раз это было не ясно? Я, например, об этом сразу написала. http://uborshizzza.livejournal.com/891033.html

Как и первый фильм, «Цитадель» состоит из ряда не слишком связанных между собой эпизодов. Что изменилось? Нет священников, икон, ну а божественный промысел остался. Теперь фильм может понравиться не только прихожанам РПЦ, но и буддистам, и тем, кто верит в шаманов.

Смысл фильма я поняла так: даже если принять на веру все постсоветские мифы о войне, то главное останется. А главное - это победа.

Теперь о том, почему победили? Потому что воевал весь народ, вся русская земля, природа и Бог помог. Потому что война была справедливая. Ну, с такими союзниками, как Господь и Русская земля не победить было невозможно.

В «Предстоянии» несколько раз показывали заиндевевшего Котова, сидящего в окопе под некой монструозной Цитаделью. Это что-то вроде крепости, больше всего похожей на Мордер из фильма про хоббитов. Там толстые немцы слушают Вагнера на патефоне, все время что-то жрут и пьют и дрессируют белых мышей и держат все округу под прицелом. Откуда Цитадель взялась на территории СССР, зачем немцы в ней сидят и почему их оттуда никто не гонит, откуда они берут людей и провизию, гадать бесполезно. Цитадель - это просто символ зла.

Пролог. Показано рождение комара. Чудеса макросъемки.
Смысл такой: даже самое ничтожное насекомое может сыграть свою роль в войне, нет случайностей - все запланировано. Чего уж говорить о человеке, который, в принципе, тот же комар?
Сидящий в окопе солдат отмахивается от комара, смешает голову, а снайпер не попадает в него. Оказывается, солдат был на мушке.

Эпизод № 1. Пьяный генерал гуляет со штабными. Кто-то его поддевает, напомнив, что он обещал взять Цитадель к 1 мая. Куражась, генерал велит штрафному батальону, в котором служит Котов, идти на штурм. Все в ужасе, потому что он посылает людей на явную смерть. но не исполнить приказ нельзя. Солдат гонят из окопов, а их место займет заградотряд, чтобы стрелять им в спину. Генерал пытается оправдать свое самодурство тем, что это будет разведка боем: солдат перестреляют, как в тире, но зато можно будет засечь огневые токи немцев - они их только что поменяли. Тут появляется Митя, который наконец-то нашел место службы Котова. Он лезет в окопы, Котов его видит и начинает атаку раньше времени, пытаясь убежать. Рвутся снаряды. Митя вместе с ним бежит по полю. Они оказываются в одной воронке и бегут вместе.
Так реализован миф о том, что пьяные генералы брали позиции к праздникам при помощи заградотрядов.

Эпизод № 2. Митя везет Котова в наручниках в машине. Он рассказывает ему, что Маруся жива, и что она читала протоколы допросов Котова, где тот признал ее английской шпионкой. Следует воспоминание о том, как Митя в 1941 году в машине устраивает Марусе сцену с разоблачением Котова и последующим изнасилованием. Это у нас пошел «Однажды в Америке». Потом Меньшиков устраивает небольшой мужской стриптиз - раздевается догола и моется в речке (Ну, что? Ничего еще вполне - видно, что следит за собой). Далее Митя выводит Котова в лесок, чем провоцирует того на приятные воспоминания о том, как он тоже водил в лесок расстреливать священников, которые прятали белых. Митя дает Котову револьвер, но тот не стреляет. В машине Митя возвращает Котову документы и погоны - он реабилитирован. Зачем он все это устроил? А такой он человек: не может без приколов. Вокруг Мити периодически вьется мотылек. Видимо, он символизирует мятущуюся натуру бывшего музыканта, а ныне полковника КГБ.

Интерлюдия. Сидящие в машине Котов и Митя видят, как солдаты толкают застрявшую в грязи тяжелую машину. Они ее вперед - она назад, они вперед, она - назад, они вперед - она назад... И видно, что от этих безнадежных и однообразных действий солдаты заснули. Глаза у них закрыты, но они продолжают толкать. Глядящие на все это главные герои тоже засыпают.(Зрителю тоже неплохо было бы вздремнуть, да не дали).

Смысл: война на 90% состоят вот из таких нудных вещей. Толкали, толкали военную машину СССР, которая застряла, да и вытащили, и она пошла, наконец. Критикам именно это эпизод понравился больше всего. А я думаю: может, то что дальше Котову и Мите приснилось?

Эпизод № 3. Надя продолжает служить медсестрой в госпитале, но после какой-то контузии она онемела (Как актрисе, Наде Михалковой эта находка очень пошла на пользу). Мычит, но все также добра и решительна. Она стреляет в ногу шофера, который не хотел вести раненых, сама ведет машину и подсаживает к раненым роженицу. А почему бы и не посадить - ведь ее играет родная Надина сестра, Анна. Все машины попадают под бомбежку. Нюра рожает. Вместо того, чтобы пытаться спастись, Надя останавливает машину. Солдаты под стоны , шутки и ругань принимают роды. Солдаты все умеют. А как ребенок родился, так и самолеты улетели. И всех вокруг убило, а в этой машине все живы. Хотя выясняется, что ребенок от немца, но не по любви и не по расчету - ее изнасиловали, мальчика называют Иосиф Виссарионович. Один солдат при всех писает прямо с борта со словами: "Ссать и родить нельзя погодить". Все пьют водку, поют частушки. Нюра кормит ребенка, кадр останавливается на ней, крупный план - Мадонна с младенцем.
Смысл: божественный промысел в чистом виде: младенец Иосиф спас солдат.

Эпизод № 4. Митя привозит Котова в генеральской форме на его бывшую дачу из «Утомленных солнцем-1». Вокруг Мити опять вьется мотылек. Там все те же чудаки и чудачки. Сначала все пугаются, потом успокаиваются и предвкушают пожирание генеральского пайка - колбаска уж очень хороша. Котов велит вернуть на место фотографии, где он с Надей и где он со Сталиным. Котов думает, что также может и все остальное вернуться на свои круги. Но Маруся устраивает скандал: она кричит, что это родные уговорили ее вначале выйти за Котова, потом за Митю (у них пайки, у них власть!), а Котов ее сдал, а Митя ее изнасиловал, а она не переходящий приз! Котов узнает, что она теперь замужем за чудаком-белобилетником Кириком (актер Ильин, и этим все сказано). Да, один великий герой, другой великий махинатор, а Кирилл ее утешал! И он ее боится, а не наоборот. Кирика не взяли на фронт из-за плоскостопия, у них ребенок, назвали Сережей, в честь Котова. Митя ведь им сказал, что Котова расстреляли. Котов решает вернуть Марусю старым испытанным способом - тащит ее на чердак. Там повторяется сцена из «Утомленных солнцем-1», только больше горечи и меньше сексуальности - и возраст не тот, и момент не тот. Котов уже понял, что Надя погибла. Маруся думала, что это случилось при бомбежке пионерлагеря, но зритель знает, что она спаслась. Котов вспоминает, как его пытали. Это тогда ему раздробили руку, и он подписал другой рукой все, что от него требовали.
А утром Котов обнаруживает, что Маруся и вся семья сбежали. Митя постарался. Котов скидывает с лошади какого-то паренька и успевает на вокзал. Прибыл принц на белом коне, а Маруся его боится, зовет Кирика, в общем, отпустил он их. Кирик еще успел сказать, что Котов - большой человек, а он маленький, но если бы не было маленьких, то большие бы не знали, что они большие. Но Котов не горюет. Он успевает подраться с гопниками, и тут показал себя в деле железный коготь, погулять на свадьбе, поцеловать молодку, сплясать и спеть приличную частушку. Вообще, все частушки в фильме приличные. Сказка - она и есть сказка. А жених, конечно, был безногий.
Смысл: В одну реку нельзя войти дважды. Время больших людей прошло.

Эпизод 5. Котов у Сталина. Сталин - прямо вурдалак. Столько грима не бывает!
У Сталина есть гениальный план по улучшению имиджа СССР. Надо взять 15 тысяч штатских, дать им по палке и отправить штурмовать Цитадель. Немцы их убьют, на Западе возмутятся, а СССР пожалеют. Почему он выбрал Котова? А тот хорошо показал себя во время Гражданской: расстреливал священников, топил баржи с белыми, травил тамбовских крестьян газом. Он самый безжалостный из всех.

Это миф о том, что трупами закидали, и винтовок не было. И еще миф, что невинных генералов в 1937 году не было. Ну и об инфернальном Сталине.

Эпизод № 6. Митя допрыгался. Арестовали его, а допрос сведет его же бывший шофер. Митя с ходу все подписывает, отпуская шуточки. Наконец-то прихлопывает мотылька. А тот чем виноват?

Эпизод №7. Центральный.
15 тысяч шпаков ведут на бойню. Котов поет частушки, а потом сам идет первым. За ним идут все те, кто был с ним с первой части. За ними пошел заградотряд - совесть заговорила. За ними пошли и штатские, решив, что умирать, так с высоко поднятой головой. Поют частушки. А немцы приготовились их расстрелять, но не успели: паучок мешал снайперу прицелиться, он сместился, чтобы паучка снять, а советский снайпер-якут его подстрелил (ему его вырезанный из дерева божок помог), немец упал и опрокинул горючее, его белая ручная мышь хвостиком махнула, в стекла его очков попал луч солнца - все запылало и взорвалось! А штатские с палками остались целы!
А в лесочке был спрятан рояль госпиталь, где служит Надя. Она в бинокль углядела папу и побежала к нему. Папа побежал к ней, но вначале не признал. Бедная немая Надя замычала «Утомленное солнце», и они рванулись друг к другу. Но они стояли на минном поле! Надя наступила на мину, папа встал на мину вместо нее, прогремел взрыв. Но Котов-то бессмертен! Зритель уже не расстраивается.
Смысл: Господь все видит и спасет.

Эпизод №8.
И правда. Вот танки едут на Берлин. К ним выскакивает сумасшедший мелкий немец. Перед танками становится простая русская Инна Чурикова в платке и вышитой рубашке. «Простите меня, дуру грешную» и т.д. Жалко ей немца. Она сыновей потеряла, мужа, а немца выходила. Он все, что у нее осталось. Пусть больной, но как ребенок. «Ладно, раз нельзя, то и меня стреляйте». Но из танка выходит Надя и никого не стреляет, а говорит, что они идут на Берлин. Надя садится обратно в танк, а там и Котов: «Папа, я опять говорю!»
Смысл: Русский народ очень душевный. Слабых не бьет, особенно немцев.

Титры.

Хорош ли фильм? Да как сказать… Местами, ничего, местами ругаться хочется.
Лучше ли новые мифы старых "мифов" - о талантливых полководцах, превосходстве в технике, о героях, о танках Т-34, о "Катюшах", о "Ил"ах? Хуже, потому что глупее и правды в них меньше. Но и народ поглупел, так что, наверное, в самый раз.
Мне не кажется, что Михалков убедителен в роли то ли Тухачевского, то ли Уборевича. Не мог он никого расстрелять. Разве что, с дочерью у него хорошо дуэт получается, но это же не игра. Правильно его не снимали в больших героических ролях. Может быть, другой актер сыграл бы лучше. Вот у Меньшикова роль все же получилась.
Но и на том спасибо. Михалковские мифы еще не самые худшие. Им на смену идут совсем уж подлые.

автоном : http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=1319

Критика

Previous post Next post
Up