В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Кому в Израиле жить хорошо.
Часть 24. Наших обижают
В этом году Израилю исполняется 60 лет, юбилей. К государству этому у меня сложное отношение, хотя бы потому, что все мое детство и юность официальная пропаганда его клеймила, а мои знакомые евреи рассказывали, как хорошо там живут их родные и друзья и думали, ехать или не ехать. В 90-х они все разом решили: ехать. Времена были смутные: сбережения в несколько дней обесценились, а многие рассчитывали жить на них еще долгие годы, цены безумно выросли, предприятия закрывались. Все, что вчера считалось хорошим, теперь признавалось плохим. Инфляция затронула не только денежные сбережения людей, но и все наши представления о добре и зле, нашу мораль. Тяжело было всем, но у некоторых была возможность сбежать из этого дурдома. Не только у евреев, конечно, но у них были самые законные права. Впрочем, если подсуетиться, то уехать мог каждый. В начале 90х годов знакомый знакомого всего за 200 долларов мог "из любого человека сделать еврея" - сделать комплект справок, достаточный для выезда в Германию как пострадавшего от нацизма (или его потомка) еврея.
Помню, на Пушкинской площади был тогда аналог Гайд-парк: в любое время суток там стояли группки людей и обсуждали животрепещущее: что лучше, социализм или коммунизм, предатель Горбачев или просто дурак, виноваты ли во всем масоны и много чего еще, горячились, открывали друг другу глаза, оскорбляли друг друга, готовы были вступить в драку. Один мужик, русский, рассказавший, что он специально приехал сюда откуда-то из другого города и переходивший от кучки к кучке, спросил нас, в какие посольства мы уже подали документы. Мы признались, что ни в какие - «Да? А я уже подал в четыре! С утра пойду занимать очередь в канадское посольство!» Такова была его реакция на все услышанное. Интересно, где он сейчас?
Моя начальница кричала в трубку телефона: «Я готова ехать куда угодно, хоть полы мыть, лишь бы не здесь жить!». А было ей уже 55 лет. Она была заслуженный деятель науки, дочка заслуженных профессоров и все такое прочее. Она уехала в ФРГ, продав здесь за бесценок отличную большую квартиру рядом с Кремлем. Получила квартирку, которая называется «с одной спальней», мыла там полы до 65 лет в общежитии для турок и албанцев, причем делала это впервые в жизни: в Москве у нее была прислуга. Теперь получает иждивенческую пенсию, приезжая плачет, но говорит, что в Москве ужасно грязно (возможно, сказывается ее новая профессия).
А евреев, кроме того, пугали еврейскими погромами. Якобы, кто-то видел какие-то призывы, читал какие-то списки. Очень активизировалась тогда организация «Память», чей глава, бывший сам наполовину евреем, попал потом в тюрьму за разжигание межнациональной розни и там повесился. Я его один раз видела: по-моему, он был психически болен. Помню, я очень удивлялась, какие могут быть погромы: ведь евреи не живут в гетто, как будут узнавать, кто где живет? Но меня никто не слушал: нет, будут погромы! Узнают. Вроде как все соседи евреев тайно ненавидят и укажут погромщикам. Помню, что самый большой митинг на Манежной площади, где собралось чуть ли не миллион народу, был как раз по поводу этих слухов. И все вышли на площадь с лозунгами: «Фашизм не пройдет». Под это собирали, и я пошла. (Но что интересно, что о фашизме говорили совсем немного, а выступал Ельцин и говорил об отмене 6 статьи Конституции про руководящую роль партии. Статью вскоре по просьбам трудящихся отменили - и началось.) В общем, не верили евреи, что не будет погромов. Тогда был популярен анекдот о том, как к группе беседующих евреев подходит еще один и заявляет: «Я не знаю, о чем вы говорили, но ехать надо». Анекдот, кстати, появился из исторического анекдота про Шаляпина. Якобы Федор Шаляпин, услышав, как кто-то обсуждает появление неких конных матросов, сказал: «Я не знаю, кто такие конные матросы, но ехать надо!» Шаляпин тогда уехал, а Маяковский написал ему вслед стихотворение со словами: «Катись отсюда, народный артист Республики!». В эти смутные времена все повторилось, многие народные артисты уехали, но их уже никто не осуждал.
Я всегда недоверчиво относилась к истории о том, что после разрушения Второго храма все евреи постепенно покинули Палестину. Я думала, что большая часть их осталась, но переменила веру став христианами и мусульманами. Но после того, как я лично наблюдала исход почти всех евреев с территории бывшего СССР, я начинаю верить, что они точно так же ушли и из Палестины.
Помню, приехала я в Евпаторию. Там есть громадная действующая синагога, но в ней не набирается даже нескольких людей, чтобы праздновать субботу. А ведь в советское время синагога, наверное, не действовала, а евреев было намного больше. От них остались собрания сочинений, продающиеся в местных букинистических магазинах. Уезжали, сдавали: все не увезешь. До сих пор не распродали. Кстати, в местном историко-краеведческом музее часть экспозиции посвящены роли евреев в жизни Крыма. А вот роль русских там не отражена. Первобытные люди, сарматы, киммерийцы, греки, татары, потом сразу независимая Украина. Завоевали Крым, оказывается, украинцы. Есть немного о войне, но без СССР. (Правда, наши историки тоже не отстают. В Историческом музее убрали все про Киевскую Русь, а мать городов русских теперь не Киев, а Старая Ладога. А вы не знали? Сам Путин об этом сказал, о роли Старой Ладоги, а историки все подправили) И вот при таком почете - и все уехали. Читала недавно список сотрудников одного академического НИИ, известного в свое время громкими еврейскими фамилиями, знакомых искала - знакомых нашла, но евреев почти не осталось.
Так что же обрели наши уехавшие коллеги и друзья в Израиле? Я видела много трогательных пар пожилых людей. Старик с внешностью патриарха и его седовласая спутница прогуливаются по набережной. Говорят по-русски. Достойная старость, чудесная картина. Они вырастили детей, внуков, у них, наверное, правнуки. Обсуждают их дела, жалуются на здоровье. Она родила ему детей, она вела дом, он зарабатывал деньги, защищал семью, каждую неделю они отмечали субботу. Теперь они вместе стареют. Красивая библейская старость.
Но вот не так все было на самом деле. Где они познакомились? Да на комсомольском собрании в Воронеже, или на танцах в клубе Житомира, или еще где... И работал он а «ящике» или на заводе, а она не сидела дома, а была врачом или учительницей. Израильское государство платит им минимальную пенсию, около 800 долларов, у них есть жилье, медицинское обслуживание. К ним приходит соцработник, помогает по хозяйству. У нас бы их пенсия составляла 150 долларов и медобслуживание было бы хуже, и они бы чувствовали себя забытыми, ненужными людьми и не смогли бы так гордо вышагивать под ручку по набережной, хотя СОБЕС и дает нашим старикам путевки на море, и по-моему, даже на больший срок и чаще, чем у них. Но атмосфера здесь по отношению к старости другая, поэтому они и живут дольше. Я уважаю Израиль за его отношение к старикам. Аналогично можно сказать и об отношении к инвалидам. Положение инвалидов в России - национальный позор.
Но вот представители моего возраста и несколько старше, уехавшие 10-15 лет назад счастья, по-моему, не обрели. Уже на второй день пребывания в Израиле я научилась находить людей, у которых можно спросить дорогу или еще чего, т.е. русскоязычных евреев. Это очень просто. Допустим, вы пришли в банк, разменять валюту. Кассир вас не поймет, а вот охранник ответит на могучем и великом. В продуктовом магазине смело обращайтесь к тем, кто выкладывает товар, к уборщикам, охранникам, да и к кассиршам. В гостинице вас поймут горничные. А на улице можно обратиться к дворнику, к человеку, который стрижет газон, катит тележку с мусором. В туалете служитель вам ответит на русском без всякого акцента. Особенно, если это общественный туалет. Из таксистов по-русски понимает примерно половина. Чем солиднее будет магазин, тем меньше шансов встретить там русского продавца, но могу держать одного именно для русских туристов, чтобы переводил. Все эти люди мои ровесники.
Особенно меня потряс мужчина профессорского вида в общественном туалете. Работали ли они в Советском Союзе на аналогичных местах? Тогда еще был самый короткий анекдот: еврей -дворник (Типа анекдота: колобок повесился). Скажешь - все смеются. (А также про евреев-негров: идут по пустыне 2 негра, Абрам и Сара. Или: бабка в автобусе: «Негр, негр. Ты еврей?» - «Эфиоп, твою мать!» А теперь, пожалуйста, полно евреев-эфиопов и никто не смеется.)
Да, не смогли найти работы по специальности. И у нас многие потеряли свою работу и были вынуждены осваивать новые профессии, но все же ни один еврей дворником не работает. Другая проблема с жильем. 30% вступительный взнос, рассрочка на 28 лет, выплаты по 500 долларов в месяц не всем оказались по карману. Многие до сих пор снимают жилье, дорого за это платят и перспектив не видят. «Зачем СОХНУТ обещал нам жилье? Если бы мы знали, как все будет, мы бы не поехали», - говорили мне люди. Самое плохое, что когда они выйдут на пенсию, то будут получать такую же пенсию, как их старики, которые, все-таки, на Израиль не работали. Они не успевают выработать рабочую пенсию, которую имеет коренной израильтянин. (Эта пенсия существенно больше). А работать им надо до 67 лет. Таков там пенсионный возраст. Конечно, 800 долларов это не 150, но ведь не за этим же ехали. Стоил ли весь этот переезд, прощание с друзьями, местами, где прошло детство и юность, с профессией, изучение чужого языка, адаптация к новым условиям жизни этих денег?
Русскоязычная община не имеет существенного представительства в органах власти и СМИ, подвергается обструкции со стороны ортодоксальных евреев, потому что, в основном, не религиозна. Но что же делать, если воспитали нас атеистами? Притворяться? Одна знакомая эмигрировала вместе с сыном. Сын влюбился в девушку из местных. Они поставили условие: мать должна пройти гиюр и соблюдать все правила. Я толком не пойму, какой она, собственно, была национальности, но если эмигрировала, то еврейскую кровь имела. Она выучила все, что положено, сын женился. Те, кто ее навещал, просто в ужасе. Она теперь носит все время платок, держит 2 холодильника для мясного и молочного, не разрешает гостям есть у нее дома, и не потому, что так хочет, а потому, что к ней в любой момент могут прийти с проверкой, и тогда ее невестка разведется с сыном. Интересно, что бы сказали, если бы это она заставляла свояков креститься и ходила проверять, едят они сало или нет?
Большинство эмигрировавших скажут, что сделали это ради детей. Дети, родившиеся в 70-х годах, проиграли, пожалуй, больше всех. Они не успели получить образование в СССР и не успели выучить язык в Израиле, чтобы поступить в хороший ВУЗ. Все, на что они сгодились - это послужить в армии. Теперь работают охранниками и считают, что это хорошая работа. У нас тоже много молодых людей работает в охране, но не евреев. И в армии они не служат. А поколение тридцатилетних получает в России сегодня самую высокую зарплату. На мой взгляд, много эти ребята о себе воображают, но они - на коне. Хорошую ли услугу оказали их сверстникам родители, увезя их в Израиль?
Поколение, родившихся в 80-х, в более выгодном положении. Они уже не помнят русского, но зато стесняются своих говорящих с русским акцентом родителей. Их родители - не богаты и не смогли дать им хороший жизненный старт. Они будут пробиваться самостоятельно.
В любом случае, все они живут в воюющей стране. Города на юге обстреливают из Газы, города на севере - из Ливана. Не похоже, чтобы арабские государства когда-нибудь примирились с существованием Израиля. Только после моего приезда были обстрелы Ашкелона, были ответные обстрелы Газы, был теракт в Иерусалиме в религиозной школе. Было много жертв, а еще больше ожесточения с обеих сторон. Кто-нибудь верит, что это рассосется?
60 лет - это не мало, но и не много. Крестоносцы продержались 150, и где они? Впрочем, это, безусловно, не мое дело. В любом случае, Палестина останется Палестиной, и никто не унесет эту землю с собой.