В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Режиссер Андрей Кончаловский, сценарий Андрей Кончаловский, Крис Солимайн, продюсер Андрей Кончаловский, Пол Лоуин, Мориц Борман, оператор Майк Саутон, композитор Эдуард Артемьев.
бюджет $90 000 000
сборы в США $195 459
сборы в мире $16 178 959
сборы в России $13 770 023
В главных ролях:
Эль Фаннинг, Натан Лейн, Джон Туртурро, Фрэнсис де ла Тур, Ричард Э. Грант, Юлия Высоцкая, Ширли Хендерсон, Аарон Майкл Дрозин, Чарли Роу, Питер Эллиотт.
Посмотрела, наконец, фильм «Щелкунчик и Крысиный король» Кончаловского. В кино он шел в январе прошлого года - не попала, по телевизору под это Рождество - тоже не смогла. Пришлось посмотреть на видео.
О фильме уже давно мне было известно, что он невероятно дорогой (для нашего кино) и провалился в прокате США и в нашем. Конечно, это не лучшие рекомендации для просмотра, но я все равно решила рискнуть, потому что люблю все про Щелкунчика: сказку Гофмана, балеты на музыку Чайковского, многочисленные мультфильмы. Всегда получается волшебная зимняя сказка, которую трудно испортить. Ну, и Кончаловский тут из ряда не выбился. Не знаю, чем уж его фильм так не понравился американским критикам, которые не дали ни одной положительной рецензии. Возможно, его подвело то, что фильм был в 3D, да еще шел сразу после «Аватара», где именно техническая сторона выглядит потрясающе. А вот не гонялся бы за новинками! В основном американцы его ругали за то, что объемное изображение плохо получилось, и что детям было страшно. Последнего упрека я не понимаю: а как же их собственные новогодние фильмы? Они тоже любят пугать, да это и входит в рождественско-новогодний кокон: злая сила вредит празднику, а потом ее побеждают, и веселье начинается.
Но потребитель всегда прав: раз не понравилось родителям с малыми детьми, то, значит, не попал в аудиторию, и деньги потерял. Все же, наверное, трудно угодить современным американским детям режиссеру, живущему в России, и немолодому.
Теперь, почему не собрал много денег у нас. Реклама была слабенькой, наши фильмы традиционно хуже прокатывают - раз, и нет его, билеты дороги для семейного просмотра, кинотеатров мало. Те же трудности у всех отечественных фильмов, кроме самых пошлых комедий или фильмов 1 канала с сумасшедшей рекламой.
Интересны причины, по которым фильм не понравился нашим критикам и, допустим, публике в ЖЖ.
Несмотря на то, что фильм снимался для западного зрителя, на английском, в Вене, с голливудскими актерами (кроме супруги мэтра, сыгравшей маму Мэри и Снежную фею), фильм все равно получился советским. Зло в нем отождествлено с гитлеровским нацизмом, победа приходит с народным восстанием. (Восстание вообще напоминает «Трех толстяков»). А все это сегодня не в моде. Вот если бы Крысиный король был похож на Сталина или, еще лучше, на Путина, а не на Гитлера, если бы не он был с «голубизной», а Щелкунчик, то критикам бы понравилось.
Устарело. Надоело. Прошлый век. Нафталин.
Позвольте, разве может устареть тот факт, что страшнейшим злом в 20 веке был фашизм, что дымились трубы крематориев? Значит, может. Увы, слишком долго Кончаловский вынашивал идею - 40 лет, да еще писать сценарий ему папа, Сергей Михалков, помогал.
Ну, в общем, фильм понравился таким старомодным людям, как я, как моя мама.
Он получился красивым, снежным, волшебным, немного страшным, немного смешным - тем, что нужно в Рождество.
Действие происходит в Вене в 20-х годах. Мама главной героини - певица. В Рождественскую ночь они с папой уходят куда-то, где мама будет петь, а дети остаются одни. Какие прекрасные костюмы у мамы и прохожих!
А Мэри остается дома с вредным младшим братишкой и няней - неприятной старухой, которая еще и пьет (Ее и Крысильду играет одна актриса).
Девочка (Эль Фаннинг) совершено очаровательная. Она 100% подходит для этой роли.
Мэри переживает, но, слава богу, приезжает дядя Альберт - ни много ни мало сам Альберт Эйнштейн. Он выглядит смешным чудаком, племянник (папа Мэри) его еле терпит, но мы-то знаем, что он гений! Дядюшка Альберт дарит детям Щелкунчика, кукольный домик, где, как потом выяснится, живут друзья Щелкунчика, а также споет им песенку, объясняющую принципы Теории относительности.
То есть у Кончаловского была попытка сделать еще и мюзикл. По-русски пели Киркоров и Пугачева. Пели хорошо, но не попадали в дубляж. Может быть, было бы лучше оставить английский текст и дать внизу бегущую строку?
Ночью же Щелкунчик ожил, и начались чудеса. Елка в гостиной выросла до неба, и стала мировым деревом! Игрушки из кукольного домика и с елки ожили, Мэри летала. Этот кусок удался очень хорошо.
Потом все попали в город, захваченный крысиным королем и его армией. Там жгли игрушки, чтобы вечно шел дым, и не было видно солнца. Бедные детишки несли свои игрушки на площадь, клали их в общую кучу, плакали. А заправлял всем Крысиный король и его жуткая мамочка. До чего же страшной получилась Крысильда (Фрэнсис де ла Тур)! Великолепная работа. Она предстает то в виде древней лысой старухи в корсаже,
то наклеила ресницы, надела синий парик и стала похожа на Лайзу Минелли. А пьет она крысиный яд из бокала с соломинкой (Я знала! Крысы смеются над этим ядом!). И просто супер ее старенький сынок (Джон Туртурро) в белом паричке и мундире в талию.
Он и танцует, и поет, и делает акробатические трюки, и на крысоцикле гоняет. Иногда он выглядит даже интеллигентным и вежливым, только подавленным маминым авторитетом, а иногда как откроет рот, а там огромные зубищи! У него в покоях фотографии плачущих детей, которые он сам делает, но некоторые снимки явно из фашистских концлагерей.
А озвучивают их Пугачева и Киркоров. Очень органично получилось, с душой,
хотя в губы и не попадали.
А стальные крысопсы? Вот такие зубы и когти! Елку подгрызли за минуту, а она была толстая-претолстая.
Крысы проводят политику крысофикации - это, чтобы все стали, как крысы, окрысились. (Я думаю, что у нас эта политика уже воплощена в жизнь). Крысиный король говорит, что крысы - более совершенный вид, чем люди. Крысы одеты в нацистскую форму, ходят строем.
Но в конечном итоге Мэри, Щелкунчик и его друзья побеждают. Взрослые, наконец, набираются смелости и гонят крыс вон. Мне понравилась реакция Крысильды, когда Крыс прибегает к ней, говорит о восстании и спрашивает, что делать: «То же, что и всегда. Бежать с корабля!». Какие умные существа! Превратились в маленьких крысок и убежали в канализацию. Вот бы и наши так же!
Мэри просыпается, а утром дядя Альберт ее знакомит со свои соседом, который и есть тот самый принц.
По-моему, сказка удалась. Возможно, этот фильм еще полюбится нашему зрителю, как и другие фильмы Кончаловского. «Одиссей» тоже вначале считался не слишком удачным, а теперь почти классика.