В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Медицинские байки)
После вступительных статей о бардаке
http://uborshizzza.livejournal.com/2039686.html, коррупции и кумовстве
http://uborshizzza.livejournal.com/2044110.html в медвузах дохожу до обещанной уважаемому dok_zlo статье о своих педагогических изысках с целью обмена отрицательным опытом.
Начал я с того, что в медучреждениях царит такой бардак, что технарю работать с врачами тяжело (кстати - жена тут была на обследовании, говорит, что все время вспоминала мой пост. Действительно, полный бардак, так что работать все в принципе не может, но, все-таки, работает). Однако и врачам с технарями тяжело - другие, неожиданные, реакции. Поэтому я все время стараюсь подчеркнуть, что и я, и сотрудники моей кафедры - не врачи, а математики, и от них можно ожидать чего угодно, так что лучше не связываться. А так как во врачи обычно идут те, кто математику боятся, то и к математикам они относятся с большим подозрением.
Я считаю, что нужно щадить нервы окружающих, и нельзя обманывать их ожидания. Поэтому надо соответствовать стереотипам, которые для лиц разных профессий различны. Еще неизвестно, чего бы больше боялись окружающие - врача, которых ходит по отделению с безумным видом, бормоча под нос формулы, или математика в белом халате и шапочке и со стетоскопом на шее.
Можно считать это вариантом приспособительной окраски. Знаете - есть мимикрия, когда животные стараются стать максимально незаметными. А есть еще отпугивающая окраска, когда особо ядовитые или вонючие жуки окрашены в яркие цвета, предупреждая, что лучше от них держаться подальше.
Хотя я по натуре - человек достаточно добродушный, но на кафедре я работаю извергом. (Ой! Как страшно! Этот человек меня уморит!!! Прим. ред.)
Причин для этого несколько:
- сотрудники утешают себя мыслью, что хотя кто-то в нашей дисциплине ни бум-бум, но он, может, врач гениальный вырастет. Я же довольно много был на всяких выпускных экзаменах и знаю, какой ужас несут по профильным предметам те, кого мы по снисходительности пропустили.
- если сотрудники стараются особо ничем не заморачиваться, то я и работаю в медицине долго, и много и активно работаю с действующими медиками, занимающимися научной работой, и знаю, что то, что мы даем, им необходимо позарез.
- полезно, когда есть, кем пугать студентов. Информация о том, что те, кто не успеет вовремя сдать зачет, на пересдачах будет сдавать лично завкафедрой, на многих действует отрезвляюще. А если при этом студенты вспоминают, что это - именно тот, кто зимой из 18 студентов - клинических психологов за двойки на экзамене отчислил 6… а в прошлом году у него один студент сдал зачет с 16-го раза…
Для того чтобы прослыть извергом, не надо ничего специально делать. Вполне достаточно придерживаться правил. Ну да, действительно, сдал студент мне зачет с 16 раза - так ведь первые 10 раз он просто приходил и ждал, что ему только за это поставят. Потом понял, что не прокатит, стал на зачете разбираться с зачетными заданиями, читать методички, сидеть все 4 часа… Ну и в результате разобрался и сдал необходимые три темы. Обычно до студентов просто быстрее доходит. Или вообще не доходит.
Ну да, действительно, отчислил я 6 человек, и что? Группа ходила на занятия отвратительно, там не работала, к занятиям не готовилась, средняя посещаемость была все полтора года, пока я у них вел, около 1/2. От них даже декан сбежал, поняв, что не может с ними справится - они на его увещевания не реагируют. Ну поставил я на первом экзамене большинство двоек, так ведь так подготовились. Некоторые подготовились и пересдали, в том числе и пятерки получили. А что та шестерка просто на все три пересдачи приходила стерильная, думая, что я им, как на других кафедрах, поставлю тройки просто чтобы не надоедали… Значит, плохие они были психологи. Правильно, что их отчислили.
Занятия для студентов достаточно тяжелые, а что сделаешь - программа сложна и обширна, учебных часов немного, приходится вести занятия плотно. Студентам с той же статистикой реально тяжело, надо удерживать внимание. Когда студенты устают, для удержания внимания приходится шутить. Шутки, в основном, тупые - другие до уставших студентов не доходят. Также для удержания группы в тонусе не сижу за столом, а бегаю по аудитории, с энтузиазмом вещая то из одного угла, то из другого. Помню, как-то раз во время занятия заметил, что студенты как-то подозрительно тихо меня слушают. Поймал себя на том, что я расхаживаю по аудитории, размахивая над головами студентов тяжелой железной ножкой от стула, которую я по ошибке схватил вместо указки. Кстати, деревянные указки я ломаю постоянно.
Некоторые свои «находки» пришлось отбросить - оказались неудачными. Так, одно время я, чтобы дополнительно стимулировать студентов, делал вид, что мне крайне неприятно, что они все-таки сдали зачет, и ворчал, что, как это не противно, но, увы - придраться не к чему. Потом решил, что это не работает, и для меня более естественно работать на позитиве.
Так как приходится работать еще и с младшекурсниками, то приходится особое внимание уделять дисциплине. Медвузы вообще совершенно повернуты на дисциплине, и кафедрам, ведущим занятие на первых курсах, приходится в качестве одной из основных своих задач уделять их дрессировке. Иногда приходится выгонять студентов с занятий. Хорошо, что редко. В вопросах дисциплины я стараюсь придерживаться формализма - объясняю, что занимаются они или нет - это их личное дело, но мешать другим они права не имеют. Второе, за что приходится выгонять - за нарушение правил безопасности, но если, к примеру, студент тихо спит в углу - у меня к нему претензий нет. На опоздавших на занятие вношу в ведомость, на сколько минут опоздали. Через 15 минут после начала занятий всех, кого нет, отмечаю как отсутствующих.
Бывает, студенты просят простить опоздание. Объясняю, что они не по адресу - за прощением надо обращаться к Всевышнему, а лично я ничего против них не имею. И вообще - ходят они или не ходят - это их личное дело, я их воспитывать не буду, для этого есть специальные люди в ректорате. Но в мои обязанности входит отмечать опоздавших и отсутствующих, и я это честно делаю.
Я вообще - за предельную честность и откровенность по отношению к студентам. Правда, иногда после моих ответов у них появляется подозрение, что я над ними издеваюсь, но это не так - просто жизнь такая.
В последние годы, в связи с разрастанием кафедры и программы, я уже не могу брать на себя прием всех пересдач. Но, к примеру, если группа начинает конфликтовать со своим преподавателем, то принимаю у нее зачет сам. Это хорошо дисциплинирует и студентов, и сотрудников.
Также, когда есть время, хожу по лекциям, которые ведут другие лекторы, переписываю студентов и в тот же день подаю докладную. Со своими студентами на лекции поступаю просто - в начале лекции раздаю им отпечатанные листочки для заполнения, а по окончании лекции у каждого по выходу их аудитории персонально беру его листочек. Потом заношу в таблицу, выкладываю ее в Интернет, ссылку отправляю в деканат. Для дополнительной стимуляции студенты, пропустившие больше всего лекций, экзамен сдают персонально мне.
Возможно, именно из-за этого у меня в этом семестре на 1 курсе МПФ было 6 двоек - другие экзаменаторы обошлись без них. Но в целом все вполне прилично - если отбросить двоечников, то средний балл - выше 4ки.
Во время сдачи зачетов и экзаменов иногда бывают «эмоциональные моменты». Помню, во время приема зачета у одной студентки началась истерика. Качественная такая, со всеми признаками. Отвел к себе, налил стопку коньяку, дал выпить, дал конфету на закуску. Пришла в себя, вернулась сдавать. Сдала успешно.
Одна девочка на экзамене разнервничалась и спрашивает: «А что Вы на меня даже смотреть не хотите, я что, так плохо отвечаю?» А она так хорошо рассказывала, что я очки снял и глаза закрыл, чтобы ничего не отвлекало, слушал, как песню.
А вот одну девочку я на последнем экзамене сбил. Замечательно ответила первый вопрос, я похвалил, а она застеснялась, ответ скомкала, на дополнительные вопросы вообще ничего ответить не могла. Так что - четверка.
Так как студенты, отвечающие мне, испытывают дополнительные эмоциональные переживания, то в качестве компенсации я тем из них, которые отвечают на «хорошо» или «отлично», даю по шоколадке. Вроде бы это никаким правилам не противоречит. Лично мне было бы приятно получить от экзаменатора шоколадку.