В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
РежиссерТерренс Малик, сценарий Терренс Малик, операторЭммануэль Любецки, композитор Александр Деспла, в ролях: Брэд Питт , Шон Пенн, Джессика Честейн.
Малик - культовый режиссер, живой классик и пр. Во всяком случае, так считают кинокритики, а этого вполне достаточно. Снимает он редко; его новый фильм «Древо жизни» еще до премьеры был объявлен шедевром, и, несмотря на то, что зал фильм освистал, получил главный приз Каннского кинофестиваля. Наши его, конечно, закупили не глядя, теперь прокатывают.
Хотя фильм называется «Древо жизни», никакого такого дерева там нет. Вот, помню, назвали фильм «Древо желания», так дерево было!
Итак, в каком-то городке где-то в 50-х годах живет семья, состоящая из папы, мамы и троих сыновей. У них есть собственный двухэтажный домик со стеклянным эркером, лужайка.
Папа, видимо, инженер, работает на каком-то заводе. Характер у него паршивый, он вечно чем-то недоволен. Весь на тестостероне. Только злость его и поддерживает. Завидует богатым, считает, что упустил свой шанс, надеется, что сыновья свой шанс не упустят, потому что он им объяснит, как надо жить. Главное, это не быть добреньким. (Вот уж что папе точно не грозит! Но, видимо, он так не считал). Главное - давать сдачи. Говорит, что процветают жулики. Когда-то папа хотел быть великим музыкантом, пианистом, но не вышло. Считает, что проворонил свою жизнь. Еще он автор 20-ти патентов, но не может получить за них деньги, судится.
А мама - домохозяйка. Она такая неземная. Тоненькая, рыжая, любящая. Она внушает детям, что главное - это любовь. Если не любишь, то жизнь прошла зря.
Она никогда не спорит с мужем, но и не поддерживает его. Молчит. Она упрямая. В ней есть внутренний стержень , в отличие от мужа, который, в общем-то, слаб.
Мы видим семью глазами младшего старшего сына. Вот он родился, и папа берет его младенческую ножку в свои руки. Вот он начал ходить, вот мама играет с ним на лужайке, вот у него появились братья. Он сначала сердился, а потом смирился. Мама читает им сказки, целует на ночь. «Мама, а кого из нас ты больше любишь?». Не признается.
Мальчик подрос. Теперь им занимается отец. Еще бы - первенец, наследник! Объясняет, что нельзя заходить за эту черту - там уже участок соседей. Велит 50 раз закрывать дверь, чтобы получалось без стука, велит называть себя «сэр», заставляет полоть сорняки, учит драться. Запрещает звать себя «папа», надо «отец». Запрещает друга в дом приводить: «Тебе, что, своей семьи мало?» На ночь велит себя целовать в щеку и требует говорить про любовь к отцу . В общем, типичный тиран и деспот. Когда он уезжает - все счастливы: бегают, играют вместе с мамой.
Вот такие разные установки давали ему родители. Он говорит, что родителю всю жизнь борются внутри него. Мне кажется, что победил папа. Но это так мало показано, одним штришком. Но, возможно, из-за маминой установки на любовь герой не может наслаждаться достигнутым успехом, считая, что главное он упустил.
Мама показывает на небо и говорит, что там живет Бог. Он добрый. Мама знает: она сама такая легкая, сыну даже снится однажды, что мама умеет летать.
В фильме много библейских аллюзий. Отец-сын - это еще и Бог и человек. Мама-папа - это еще и природа и цивилизация. Заодно и фрейдизм, конечно: любовь к матери, бунт против отца.
Мальчик молится богу, просит сделать так, чтобы он не дерзил отцу, и чтобы собак не обижали - жалко ему собак каких-то (у них нет собаки).
А отцу хочется дерзить, потому что отец сам не выполняет того, что от них требует: говорит, что нельзя ставить локти на стол, а сам ставит!
Детей водят в церковь. Там рассказывают про Иова, который много о себе понимал, думал, что раз он праведник, то ему ничего не будет, а ему еще как было!
А тут утонул знакомый мальчик на глазах у всех. Кстати, их папа первым это заметил, бросился в воду, но было уже поздно. Раз Бог допустил смерть этого мальчика, то значит, ему все равно, что с людьми будет, значит, ни к чему стараться быть хорошим.
Отец приходит домой, садятся есть, отец сегодня особенно занудничает, придирается. Средний сын не выдерживает, говорит отцу: «Успокойся» - «Что ты сказал?!!» Отец в бешенстве. А брат-то смелый какой! Мать брата защищает. Родители ругаются.
Отец уезжает надолго. Мальчик начинает хулиганить: бьет стекла в окнах, пробирается в чужой дом, где живет красивая женщина, зачем-то крадет ее комбинацию, потом ее топит. Он обижает брата, потом с ним мирится. Дерзит матери. Сам страдает от всего этого.
Тут отец возвращается. Вскоре выясняется, что он лишился работы - завод закрыли. Он такой жалкий. Говорит сыну, что ничего у него нет, кроме детей, они - его единственное достижение. Сын его прощает. Признает, что похож на отца.
Семья переезжает. Грустно прощаться с другом, с местами, где играли. В эти мгновения герой обретает Бога, о чем сообщает зрителям громким шепотом.
Уехали, детство кончилось.
Вот, собственно, и все содержание фильма. Но композиционно фильм построен не так, как я рассказала.
Вначале мы видим семью с маленькими детьми, потом маму, которая получает письмо. У нее хороший дом с большими окнами. Она читает письмо, кричит, звонит мужу. Муж где-то около самолетов, в форме. Оказалось, что умер их средний сын. Ему было 19 лет. Его хоронят. Матери говорят: «Бог дал, бог взял». Она же вопрошает: «За что? Как ты допустил это?»
Тут следует обычный ответ. Помните, Иов тоже спрашивал : «За что?». А Бог ему рассказал, что создал небо, землю, животных, человека. «Посмотри на бегемота». А тут зрителю показывают сотворение земли, зарождение жизни в первичном океане, появление рыб, трилобитов упустили, зато были динозавры. Вместо бегемота показали рыбу-молот. Действительно, не может же такая рыба быть сама по себе. Это - божественный промысел! Длится все это минут 15 под очень торжественную, но нудную музыку.
А потом показывают взрослого главного героя фильма. Кто бы мог подумать, что от Бреда Питта родится Шон Пенн? Он живет в большом почти полностью стеклянном доме. Детей там не видно, но есть женщина в строгом костюме. Он работает в небоскребе, ездит туда-сюда на стеклянных лифтах. Видно, что он - большой человек. Ему звонит отец. Он говорит: «Я каждый день о нем помню». Видимо, речь шла о брате, умершем 50 лет назад.
Далее он садится и вспоминает все то му-му, что я изложила выше. Потом его опять показывают. Он так и сидит себе, смотрит в окно - хорошая у него работа. Теперь он уже видит берег моря, по щиколотку в воде бродят разные люди, молодые и старые. Тут и мама, и брат, и он сам маленький, и отец. Мама кружит его и брата. Потом долго ее показывают в разных ракурсах, при ней еще 2 красивые девушки. Говорит про брата: « Я отдаю его тебе». Идет по воде вдаль. Все это длится минут 10.
Видимо, это тот свет. Понимать надо так, что Бог потому разрешает людям, в том числе и молодым, умирать, что смертью жизнь не кончается.
Титры.
Картина идет 2 часа 18 минут. Говорят мало, зато много закадрового шепота и музыки. Дети играют, на мой взгляд, несколько скованно. Не все умеют снимать детей. Бред Питт в возрастной роли неплох. Джессика Честейн некрасивая, но очень милая. Много радующих глаз кадров. Динозавры так себе.
Смотреть или не смотреть решайте сами.