Сериал "Рим"

Jul 09, 2007 00:29


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Подходит к концу сериал «Рим», который снят студией НВО, подарившей также сериалы «Секс в большом городе» и «Клан Сопрано». Увы, у нас не скоро будут такие сериалы: в нем видны очень большие деньги, но, зато, и рассчитан он на все страны, а значит - окупится с лихвой. Не знаю, как что другое, но кино США делать умеет. Фильм притягивает уже начиная с заставки - анимированных древнеримских мозаик и какой- то, производящей архаичное впечатление, музыки. Замечательно подобраны главные герои- солдаты, один из которых - унылый моралист, а второй - беспечный гуляка-убийца. Тем не менее, они дружат, и ах, этот вечно привлекательный мотив - суровая мужская дружба, иногда орошаемая скупой слезой. Лучший момент из их дружбы, когда друг-моралист становится плечом к плечу с другом-убийцей, присужденного к смерти на арене посредством боев с бесчисленными гладиаторами. И, они, конечно, выигрывают! История гражданской войны передана как история враждующих женщин. Брут убил Цезаря из-за понуканий своей матери - бывшей любовницы Цезаря. Ту же в свою очередь до такой жизни довели интриги племянницы диктатора - Атии, которая хотела всего-навсего, чтобы дядя побольше времени проводил в ее доме, устраивая там званые вечера, и делая ее, таким образом, первой дамой Рима, а не у своей любовницы. Прекрасна сцена, когда все потерявшая Сервилья после смерти Брута садится перед домом Атии и дни напролет кричит: «Атия из рода Юлиев, взываю о справедливости!», а верная рабыня посыпает ее голову пеплом, а потом, прокляв Атию, она закалывается мечом, а за ней и рабыня. А как хороша Атия в конце фильма, когда на триумфе своего сына Октавиана Августа, она появляется в последний момент, но идет первой, вопреки правилам, объяснив невестке, что она имеет на это право и понимает, что та ее ненавидит, но с ней боролись женщины гораздо умнее, и «Посмотри, милочка, где они!» Прекрасна сцена, когда побежденный Помпей, рассказывая почему проиграли его войска, чертит на песке схему перед простым солдатом и увлекается, как ребенок. В этот момент в нем есть истинное величие, и понимаешь, почему он так долго был на вершине. А Цезарь, когда он говорит, что осталось самое простое - выиграть битву у Помпея, и это в тот момент, когда у него меньше солдат, чем у противника, армия голодная и дезорганизованная, но он не сомневается в победе, потому что поле битвы - это единственное место, где он полностью в себе уверен и знает, что делать. Жена Цезаря, старая, некрасивая, но проявляющая настоящий характер, отказываясь бежать из Рима, не похоронив мужа. Очень привлекателен Антоний - он честный и верный человек, попавший не на свое место. Хороша и Клеопатра, некрасивая, но очень аристократичная и умеющая несколькими словами расположить к себе человека. Лучше всего ей удалась сцена смерти. Вообще, последние минуты жизни героев удались авторам лучше всего: такова и смерть интригана- Цицерона. К, сожалению схематичен образ Октавиана: вначале - это осторожный подросток, маменькин сынок, но себе на уме, потом - безжалостный мерзавец. Юлия и Агриппа как-то не особенно интересны. И, конечно, все они ведут себя как люди только друг с другом, с рабами они все обращаются, как с вещами разной степени полезности. Например, играя в охоту, Антоний с Клеопатрой спокойно убивают из лука раба, одетого в оленью шкуру. Замечательно выстроены кварталы Рима, сделаны декорации внутри домов: все, о чем мы догадывались, видя развалины Помпей, здесь живое. Хороша и компьютерная панорама Рима: вид с Палатина и с Авентина. Не беда, что трактовки не соответствуют традиционной истории. Мать Августа Атия вовсе не была такой демонической женщиной и ничего плохого, кроме того, что она слишком долго опекала сына, о ней сказать нельзя. Неверны и многие детали: пропала жена Антония, Фульвия, от которой он имел детей, и которая воевала за него с Августом вместе с его братом (брата тоже нет), была разбита, бежала, а потом умерла. Разве не героическая женщина? А Антоний в это время сидел в Египте с Клеопатрой, которая даже не позволила ему увидеться с женой, когда та приезжала Александрию (Александрия, кстати, сделана гораздо халтурнее Рима). И от Юлии у Антония было несколько детей, и после его смерти именно она воспитывала всех этих детей - своего от первого брака (в фильме его нет), детей Антония от первого брака (кроме старшего, которого Август велел убить) и детей Клеопатры, кроме также убитого сына Цезаря. Сын Цезаря также в фильме остается 12-летнем, хотя в конце ему должно быть лет 17. Август сразу женится на последней жене, матери своего приемника Тиберия, а ведь до нее он был женат еще несколько раз. Августа зовут с самого начала Октавианом, в то время, как это означает только то, что он не из рода Юлиев, а усыновлен. Сам он этим именем никогда не назывался, чтобы лишний раз не напоминать о своем довольно худородном родном отце из рода Октавиев. Так его стали звать потом историки, чтобы отличить от других императоров, которые уже все были и Августы и Цезари. Думаю, что историки, вообще, нашли бы тысячу нестыковок, но, конечно, это неважно. Главное не тот Рим, который был, а тот, который мы представляем. Это авторам фильма удалось вполне.

Критика

Previous post Next post
Up