Каролин Эльячефф, Натали Эйниш. Дочки-матери: третий лишний. Ч1

Mar 10, 2012 18:25


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

Я люблю пересказывать книги, хотя это иногда и нелегко. Попробую пересказать книгу «Дочки-матери», посвященную, как вы понимаете, отношениям дочери и матери. Почему не матери и ребенка? Ну, потому что к дочерям и сыновьям матери относятся несколько по-разному. Данная книга именно про дочерей.
В предисловии сказано, что чаще всего между собой женщины говорят не о мужчинах, а о своих матерях. На мой взгляд, это не совсем так, но, действительно, в воспоминаниях о детстве частенько мелькает тема матери и чаще всего в контексте «моя мать не любила меня» или «моя мать не понимала меня». Но много рассуждать на эту тему считается дурным тоном. Зато в ЖЖ про дурных матерей пишут постоянно. Есть даже особое сообщество «Плохие родители», где жалуются именно на матерей и именно дочки. Мужчины пишут туда редко. Я как-то одного прочитала, потом заглянула в Профиль: так и есть - он гей. Меня всегда удивляло, что осуждающие своих матерей женщины уверены, что сами будут отличными матерями и их дети станут их обожать.
Так что книга «Дочки матери: третий лишний» актуальна. Натали Эйниш - французский социолог, Каролин Эльячефф - французский психоаналитик. Меня несколько насторожило, что в аннотации про нее написано, что она лечит взрослых и детей, в том числе младенцев, которые сообщают о своей душевной боли плачем. Грудничков подвергают психоанализу? У них есть психологические проблемы? До чего дошла наука!
В книге используется следующий прием: вместо примеров из практики приводятся примеры из кинофильмов и книг. Особенно часто из «Пианистки» Ханеке и «Осенней сонаты» Бергмана. Мне это не понравилось. Я бы предпочла примеры из реальной жизни.
Основная мысль книги та, что роли женщины и матери противоречат друг другу. Т.е. или будь уникальной и неповторимой, или звеном фамильной линии. Будь автономной и независимой или нуждающейся и зависимой. Будь преданной и полезной людям или верной самой себе, творческой личностью или самкой.
Поэтому матери подразделяются на категории: «матери в большей степени, чем женщины» и «женщины в большей степени, чем матери». Есть промежуточные типы. Все они вредят своим дочерям. Примеров хороших матерей нет.
То, как мать себя вела, передается дочери, и она, став матерью, вынуждена повторять ее путь. Проклятия повторяются из поколения в поколения.
Часть первая. Матери в большей степени, чем женщины.
Когда такие матери рожают ребенка, они воспринимают его как свою полную собственность и ни с кем не хотят делить. Им неприятно, если еще кто-то, даже муж, смотрит на их дитя. К мужу они обычно после родов охладевают. Такое отношение, возможно, обеспечено биологически, чтобы младенец получил максимальную материнскую заботу, но проблема в том, что ребенок вырастает, а отношение матери к нему не меняется. Один из персонажей романа Базена «Супружеская жизнь» называл это явление «материт» - воспаление материнства. Это невроз, заключающийся в неодолимом желании отдать ребенку всю себя, в полной зависимости, что доставляет женщине наслаждение. В доме царит ребенок-король, и все должны служить ему. Расплатой является потеря социальных связей и у матери, и у ребенка.
Авторы книги считают, что сегодня именно дочери становятся объектами такой материнской любви, потому что матери проще идентифицироваться с ребенком своего пола.
Авторы употребляют термин «захватничество». Одной из его форм является «нарциссическое злоупотребление». Это, когда родители пытаются получить общественное призвание за счет талантов ребенка. Последнему посвящена книга Алис Миллер «Драма одаренного ребенка». Здесь нехватка реальной любви сопровождается сверхопекой. «Одаренный ребенок» продолжает развивать свои способности, понимая, что только так он может заслужить материнскую любовь. Он стремится вслед за матерью к недостижимому идеалу, т.к. его мать любит этот идеальный образ, а не его самого. Впрочем, не все родители так честолюбивы.
Мать в большей степени, чем женщина, тяжело переносит взросление дочери. Она долго не дает ей повзрослеть, отгораживает от взрослых книг, фильмов, одежды, подруг, и, конечно, мальчиков. Мать может шпионить за дочерью, считая, что оберегает ребенка, боясь ее потерять.
В подростковом и юношеском возрасте на этой почве возможен конфликт между матерью и дочерью, стремящейся вырваться на свободу, выражающийся в скандалах. "Мать в большей степени, чем женщина", способна вынести любые унижения, лишь бы остаться при дочери. Дочь же терзает чувство вины. Довольно часто дочери сдаются. В итоге это может приводить к тому, что они не заводят своей семьи и продолжают жить с матерью.
Патологический случай таких отношений можно видеть в фильме «Пианистка». Такие отношения авторы книги называют «платоническим инцестом». Как мы помним, они привели к тому, что героиня фильма до седых волос - девственница, а свое либидо удовлетворяет в подглядывании за занимающимися сексом парами и самоистязаниях.
Характерным признаком таких отношений является отсутствие отца в семье. Его либо нет совсем, либо он не имеет на дочь никакого влияния и не является сколько-нибудь значимым лицом в эмоциональной жизни жены. Обычно он используется только для добывания денег, работ по дому и поручений по обслуживанию дочери (отвести на занятия, посидеть, когда мать отлучится, но при этом мать себе места не находит и считает, что он все делает не так).
Несмотря на уверения авторов, что матери в больше степени, чем женщины больше ориентируются на дочерей, мне кажется, что это больше касается сыновей. Ребенок-Король - это чаще мальчик.
Часть вторая. Женщины в большей степени, чем матери.
Примером такой матери является, например, Эмма Бовари, которая пренебрегала своей дочерью ради любовников.
Есть женщины, для которых отношения с мужем важнее материнских чувств.
Наконец, есть матери-звезды. Именно к таким матерям их дочери предъявляют претензии. Примером может являться фильм «Осенняя соната», где дочь высказывает свои претензии своей знаменитой матери-пианистке. Мать не ухаживала за своей другой дочерью-инвалидом, а сдала ее в интернат (мать считает, что не могла бросить работу, чтобы ухаживать за больной); мать редко бывала дома, когда бывала, то репетировала и мечтала уехать (мать считает, что должна была зарабатывать на семью); изменяла мужу (а это уже были их отношения с мужем); требовала от дочери восхищения и послушания (та сама за мамой бегала); критиковала ее; заставила ее сделать аборт, потому что испугалась ее самостоятельности (мать считает, что дочь тогда еще не созрела для материнства и отец ребенка ей не нравился).
Мать знает, что виновата перед детьми, но главным в ее жизни была сцена. И ничего с этим не поделаешь. В свое время ее собственная мать была увлечена наукой и во всем предпочитала мужа, а не дочь.
"Женщины в большей степени, чем матери" часто терзаются чувством вины. Они знают, что должны любить своих дочерей, но не могут. Вместе с тем на публике они могут представать, как идеальные матери, рассказывая о своих детях, фотографируясь с ними и пр.
Если "матери в большей степени, чем женщины", исключают из своих отношений с детьми мужа, то "женщины в большей степени, чем матери" исключают из своих отношений с мужчинами детей.
Общество осуждает "женщин в большей степени, чем матерей", но хвалит "матерей в большей степени, чем женщин". В этом их различие. Авторы считают своей заслугой, что раскрыли дурную сущность слишком любящих матерей.
Хорошие матери придерживаются золотой середины, но они не ходят по психоаналитикам.
Часть третья. Не мать, не женщина; то мать, то женщина; и мать, и женщина.
В принципе, можно было бы ограничиться первыми 2-мя главами, но авторы продолжают.
Бывают такие женщины, что и матери никакие, т.е. не любят детей, но заодно они не любят и никого и ничего другого. В качестве примера приведен фильм «Нет весны для Марни». По-моему, неубедительно.
Есть такие женщины, которые любят дочь, пока у них нет любовника. Пример - «Алая буква».
И мать и женщина - это, когда мать и дочь соперничают в любви. Бывает, что кто-то уступает. Бывает, что нет. Здесь авторы предлагают термин «инцест второго типа» - случай, когда мать и дочь спят с одним мужчиной.

окончание следует

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up