В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)
Питер Акройд родился в 1949 году, пишет давно, но у нас стал известен после того, как написал книгу о Лондоне. Теперь у нас перевели все, что Акройд написал раньше, и то, что написал недавно. «Хоксмур» вышел в 1985 году, на русский переведен в 2011.
Я читала «Дом доктора Ди» и нахожу между этими романами много сходного. Действие происходит в 2-х пластах времени: в прошлых веках и в современности. Герой, действующий в прошлом, имеет реальный исторический прототип, ученый, мистик. Наш современник - вымышленного лицо. Оба героя связаны каким-либо архитектурным лондонским зданием (зданиями), где пласты времени проникают друг в друга. Прошлое выписано сочнее, интереснее, чем наше время. В центре повествования какое-либо мистическое действие, финал неясен.
Особенностью «Хоксмура» является то, что главы, посвященные 18 веку, написаны старинным языком. Это, конечно, не удалось полностью воспроизвести русскому переводчику (Анна Асланян). Но все же можно различить главы по языку, и может быть, и не следовало слишком налегать на старинную лексику - есть вероятность, что мы бы многого не поняли. Сам же Акройд в предисловии к роману налегает именно на аспект разницы в языке, он считает английский язык 18 века сочнее и выразительнее современного. Так что кое-что, наверное, при переводе потерялось, но, тем не менее, получилось неплохо.
Главный герой - архитектор Николас Дайер. Он родился в 1654 году в семье пекаря там, где теперь возвышается Спиттль-фильдская церковь, которую сам Дайер и построил, став взрослым.
Такая церковь существует на самом деле, а построил ее Николас Хоксмур, являющийся прототипом героя Акройда. Он родился 7 годами позже, о его семье и детстве ничего неизвестно. Основные вехи биографии Дайера и Хоксмура сходятся, хотя реальный архитектор умер позже книжного (в 1736 году).
Дайер рос смышленым мальчиком, рано научился читать, его любимой книгой был «Доктор Фаустус». В 1664 году началась чумная эпидемия, унесшая четверть населения города. Родители Ника тоже заболели. Он сидел наверху в своей комнате и слушал их стоны, но не подходил к ним. Когда стоны прекратились, он спустился и ушел из дома, став бродяжкой. Именно потрясение, связанное со смертью матери определило его дальнейшую жизнь. Чума длилась почти три года. Он ходил по опустевшему городу и однажды встретил группу странных людей. Они были хорошо одеты, веселы, спросили, как его зовут. Он зачем-то назвался Фаустусом. Это восхитило их предводителя, Мирабилиса, и он взял мальчика к себе в дом. Мирабилис умел колдовать.
Он показал мальчику по его просьбе покойную мать в зеркале. Мирабилис был гностиком и сатанистом, и Дайер был посвящен в это учение. Он учил Ника, что «Тот, кто создал мир, одновременно создал и смерть, поэтому гнева злых Духов можно избегнуть только, совершая зло… Из недостатков сего Создателя проистекают различные виды зла… Адам после грехопадения не заслужил прощения, и все живущие на земле, прокляты. Грех есть вещество, а не качество, и передается от родителей к детям, а сама жизнь есть укоренившаяся смертная зараза…». Сектанты проводили различные обряды, похожие на церковные, только с обратным знаком. В их причастии использовалась кровь младенца. Кстати, никто из кружка Мирабилиса не заболел чумой.
Именно этой религии Дайер придерживался всю жизнь. Он был не один такой - их было много, они собирались тайно, помогали друг другу в устройстве ритуалов, но знали друг друга только по вымышленным именам.
Прожив несколько месяцев в доме Мирабилиса, Дайер поселился у своей тетки. Через три года после начала чумы случился большой лондонский пожар 1666 года, уничтоживший 60% зданий. Дом тетки не сгорел. Тогда же окончилась и чумная эпидемия. Мальчика отдали в подмастерье к одному каменщику (в те времена это была рабочая аристократия), где он смог много читать. Каменщика наняли на восстановление пострадавшего от пожара собора св. Павла. Восстановлением занимался знаменитый архитектор Христ. Рен. Он заметил смышленого подростка и взял его себе в ученики. (Реальный Николас Хоксмур тоже был учеником Кристофера Рена). Дайер сумел всему у него научиться и стать незаменимым помощником. Рен был практически атеистом и не подозревал, что его ученик возглавляет сатанинскую секту (Мирабилис к тому времени исчез).
Несколько знаменитых зданий они построили вместе. Наконец, Рен занял большую чиновничью должность и устроил своему ученику подряд на строительство целых шести церквей. Это было в 1711 году.
Николас решил строить эти церкви в честь своего бога, Сатаны. В каждой будет какой-нибудь магический символ. Для постройки ему надо было выбирать для них особые места и в основание фундамента класть человеческую жертву - мальчика. Он считал, что все культовые здания ставятся на одних и тех же местах, а места эти там, где когда-то было захоронено много трупов. Духи мертвых придают месту силу. Например, там, где стоит собор св. Павла, был Храм Астарты, там, где стоит Вестминстерское аббатство был Храм Анубиса и т.д.
Первой была церковь Христа в Спиттль-фильдс. Дайер поставил ее в месте, где была яма с трупами умерших от чумы. Там были похоронены его родители. С жертвой ему повезло - мальчик-подмастерье упал с лесов. Его похоронили в церкви. Магическим символом там была пирамида.
Вторая церковь св. Анны была в Лаймгаусе. Ее построили в том месте, где в саксонские времена было болото, в которое кидали умерших. Жертвой стал слабоумный бродяга, потому что Дайер подумал, что старик подобен младенцу. До того, как зарезать его ножом, Ник выслушал трагическую историю его жизни.
Церковь в св. Георгия-на-востоке в Ваппинге была построена около порта, где много лет стояла виселица. Жертвой стал маленький мальчик-побирушка.
О его убийстве не рассказывается подробно, а только упоминается. Магическим знаком в ней стала роспись на стенах, где было изображено Время с крылами, под ногами у которого Слава и скелеты.
Далее Дайер восстанавливал церковь Св. Мария Вулнот. Под ней был обнаружен алтарь храма солнца бриттов. Жертвой оказался один человек, который, как казалось, Николасу, за ним шпионил. Он убил его во дворе церкви, но похоронили его в другом месте.
Следующими были церкви св.Георгия в Блумсбури и в св. Альфеджа в Гринвиче. В первой из них был убит мальчик-бродяга. Наверху этой ступенчатой пирамиде, которую Хоксмур выдумал, вдохновившись описанием Галикарнасского мавзолея у Плиния, стоит бронзовый Георг
Во второй церкви была установлена колонна с семиконечной звездой наверху.
И последняя церковь - Гуго, над Блек-степ-леном, в Мурфилдсе. В Мурфилдсе был Бедлам. Жертвой стал ученик Дайера, который покончил с собой, заподозрив, что его учитель - невероятный злодей. Похоронили его тоже не у той церкви, где нужно. В этой церкви есть голова Бекона, «того, что сделал Бронзовую голову, произнесшую: «Время есть».
Общий замысел был такой:
«На эти-то жалкия лачуги в Блек-степ-лене, где я обитал некогда в детстве, падет тень моей церкви: то, что разнесла чернь, я построю заново в истинном великолепии. Таким образом я завершу сию фигуру: Спиттль-фильдс, Ваппинг и Лаймгаус составили треугольник; далее Блумсбури и Св. Мария Вулнот создали огромную пятиугольную Звезду; а вместе с Гриничем все они образуют шестиугольную обитель Бааль-Берита, иначе - Властелина Согласия. За тем, с появлением церкви Малого св. Гуго, над Блек-степ-леном подымется семисторонняя фигура, в каковой всякая прямая линия будет приумножена точкою в бесконечности, а каждая плоскость - линией в бесконечности. Пускай тот, кто обладает пониманием, сам сочтет: семь церквей построены, дабы соответствовать семи Планетам нижних небесных сфер, семи кругам Рая, семи Звездам Малой Медведицы и семи Звездам Плеяд. Малого св. Гуго швырнули в яму с семью отметинами на руках, ногах, боках и груди, которыя изображают серых Демонов: Бейделуса, Метукгайна, Адулека, Демеймеса, Гадикса, Уквизуза и Сола. Я построил орден, что будет стоять вечно, и могу со смехом резвиться в своих владениях: теперь меня никому не поймать».
Таким образом, церкви образуют магическую фигуру вокруг места, где родился архитектор, а все вместе, должно, видимо, способствовать не только его метафорическому, но и физическому бессмертию.
Кроме хлопот со строительством церквей, описаны разговоры с покровителем злодея Реном. Рен - материалист. Дайер - мистик и сатанист, но взгляды Рена даже менее человечные, чем у его ученика. Так он радуется, что чума и пожар позволили архитекторам строить новые церкви, а Дайер скорбит об умерших родителях. Рен водит Дайера в анатомический театр, где с удовольствием принимает участие во вскрытии утопленницы, бежит в кунсткамеру смотреть на удивительно длинного червя, которого достали из тела человека, на заспиртовынный зародыш. Николаса от этого всего коробит.
Но когда они вместе ездили посмотреть на Стон-Хенже, то Рену было видение: он увидел своего мертвого сына. В самом деле, его сын в это время умер в другой стране. Материализма Рена, это, впрочем, не поколебало.
А Дайеру начали поступать странные послания. В театре давали пьесу прямо будто для Дайера-убийцы. В Бедламе, куда его завел неугомонный Рен, Дайеру один сумасшедший сказал, что его ищет Хоксмур.
Хоксмур же в этом романе - это детектив, который в 20 веке расследует преступления, произошедшие около церквей, построенных архитектром-сатанистом. Человек он странный, нелюдимый, одинокий. Преступления раскрывает благодаря особому состоянию, в которое он умеет погружаться. В этом состоянии он видит то, что недоступно обычному человеку.
Вначале около церкви в Спиттль-фильдс был удушен мальчик. Он любил там играть и иногда слышал голоса, поющие «Отведи от меня чуму, спаси меня...». Вторым был старый бродяга-шизофреник в церкви в Лаймгаусе. За ним ходил кто-то с закрытым лицом, кто расспрашивал его о его жизни. Он видел этого человека дважды за свою жизнь. Один раз бродяга был в Стон-Хенже и слышал голос, который сказал: «Мне было видение: мой мертвый сын».
Остальные жертвы подробно не описаны, но это мальчики. Всех их задушили. Никаких следов вокруг не было, никаких свидетелей тоже. Хоксмур, считавшийся очень хорошим детективом, практически сошел с ума, работая над этим делом. У него не было ни одной зацепки. Правда, один раз ему попался необычный бродяга, который рисовал странные вещи напротив церкви в Ваппинге. Позже детектив получил странные письмо с чертежом, где места первых три места убийства были обозначены крестами и объединялись в треугольник, от которого шел луч на запад к месту 4-го преступления. А прессе нарочно не сообщали, где нашли убитых - получалось, что письмо прислал убийца. А еще там был тот рисунок, что рисовал на асфальте бродяга, и подпись «Вселенский архитектор». Хоксмур начал искать бродягу по кличке Архитектор, но никого не нашел. Бездомные говорили о нем уклончиво: то ли они знали такого человека, то ли нет. Но они были напуганы.
В то же время году убийца Дайер чувствует, что его кто-то ищет. Когда его нет дома, к нему заходит мужчина, расспрашивает о нем. Ему приходят странные письма. Николас даже заподозрил и убил одного своего знакомого, хотя тот и не думал за ним шпионить. Хоксмур тоже продолжает получать загадочные послания. По-видимому, все это должно обозначать проникновение времен друг в друга.
В конце романа оба героя сильно не в себе. Даейр болен горячкой и идет умирать в свою последнюю церковь св. Гуго, над Блек-степ-леном. Туда же в наше время направляется Хоксмур. Он сидит на скамье и видит своего двойника. Затем двойники сливаются и говорят одним голосом: «… и вот я снова дитя, нищий на пороге вечности».
В общем, кто был убийца, неизвестно. Нехорошо. Писатели, которые пишут такие детективы, будут в особом круге ада.
Но в этом романе главное не сюжет, а Лондон и его история. Даже мне понравилось, хотя я там никогда не была. А если там жить, знать эти церкви, то, конечно, гораздо интереснее.
Все, что касается 20 века, написано вяло и скучно. Характер детектива, вообще, никакой. И ведет он себя странно. Если бы какой следователь так себя вел, то его бы сразу уволили. Непонятно, почему детектива зовут так же, как и прототипа архитектора. Также годы жизни и время постройки церквей не совпадают у книжного архитектора и его прототипа. На самом деле их строили не с 1711 по 1715, а гораздо дольше. И Хоксмур умер в не в 1715 году, а в конце 30-х годов.
Во время написания поста я нашла фото 6 церквей, построенных Хоксмуром. Они совпадают с 6 церквями, построенными вымышленным героем романа Дайера. Но седьмой церкви - Малого св.Гуго на Блек-степ-лейне в Мурфильдсе я не нашла. А в романе написано, что это была лучшая церковь Даера. Может быть, ее не существует? Блек-степ-лейна я тоже не нашла. Есть ли такое место? Вот почему чтение романа должно больше дать жителю Лондона, чем человеку, который его не знает. И кто такой Малый св. Гуго или просто св.Гуго? Я нашла только одного - св.Гуго Линкольнского. Он был епископом во времена Ричарда Львиное сердце. Умер своей смертью в Лондоне, похоронен в Линкольне в соборе 12 века. Но есть сайты, где его называют одним из святых, погибшем от рук евреев. На других, напротив, говорится, что он спасал ервеев от погромов. В романе упоминается, что Св.Гуго было нанесено несколько ран, и он был брошен в яму. Это об этом Гуго или о другом? Хотелось бы в этом разобраться, но нет возможности. Возможно, в этом ключ к разгадке романа.
Все. Думайте сами, читать или не читать. Продается в магазинах, можно читать и в сети
http://lib.rus.ec/b/299678/read