Рецензия на фильм Киры Муратовой «Мелодия для шарманки». Начало

Jan 21, 2012 16:57


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Вчера смотрела фильм Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» в «Закрытом показе». Очень тяжелое мероприятие - все длилось больше 4-х часов: сам фильм 153 минуты, реклама еще 60 минут плюс обсуждение. И все это глубокой ночью.

Но фильм, конечно, хороший. Смотреть надо. Такие режиссеры, как Муратова, - это слава нашего кинематографа. Лучше бы его, конечно, показали в разумное время. Впрочем, фильм есть в Интернете, можно посмотреть онлайн или скачать. Я теперь жалею, что смотрела ночью, мешало раздражение, что так поздно, опасения, что не высплюсь, и голова будет болеть. Лучше, конечно, скачать.

Это святочная или рождественская история. Знаете, был такой популярный жанр в 19 веке. Примеры: «Девочка со спичками» Андерсена, «Мальчик на елке у Христа» Достоевского, «Рождественские повести» Диккенса. Это сентиментальные, душещипательные рассказы или повести про страдания бедных, обычно бедных детей. Они должны были пробудить в благополучных людях сострадание. Святочные рассказы были приурочены к Рождеству. Видимо, считалось, что такой день - самый подходящий, чтобы напомнить людям о том, что все они братья и сестры во Христе, что Христос страдал, что, он родился не в хоромах, в хлеву, рядом с животными, что собирающуюся родить Марию пустили туда из милости, и поэтому надо проявить милосердие к сирым и убогим. В каждом нищем - Христос.
В некоторых рассказах конец был такой, что несчастный малютка замерзал насмерть, но потом оказывался в раю. Мораль была горькая: на земле справедливости и милосердия нет, но они есть за гробом. Но не всегда, конечно. Чудо могло случиться и на земле: у сироты находился родственник, богач оказывал благодеяние и т.п.
Я в детстве не могла читать эти произведения спокойно: очень жаль было бедных детей. Утешало только то, что все происходило в далеком прошлом, и теперь такое невозможно по определению.
Кто бы мог тогда подумать, что это наше светлое будущее.

И вот Кира Муратова поставила рождественский фильм. Собственно, им наше телевидение заканчивает новогодние показы. Начали со «Щелкунчика и Крысиного Короля», а закончили «Мелодией для шарманки».
Шарманка в фильме есть - ее продают на аукционе, и мелодия для шарманки есть - это та самая «Разлука ты, разлука, чужая сторона, никто нас не разлучит, лишь мать сыра земля». Собственно, это единственная песня, прочно ассоциирующая с шарманкой. Вот Муратова ее и использует. Еще в качестве мелодии для шарманки трижды звучит песня Земфиры.

Разлука тоже есть. У 10-летней Алены и примерно 7-летнего Никиты из маленького городка Корастышева умерла мама. Корастышев - город на Украине в Житомирской области. Дети рождены от разных отцов. Отец Алены, Алексей Богданов, был столяром-краснодеревщиком. Он работал на комбинате в их городе. Комбинат закрыли, мужчина остался без работы, уехал, видимо, в Житомир. Присылал открытки к Рождеству. В последней написал, что работает на вокзале. Отец Никиты скрипач. О нем известно, что он играет на скрипке где-то Житомире в Успенском переулке. Это все, что мы знаем о прошлом детей. Но вполне возможно, что их покойная мать изменила уехавшему на заработки мужу с заезжим скрипачом, отчего Богданов ушел из семьи. Заметна разница в одежде детей. На Алене - унылое синее зимнее пальто с воротником из овчины (точно такое было у меня в 3-ем классе) и уродливая лохматая шапка из искусственного меха, какие покупали детям в 60-х годах, еще у нее вместо варежек муфта, как у детей начала 20 века. А Никита одет в очень красивое разноцветное пальто и шапочку, которые мама сшила ему сама из ковра. Может быть, мама больше любила младшего?
Дети воспитанные, послушные, вежливые, тихие. Девочка - флегматик, рассудительная, но несколько тормозная. Мальчик умеет читать, но плохо. У него есть странность: он может взять и уйти сам, не зная куда. За ним надо присматривать. Девочка ведет себя по отношению к нему как мама - опекает, воспитывает. Дети совсем домашние и любят друг друга. Это такие Тильтиль и
Митиль из «Синей птицы» (еще одна рождественская история). Эта отсылка к театру не случайна. Дети необаятельные, и на лицах у них нарочито нанесен грим, похожий на маску: лица набеленные и с черными кругами под глазами. Фильм сделан в эстетике ярмарочного балагана, это, если хотите, действо, балаган, которое раньше представляли на Рождество - про избиение младенцев и др. Там такой грим уместен. В фильме нет ни одного лишнего кадра или слова. Почему сестру зовут Алена? Потому что "Сестричка Аленушка и братец Иванушка", и на аукционе, куда случайно забредут дети, будут, кроме шарманки, продавать и эту картину. Но почему тогда брат - не Иван, а Никита? В этом есть какая-то загадка. Имя Никита означает "победитель".

Их отправили в приемник-распределитель. Далее их собирались отправить в разные детские дома, в разные города, причем мальчика - в интернат для умственно-отсталых детей, хотя он совсем не отсталый, он сообразительный, просто своеобразный. Дети не хотели расставаться, сбежали из приемника и решили найти своих непутевых отцов, т.е. поехать на вокзал и найти Богданова и в Успенском переулке поискать скрипача. Вот и завязка. Все это остается за кадром.

А начинается фильм с того, что дети едут в электричке. Первый кадр - женская рука, приложенная к стеклу с морозными узорами - лед вроде бы растаял, а потом руку убрали, и опять заиндевело. Чтобы растопить холод, тепло должно быть постоянным, нужны усилия.
Мужчина с изуродованными грибком ногтями включает древний радиоприемник, из которого раздается чудесная «Колыбельная» в исполнении Анны Герман. Алена и Никита трогательно спят, прижавшись друг к другу. Их будят одетые в народные костюмы колядующие с песнями про Христа, потом продавец, который носит по вагонам мелкий товар. В том числе рождественские открытки, в том числе с Избиением младенцев, которую показывают крупным планом. Продавец предупреждает всех, что за ним идут контролеры. А у детей нет билетов - Алена думала сэкономить. Их высаживают. Начинается их хождение по мукам.

Вначале их грабят беспризорники: отбирают все деньги, снимают с Никиты красивое пальто и шапку. Хорошо хоть, дают взамен свои, грязные. А вот на Аленину одежду они не польстились. Сцену ограбления видел похожий на пророка сумасшедший бомж, но не вмешался. Он произнес проповедь о вреде богатства.

По снегу дети доходят до вокзала - контролеры добрались до них на предпоследней остановке. Теперь они должны искать Богданова.
Но на вокзале людям не до 2-х странноватых детей. Алена вежливо ко всем обращается: «Здравствуйте, скажите, пожалуйста…», а ее не хотят слушать, убегают на ходу крича «Не знаю». 10 человек пришлось спросить, прежде чем нашли справочное бюро. А там справки только об отправлении. Но есть надежда на окно, где делают объявления: вдруг Богданов услышит и сам подойдет? Окно закрыто на перерыв. Дети очень хотят есть и спать, особенно мальчик. Он провожает взглядом каждый кусок, который пассажиры отправляют в рот, он смотрит на витрины с едой, даже пытается взять со стола недоеденный кем-то кусок хлеба, но стеснятся - так его воспитали. Тянет- тянет руку к хлебу, а тут раздается громкий смех. Ему кажется, что это над ним смеются, хотя его никто и не замечает, рука отдергивается на место.

На вокзале есть эпизод у Нины Руслановой, которая смачно играет бомжиху и исполняет рождественскую песнь.

«Мелодия для шарманки» - это страшная сказка, где все наоборот. Детям выпадают сказочные возможности, но они их теряют. Никита находит 500 евро, но детей обманывает приятная на вид молодая женщина с ребенком, которую они попросили разменять евро в обменнике: детям менять валюту запрещено. Вначале женщина и вправду хотела помочь, она добрая. Но она не знала, что речь идет о 500 евро. 10 евро она бы отдала, а 500 - это уже слишком большое искушение. Зачем глупым детям деньги? Ей нужнее, «онажемать», «унеежесемья». (Кстати, интересно, что обсуждающие у Гордона фильм критики сказали, что в подобной ситуации могли бы поступить точно так же. Они честные люди. Раньше честный человек был тот, кто поступает правильно, а теперь тот, кто бравирует тем, что он подлец. Такая теперь честность).
окончание http://uborshizzza.livejournal.com/1781076.html

Критика

Previous post Next post
Up