В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Трейси Шевалье. Девушка с жемчужной сережкой.
Это самая известная книга данного автора. Известна она, в основном, благодаря одноименному фильму, который мне так и не удалось посмотреть. Фильм также довел до самой широкой публики имя художника Вермеера, теперь почти все знают о нем и его картине «Девушка с жемчужной сережкой».
Ян Вермеер "Девушка с жемчужной сережкой"
Я же о нем слышала только то, что он два века был в забвении, и был вновь открыт только в конце 19 века. Признаюсь, к таким историям я отношусь с осторожностью, так как подозреваю
в них не столько открытие истинного гения, сколько несколько корыстный сговор критиков. Если он такой гений, что же его современники не оценили? Глупее нас были? Особенно меня настораживало то, что люди, которые не любили живописи, говорили: «Да не нравятся мне все эти голландские художники. Вот только Вермеер, «Девушка с жемчужной сережкой»…» И вот я в амстердамском музее. Обычно, входя в зал, я смотрю на картины несколько издалека, а потом подхожу к тем, которые меня привлекли издали, а уже потом смотрю все по очереди и читаю таблички и путеводитель. Все с первого раза понравившиеся мне картины написал Вермеер. Пришлось признать, что критики были правы. ("Девушка с жемчужной сережкой" хранится в гаагском музее.)
Теперь вернусь к книге. До нее я читала другую вещь этой писательницы «Дева в голубом». «Девушка с жемчужной сережкой» на нее похожа, что, видимо, отражает стиль автора. Она берет какую-нибудь известную картину и придумывает историю ее написания, приключения ее героини, воссоздавая по мере сил ту историческую эпоху, в которую все происходило. В «Даме в голубом» - это эпоха реформации во Франции. Гвоздь сюжета - дикий обычай французских крестьян, в данном случае протестантов (вообще, складывается впечатление, что Шевалье недолюбливает протестантов) замуровывать под новым очагом труп принесенного в жертву ребенка. (Интересно, что точно такие же обычаи были у финикийцев). Главная героиня - тихая, внешне послушная, но имеющая достаточно твердый характер женщина, из тех, что «себе на уме».
Главная площадь Делфта. Виден собор с усыпальницей Оранских. Вермеер жил рядом, а собор тогда только построили.
В «Девушке с жемчужной сережкой» я обнаружила все то же самое. Картина, героиня - с виду тихоня, но при этом глубоко чувствующая, очень эмоциональная. Но зато действие происходит в Делфте, в котором я была, и который почти не изменился с 17 века.
Ян Вермеер "Улочка"
Грета - дочь ослепшего мастера-керамиста, работающего на местной фабрике. Фабрика цела до сих пор, и всякий привозит их Голландии сувениры с нее. Бедность в Делфте 17 столетия осуждалась и считалась чуть ли не заразной. Да, все понимали, что мастер не виноват в том, что печь для обжига взорвалась, а он ослеп. Но, с другой стороны, а не глас ли это Божий? У других-то печь не взорвалась. И вот, чувствующая свою отверженность, девочка подвергается еще большему унижению: ее отдают в прислуги
в семью модного художника Вермеера. Дело в том, что она привыкла убираясь, ставить все вещи на привычные места, чтобы было удобнее слепому отцу, а художнику была нужна именно такая прислуга для уборки в его мастерской: чтобы убирала, но предметы не перемещала. В семье, кроме того, много детей и много работы. Очень большое внимание уделяется процессу уборки, глажки, стирки, чтобы показать, откуда взялись все эти чистенькие плитки и аккуратные хозяйки на картинах голландских мастеров. Сейчас, я бы, кстати, не сказала, что в Голландии чище, чем в других странах. Мало того, это еще и католическая семья. У хозяина дома нет своих средств, все деньги принадлежат его теще, вероятно, он женился на «деньгах». Для этого ему пришлось поменять веру: он родился в протестантской семье трактирщика.
Это была та эпоха в Голландии, когда каждый второй был художником, а каждый первый вешал в своем доме картины, поэтому между художниками была большая конкуренция. Вермеер же конкурировать отказывался, успевая писать не более двух картин в год, что служило предметом постоянных споро между ним и его женой. Разумеется, Грета сразу влюбилась в художника, разумеется, она считала, что больше бы подошла ему, чем его вечно беременная жена. Грета понимала, зачем художник месяцами подбирает тон, а жена - нет. Вермеер тоже расположен к служанке. Он доверяет ей покупать ингредиенты для красок, а потом учит их смешивать. Такое доверие вызывает ревность хозяйки и старшей дочери. Между тем в городе начинается чума. В отдельных кварталах устраивают карантин, и Грета не может попасть домой на выходные как обычно. Подумать только: такой крошечный город - и карантин по отдельным кварталам! Умирает ее младшая сестра, никто в хозяйской семьей не сочувствует, кроме, как ей кажется, художника. Ей кажется, что между ними устанавливаются особые отношения. Однако она не одобряет того, что Вермеер держит в доме картины на библейские сюжеты: протестантизм запрещает это. И вот Вермеер объясняет ей, что сам раньше был протестантом, но, по сути, своей вере он не изменил. Протестанты потому не рисуют Бога, что считают, что Бог - везде, а он потому так долго и тщательно изображает предметы, что думает так же: Бог в каждом горшке, в каждой тени на холсте. Кстати, это объяснение проясняет природу особой протестантской аккуратности: если вы будите так думать, то не позволите завестись пыли на крышке шкафа. И это объясняет особую прелесть именно голландских натюрмортов: все предметы в них выписаны с огромным к ним уважением, как будто в каждом из них и вправду - Бог.
Затем Вермеер решает написать портрет Греты. Для этого он просит ее снять чепец. А она никогда его не снимает при других людях, потому что считается, что простоволосые женщины - это падшие женщины. То есть в картине есть некий намек, не понятный современному зрителю. В итоге они приходят к компромиссу: она снимет чепец, но прикроет волосы повязкой. В общем-то девушка готова для хозяина уже на все. Но он подбивает ее позировать в серьгах своей жены. Грета понимает, что если жена об этом узнает, то выгонит из дома, но соглашается.
Когда художник пишет ее портрет, она чувствует, что он забирает у нее что-то даже более ценное, чем ее невинность - ее душу, ее любовь, ее сущность. Но сама она ему не нужна, потому что изображение для него важнее живого человека. Приняв этот факт, девушка взрослеет и спокойно выдерживает скандал, который ей закатила, прознавшая про серьги, жена. Она выходит замуж за мясника, работает в лавке, рожает детей. Ее судьба считается завидной, и теперь ее родители досыта едят мясо. Неважно, что она ненавидит запах мяса и при всем уважении к мужу, ей очень трудно отвести взгляд от засохшей крови под его ногтями. Вермеер же обеднел, заболел и умер, прожив немногим больше 40. Но в своем завещании он упомянул Грету и оставил ей те самые серьги, вдова ей их и отдала.
Улица Делфта
Этот роман - о несостоявшейся любви, о людях, которые были, может быть, созданы друг для друга, но жить вместе им было не суждено.
Это роман - о сущности творчества, которое важнее всего на свете, которое требует творца целиком и полностью, и которому на корм идут все значительные чувства, просыпающиеся в художнике.
Это роман - о женщинах, о том, как они понимают несказанное, предчувствуют еще неначавшееся, как могут отравить жизнь друг другу.
Это роман - о Делфте, маленьком, игрушечном голландском городке.
Ян Вермеер "Вид Делфта"