Теория катакомб. Ч3

Feb 04, 2012 18:57


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)

Оглавление проекта http://uborshizzza.livejournal.com/538318.html

Рядом с катакомбами св. Себастьяна находятся катакомбы св. Калиста.
Комплекс катакомб святого Каллиста формировался в течение II-IV века на базе нескольких ранее существовавших зон захоронений, постепенно расширявшихся и слившихся в единую сеть к концу IV столетия. Первоначально территория будущих катакомб находилась в частных руках, затем владельцы земель, став христианами, передали свои владения церкви.
Решение обустроить здесь кладбище для всех членов христианской общины Рима принадлежит римскому епископу Зефирину. Организация и управление комплексом захоронений были поручены диакону Каллисту. В обязанности Каллиста было вменено достойное погребение каждого умершего христианина, при этом похороны бедных осуществлялись за счёт церкви. Каллист, ставший после кончины Зефирина его преемником, значительно расширил и благоустроил катакомбы в течение своего понтификата.
Наверху это выглядит как большой парк. Вход в катакомбы.






В этих катакомбах туристам показывают Крипту Пап. Все папы потом были перезахоронены.




Всего на гробницах сохранились имена нижеследующих шести пап.
- Святой Понтиан (230-235) - был сослан на Сардинию и приговорён к работам на руднике, где и умер. Сразу после смерти стал почитаться как мученик, через несколько лет папа Фабиан перенёс мощи своего предшественника с Сардинии в катакомбы святого Каллиста. Сейчас мощи почивают под главным престолом церкви Санта-Прасседе.
- Святой Антер (235-236) - преемник предыдущего, 43 дня своего короткого понтификата проведший в темнице.
- Святой Фабиан (236-250) - после долгого понтификата, пришедшегося на период религиозной терпимости, был обезглавлен во время гонений Деция. Часть мощей находится в церкви Сан-Мартино-аи-Монти, другая - в Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура.
- Святой Луций I (253-254) - был сослан в Чивитавеккью, где и умер. Мощи находятся в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
-Святой Сикст II (257-258) - был казнён во время гонений Валериана. Его мученическая кончина напрямую связана с катакомбами: здесь он был арестован во время Богослужения и после короткого суда казнён с четырьмя диаконами 6 августа 258 года. Ещё один его диакон святой Лаврентий является одним из самых известных римских мучеников. Мощи святого Сикста почивают в церкви Сан-Систо-Веккио (напротив Терм Каракаллы)
- Святой Евтихий (275-283) - последний из девяти пап, погребённых в этой крипте.
Помимо этих пап в крипте были погребены святые Стефан I (254-257), Дионисий (259-268) (мощи обоих почивают в Сан-Сильвестро-ин-Капите) и Феликс I (269-274).
Другой важный объект - Крипта святой Цецилии. Дочь благородных родителей, она с юных лет уверовала во Христа и носила под пышными одеждами власяницу. Цецилия обратила к Богу своего жениха, молодого патриция Валерия, и еще множество римлян, за что и была приговорена к смерти. Гробница оставалась нетронутой вплоть до понтификата Пасхалия I, пожелавшего перенести мощи святой в Рим. Долгие поиски в заброшенных к тому времени катакомбах не давали результата. По легенде, утомлённый Пасхалий вопросил явившуюся ему во сне Цецилию о месте нахождения её мощей. В ответ Цецилия указала это место, сказав, что папу отделяла от гробницы всего одна стена. После этого видения Пасхалий I обрёл мощи святой и перенёс их в римскую церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере. При перестройке церкви в 1599 году саркофаг был вскрыт, и присутствующие убедились в совершенной нетленности тела святой. Стефано Мадерно, свидетель последнего события, создал статую святой Цецилии, изобразив её тело таким, каким он его видел при вскрытии саркофага. В крипте помещена копия этой скульптуры (оригинал находится в Санта-Чечилия-ин-Трастевере). Голова святой, укутанная материей, отсечена от тела, три пальца правой руки сложены щепотью, пальцы левой руки, за исключением одного, сжаты в кулак. Традиционно считается, что таким сложением пальцев святая продемонстрировала палачам свою веру в Единого Бога и Святую Троицу.
В крипте сохранилось несколько фресок, датируемых не позднее рубежа VIII-IX веков.


Сегодня в катакомбах электрические лампочки. Раньше кое-где свет проникал сверху через щели. Ну а на собрания, трапезы, наверное, брали факелы.
Вернемся наверх и немного пройдемся по Аппиевой дороге.






Гробница Ромула и Цирк Максенция являвшиеся частью монументального комплекса императорского дворца и цирка. Император - соперник Константина Великого- построил гробницу для себя и своей семьи в начале IV века, однако в ней был захоронен, возможно, только его сын императора Максенция Валерий Ромул, умерший в 309 году в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет. Сам Максенций утонул в Тибре после того, как проиграл битву за Рим Константину.






Гробница Цецилии Метеллы - монументальный мавзолей Цецилии Метеллы, дочери консула Квинта Целия Метеллы Кретика, жены сына знаменитого Красса, около 50 года до н. э. Гробница в XI веке использовалась в оборонительных целях графами Тускулумскими и в 1299 году римским дворянским семейством Каэтани превращено в башню крепости.
Об этом мавзолеи Байрон писал в "Чайод-Гарольде":
"Вот почернелый мрачный бастион.
Часть крепости, обрушиться готовой,
Врагам отпор давал он испокон,
Фронтон его, изогнутый подковой,
Плюща гирляндой двадцативековой,
Как Вечности венком, полузакрыт.
Чем был, что прятал он в тот век суровый?
Не клад ли в подземелье был зарыт?
Нет, тело женщины, - так быль нам говорит.
100

Зачем твой склеп - дворцовый бастион?
И кто ты? Как жила? Кого любила?
Царь или больше - римлянин был он?
Красавиц дочек ты ему дарила,
Иль вождь, герой, чья необорна сила,
Тобой рожден был? Как ты умерла?
Боготворимой? Да! Твоя могила
Покоить низших саном не могла,
И в ней ты, мертвая, бессмертье обрела.
101

А муж твой - не любила ль ты чужого?
Такие страсти знал и Древний Рим.
Была ль ты, как Корнелия, сурова,
Служа супругу, детям и родным
И нет! сказав желаниям иным,
Иль, как Египта дерзкая царица,
Жила лишь наслаждением одним?
Была грустна? Любила веселиться?
Но грусть любви всегда готова в радость влиться.
102

Иль, сокращая век твой, как скала,
Тебя давило горе непрестанно?
Иль ты богов любимицей была
И оттого сошла в могилу рано?
И туча, близясь грозно и туманно,
Обрушила на жизнь твою запрет,
А темный взор, порой блестевший странно,
Был признаком чахотки с детских лет,
И цветом юных щек был рощ осенних цвет?
103

Иль старой умерла ты, пережившей
Свой женский век, и мужа, и детей,
Но даже снег, твой волос убеливший,
Не обеднил густой косы твоей -
Твоей короны в пору лучших дней,
Когда Метеллой Рим любил хвалиться.
Но что гадать! Меж римских богачей
Был и твой муж, и знала вся столица,
Что гордостью его была твоя гробница.
104

Но почему, когда я так стою
В раздумье пред гробницей знаменитой,
Как будто древний мир я узнаю,
Входящий в сердце музыкой забытой,
Но не такой ликующей, открытой,
А смутной, скорбной, как над гробом речь,
И, сев на камень, хмелем перевитый,
Я силюсь в звуки, в образы облечь
Все, что могла душа в крушении сберечь,
105

Чтобы из досок, бурей разметенных,
Ладью Надежды зыбкой сколотив,
Изведать снова злобу волн соленых,
Грызущих берег в час, когда прилив
Идет, их силы удесятерив.
Но сам не знаю - в ясный день, в ненастье, -
Хотя давно я стал неприхотлив,
Куда направлюсь, в ком найду участье,
Когда лишь здесь мой дом, а может быть, и счастье. "



Небольшая готическая церковь Сант-Никола-а-Капо-ди-Бове.



Фотки, как всегда, кликабельны

Путешествия

Previous post Next post
Up