«Илиада» и «Одиссея» - великие книги, создавшие народ

Aug 17, 2011 01:13


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)

В оглавление проекта: http://uborshizzza.livejournal.com/1506416.html
Когда мы возвращаемся домой на автобусных экскурсиях, то там показывают фильмы. Так я посмотрела фильмы «Александр Македонский» и «Одиссея». В таком режиме оба фильма смотрятся намного лучше, чем по телевизору, потому что больше в автобусе делать решительно нечего.
И за что американцы так ругали бедного Андрона Кончаловского? Вполне приличная «Одиссея».
Фильм оживил в памяти основные моменты этого эпоса.
«Илиада» и «Одиссея» абсолютно уникальны: они сформировали целый народ и даже целую цивилизацию. Даже не знаю, с чем их можно сравнить - с Библией, с Кораном? Но там все же замешена религия.
Гомер сочинял свои песни про дела давно минувших дней. Правда, для нас он и сам такое далекое прошлое, что дальше некуда: плюс-минус пара-тройка веков ничего не меняет.
Каждый грамотный древний грек знал эти произведения. По ним писали сочинения, размышляя на темы, что бы было, если бы Ахиллес сделал то-то и то-то и пр. К «Одиссее» и «Илиаде» было множество примечаний - практически каждое слово комментировалось. Многие знали поэмы наизусть, а уж отдельные стихи, строчки знали все.
Потом древние римляне занялись тем же. «Одиссея» и «Илиада» были быстро переведены на латинский язык. Теперь уже римские ребятишки писали по ним сочинения под руководством греческих рабов-учителей.
Потом все это перешло в общеевропейскую культуру. Теперь Гомера зубрили немцы, французы, англичане. И русских гимназистов заставляли. Помните, «Я список кораблей прочел до половины»? Мандельштам ведь его на древнегреческом читал.
Если бы бессмертие Гомер было не метафорическим, а настоящим, то он бы роскошно жил все эти тысячелетия на авторские от переизданий своих книг! А ведь нищим был и пел за похлебку.
Вернемся к «Одиссее». Мне всегда казалось, что главный герой этого эпоса какой-то не такой, как герои других эпосов. У тех что главное? Безграничная смелость, удаль, сила. А Одиссей имеет прозвище «хитроумный», т.е. он в первую очередь умный. Но его мышление не направлено на абстрактные размышления, а используется дл я выживания, так что он не только умный, но и хитрый. По-русски бы сказали, что он «смекалистый».
Одиссей не трус, но он осторожен. Он может совершить подвиг, но вначале хорошо к нему подготовится. Прежде, чем убить наглых женихов, разоривших его дом и тиранящих его жену и сына, он и двери запрет, и женщинам велит спрятаться, и копья припрячет.
Если есть шанс добиться чего-то хитростью, а не силой, он выберет первое. Обман Одиссей не считает грехом. Для него бог не в силе, но и не в правде. Зачем зря рисковать?
Одиссей чувствует ответственность за своих подчиненных-соратников, но если речь идет о его личном выживании, он ими пожертвует. Его собственная жизнь для него важнее всего.
Он мастер компромиссов и не будет идти на принцип. Он может рискнуть, но только в самом крайнем случае.
Казалось бы, какой разумный человек! Просто идеал прагматизма. Но вот хороших результатов что-то не видно. При таких способностях, он единственный, кто много лет никак не мог вернуться домой. Более того, он и все награбленное в Трое добро по дороге потерял. А ведь зачем, в конце концов, ахейцы воевали? Ради добычи, конечно.
Так что Одиссей, в общем-то, неудачник. Войну выиграли благодаря его хитрости, а он остался ни с чем.
Хотя, с другой стороны, а кто там счастливчик? Больше всего богатств досталось их главному вождю - Агамемнону, а его собственная жена взяла, да и прирезала, как собаку. А ведь он ради победы свою дочь в жертву принес (что жена, собственно, и не простила). Одиссей бы такого никогда не сделал, да и жена его как любила и ждала! А сколько на войне погибло, а уже после победы сколько до родного дома не добрались? Когда Одиссей спускается к Аиду, он видит много погибших друзей и ужасается их участи.
Получается, что удачник все же Одиссей - он и жизнь сохранил, и семья у него хорошая. Не в деньгах счастье.
А вот почему он никак не мог домой добраться? Из-за отсутствия дисциплины среди его солдат. Это они все время нарушали его приказы: то быков не тех съедят, то мешок с ветром открыли… Да, но почему у него такие солдаты? Распустил он их. Каждый там мнит себя главным, никто к другому не прислушивается.
Конечно, Посейдон Одиссею мешал, и волшебницы его обманывали, но не складывается ли ощущение, что он и сам не слишком домой спешил? Что он на своей Итаке видел хорошего? Это ведь крошечный гористый островок, очень бедный.
К моменту начала войны, ему, наверное, около 30 с небольшим лет, к моменту окончания - немного больше 50. (Пенелопе - примерно 15 и 35).
За время странствий чего он только не видел! А уж сколько потом насочинял! Какие женщины его любили! Год за день казался! Но, конечно, он рассказывал, что все время пытался вырваться.
Лукавил Одиссей: не давала ему вернуться жажда странствий. И не зря, победив женихов и разобравшись с домашними делами, он оставил опять свою верную Пенелопу, отдал небольшое царство сыну, а сам опять отправился в путь - якобы, выполняя обет. Он бродил по свету с веслом, пока не нашел народ, где весла не видели. Объяснил им, что такое мореплаванье, и вернулся домой доживать свой век. Греки считали нормальным жить до 70 лет, а там уж как получится.
В Одиссее мы видим полный портрет настоящего грека - они и сегодня такие же. Любят жизнь, ценят свою семью, не слишком героические, не дисциплинированные, не любят выполнять приказы, очень-очень разумные с виду, но на поверку такие нерациональные. Так что, если хотите лучше представить себе греков - читайте «Одиссею»! Представьте себе Одиссея-портье, Агамемнона-официанта, Геракла-таксиста и во главе - Лернейскую Гидру в качестве наследственного премьер-министра Папандреу - и вы будете морально готовы к отдыху в Греции.

Путешествия

Previous post Next post
Up