О любви к Родине и об эмигрантах

Jul 15, 2007 23:16


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Сейчас в Сети и в журналах обсуждается тема эмиграции. В основном, ее заводят сами эмигранты. Русские вне России сильно тоскуют и русскими быть не перестают, хотя часто и очень хотят этого. Обычно ассимилируются их дети, в крайнем случае - внуки.

Для самосознания русских важно два фактора - культура и государство. Причем если культура остается с эмигрантами, даже если они хотели бы от этого избавиться, то государственность воспринимается русскими как всегда нечто чуждое и изначально недоброе. Поэтому русские так не любят обращаться в суд - для них важнее найти справедливое, взаимоприемлемое решение. Обращение в суд приводит к «потере лица». Не любят русские и всяких социальных контор. Также они, как большие индивидуалисты, не любят контроля за собой (моя личная жизнь - только для меня), и не хотят контролировать, стеснять других. Поэтому у нас и не образуется так называемое гражданское общество, то есть система взаимного контроля, когда все друг за другом следят и друг на друга стучат. Если русские, живущие в других государствах, и пытаются играть по их правилам, то они никогда не могут научиться обращать эти правила в свою выгоду, образовывая национальные группы лоббирования своих интересов.

Причина, приводящая к такому отношению к своему государству - в том, что выжить можно и без него. В отличие от благодатной, но густо заселенной южной Европы, всегда было куда уйти, если соседи не понравились. С другой стороны, соседи были не конкурентами, а единственными помощниками в беде. Например, изба сгорела: на пустят к себе и не помогут всем миром новую поставить - замерзнешь. Не нужно было и проводить больших работ, которые можно было организовать только при помощи государственной власти, как, например, на ближнем Востоке с их огромными системами ирригации.
В результате государство для русских - неизбежное зло. Нужно им оно в основном не для повседневной жизни, а для защиты от внешней угрозы. Если общественное сознание считает, что внешней грозы нет, то государство начинает размываться, если есть - то все, как один, встает на защиту (и далее по тексту). Например, в конце 80х и начале 90х, когда было решено, что в случае смены строя внешняя угроза отпадет сама собой и будет всеобщее братание, государство слабело. Сейчас, после осознания некоторых суровых реальностей бытия, народ опять начал сплачиваться и начальство поддерживать, пусть и плохонькое, но свое.

В общем, куда не плюнь, а в результате попадаешь в исходный спор западников и славянофилов.

У русских людей есть ощущение России, как общей судьбы, общего дела. Мы пришли в этот мир, во многом, для того, чтобы строить Россию. Россия - это наше все. У Галича "Если зовет своих мертвых Россия - значит, беда", "Не зови, я и так приду". Думаете, мы рады, что нам выпал такой жребий? Но он выпал, и мы от него не бежим. И сами не знаем почему. Точно нас обязали при рождении, клятву взяли: жить здесь, терпеть, обустраивать, очеловечивать эти огромные земли. А кое-кто - взял, да и ушел, как колобок. Ладно, евреи, перелетно-переметный народ. А свои? Вот, мы, оставшиеся и относимся к ним, каждый в меру своего характера: одни считают предателями, другие завидуют, третьи пытаются понять, что лучше - продолжать исполнять свой долг или пожить, наконец, для себя. На мой взгляд, речь здесь идет о любви.
О любви, вообще, стало неловко разговаривать: если речь идет о человеке, то лучше про секс («У нас обалденный секс!», - звучит гораздо чаще, чем «Мы любим друг друга»), а про любовь к Родине - вообще, клиника. Но люди все равно, хотя им и очень стыдно, и мало кто в этом признается, любят Россию, за то что - она - это они, а они - это она. Это чувство очень личное. Для людей более-менее моего поколения, приведу заезженную цитату незабвенной Сильвы Капутикян: «Как объяснить несчастному, рожденному с рыбьей кровью, секрет земного чуда, названного любовью?». Любовь, если она настоящая, никогда не бывает легка: есть обиды, есть сомнения, есть ощущение отсутствия свободы выбора, чувство какой-то навязанности сверху, есть тяжесть, и хочется иногда ее сбросить - вот откуда интерес к эмигрантам: как им удалось это преодолеть? А они просто не любили России. Я не говорю, что это дурно. Есть разные люди. Например, в какую тайгу не залезь, в какую пещеру не сунься, на какую гору не поднимись, - везде вы найдете следы бывших здесь до вас людей. Стоянки древнего человека есть повсюду, а ведь их было очень мало. Как они везде успели? Но зато у них были сотни тысяч лет - вот они и добрались всюду. Они искали, где лучше и переплыли на каких-то плотах весь мировой океан. Наверное, эмигранты из их породы. Но были и те, кто не уходил искать новые земли, а осваивал старые. Где бы было человечество без тех и других? По мнению уехавших, остались те, кто был глуп и ленив, не хотел учить чужой язык и не имел нужной квалификации. Мы не поймем друг друга в этом вопросе. « Как можно здесь сидеть, когда можно куда-то ехать?» - «Как можно куда-то ехать от своего дома?». Такой диалог мог бы звучать в любой стране, но есть нюансы, которые есть только у нас. Жить в России тяжело, и каждый человек у нас - на счету: «Он уедет, а нам за него работать», а отъезд из Европы всеми одобрялся: «Эти уедут, а мы их добро поделим». Эмиграция из Англии и германских княжеств только приветствовалась: благодаря ей решались демографические и экономические проблемы. Так, в этих странах не осталось мелких землевладельцев: неудачники выпихивались в эмиграцию. А в России была другая парадигма. Власть имущим выгодно было сохранять общину, где собственность принадлежала всем членам, распределялась во временное владение по количеству мужчин (а не по работникам), да еще регулярно происходил круговой обмен участками, чтобы никто фактор лучших земельных условий (хороший надел или кусок оврага) не влиял на справедливое распределение. Община платила оброк, а не отдельный человек: так его проще было собирать. Никакой выгоды от отъезда ее члена в другое место у людей не было. Отвечу сразу людям, которые готовы упрекать русских в вечном рабстве, вот, отчего мол, так долго было крепостное право. Дело не в этом. Человечество, увы, устроено по типу бандитской шайки или обезьяньей стаи: есть альфы и омеги, есть вожаки и подчиненные, главари всегда делали то, что хотели, добиваясь для себя наибольшей выгоды, но, разумеется их власть была ограничена минимальным удовлетворением потребностей большинства. Вождь не может взять себе все, его сместят или он останется один, и у кого он тогда будет вождем? Человек - не тигр, он примат, он не может существовать сам по себе. В России рентабельно было только крупное землевладение, обрабатываемое с помощью бесплатной рабочей силы, а в Европе были рентабельны и другие виды производства. Поэтому крепостное право у них не задержалось до 20 века, а у нас задержалось. Все это сформировало менталитет русского человека, в который входят как понятие справедливого распределения, так и понятие общего долга, общей судьбы. Община сохранилась и после отмены крепостного права, разрушил ее только Столыпин. Но последствия быстрой социальной дифференциации оказались катастрофичны: то, что в Европе происходило веками и регулировалось за счет той же эмиграции во вновь открытые земли, прошло у нас за десятилетия. И потом тоже ничего у нас не было, кроме работы, все было у государства, а сейчас есть у очень немногих, которые в итоге и стали государством (корпоративное государство). Кто в России ездил за границу до революции? 90% крестьян разъезжали? А те, кто ездили и потом совсем уехали, заметьте, так и не вернулись. Иногда приезжают их дети-внуки-правнуки, и по-русски они уже не говорят, и ничего в них нет русского. Русский - это прилагательное к России, уехавшие испытывают что-то вроде фантомной боли (по потерянному существительному), но они уже не совсем русские, а их дети и вовсе не русские. Вот почему проблема эмиграции для нас болезненна. Конечно, эти настроения - настроения нашего поколения, чья жизнь поделена на 2 части: когда все было ясно и когда ничего не ясно. У молодежи этих проблем не будет. Только вот при продолжении этих тенденций останется ли Россия? Или это будет место, где когда-то жил такой народ, как бишь его, русские? А теперь здесь работают вахтовым методом дети разных народов, хранят отходы, да китайцы, которым не нашлось места в Поднебесной, горе мыкают.

Однако ситуация начинает изменяться резко и на ту, которой ранее не было. Проблемы русского самосознания и др., связанные со стремлением в Европу и отчуждением от Европы, меняются при изменении на только России, но и самой Европы.
Для меня самым сильным впечатлением от прошлогодней турпоездки в Париж были не посещение собора Парижской Богоматери (очень здорово!), не вид с Эйфелевой башни (видно отлично, но жутко дует), не прогулки по с детства знакомым местам (здесь дворец, который построил Мазарини, далее - Ришелье, здесь - тот самый остров с легендарным мороженым, о котором еще Пушкин писал) и даже не Лувр с возможностью обсмотреть Джоконду с любого ракурса и в любом количестве. Совершенно убило меня лицезрение вечерних Елисейских полей, когда по этому бульварчику идут группки молодых девиц на выданье в нарядных, модно накрученных хиджабах, черных глухих, но очень модных кофточках и брючках, в туфлях на высоком каблучке (братья или отцы шествуют сзади, на расстоянии 5 метров), так что сразу понимаешь - идет Парад Победителей.

Идеологические размышлизмы

Previous post Next post
Up