В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)
оглавление проекта -
http://uborshizzza.livejournal.com/2070434.html В прошлых постах я много писала про Гауди. Но это не единственный эксцентричный всемирно известный каталонец. Другой - Дали. На мой взгляд, между ними все же есть разница: мне кажется, что Гауди в самом деле был гений, а Дали - удачливый пиарщик самого себя. Но, в общем-то, их необязательно сравнивать. Я задаю себе вопрос: на сколько процентов их мировая известность сформировалась сама по себе, а на сколько их «раскрутили», когда Испания, и в, частности, Каталония задумали завести серьезный туристический бизнес? Не знаю. Взять хоть русских туристов: в 2005 их было 200 тысяч, а в этом году ожидается 1,5 млн. Неплохо, правда, за 7 лет?
Но о Дали я слышала и в советское время: репродукции с его картин были во всех книжках про искусство 20 века.
В Каталонии - три музея Дали. Это Театр-музей Дали в Фигарасе, дом Дали в Порт-Льгате (Кадакес) и замок Пуболь, который он подарил своей жене. Находятся они примерно в 40 км друг от друга, образуя «треугольник Дали» в провинции верхний Ампурдан. Я была только в первом из них.
Отец Дали родом из Кадакеса, там находится кладбище, где похоронены все родные художника. Но в 1904, когда будущий сюрреалист появился на свет, семья Дали жила в столице верхнего Ампурдана - Фигарасе. В то время это был быстро растущий промышленный центр. Сальвадор Дали-старший работал нотариусом, т.е. был состоятельным и образованным человеком. У него была хорошая библиотека, дома устраивали музыкальные концерты. У них был первый в городе кинопроектор. Летом он с женой и детьми - Сальвадором-младшим и дочерью - ездил на побережье в Кадакес. Там у них был домик. Любовь к этому месту у Дали с детства.
Мало того, что отца и сына звали одинаково - такое же имя было у первого ребенка нотариуса, умершего в раннем детстве. Сальвадор Дали каждую неделю вместе с матерью ходил на кладбище к покойному братику и смотрел на могильную плиту, где было написано: «Сальвадор Дали». В 5 лет ему сказали, что он - реинкарнация своего брата.
Лишившаяся первенца женщина прямо-таки дрожала над сыном, и Дали ни в чем не знал отказа. Отец наказал его только один раз - выпорол за то, что он сильно побил маленькую сестру, но мать упала в обморок и чуть не умерла от горя, поэтому мальчика больше не трогали. Мать старалась сделать жизнь детей праздником: каждый день их ждало какое-нибудь развлечение, подарок. Их ни за что не ругали. Если Сальвадор получал плохие отметки, он все равно считал, что знает предмет лучше всех. Отец не возражал, когда сын решил стать художником, а не юристом: он оплатил его учебу. Но впоследствии, когда Дали исполнилось 27 лет, их пути разошлись навсегда. Отцу очень не понравилось, что сын женился на разведенной русской женщине - Елене Дьяконовой, которую ее первый муж поэт Элюар прозвал «Гала» - «праздник». А сыну не нравилось, что отец, овдовев, женился на сестре своей покойной жены - тетке художника (Мать Дали умерла, когда ему было 17 лет). Он нарисовал и выставил на выставке картину, которую назвал «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери». Возможно, под матерью он подразумевал мачеху, но скандал получился все равно большой. Отец направил ему гневное письмо, Дали в ответ нанес на лист бумаги каплю спермы и написал «Это все, чем я тебе обязан». Конечно, это было несправедливо: отец много для него сделал, но дети редко бывают благодарны. Чтобы подчеркнуть свои переживания, Дали побрился наголо и носил на голове морского ежа.
В этом он весь. Дали был человеком со странностями, как и многие в его роду. Например, его дед покончил с собой. Но художник нарочно это преувеличивал, сделав своей «фишкой». Так, приехав учиться в Мадрид практически из деревни, он решил выделиться с помощью внешнего облика. Это тогда он отрастил свои тонкие усы и начал закручивать их вверх, утверждая, что это - антенны, с помощью которых он ловит вибрации космоса. Вдобавок к небывалым усам юноша ходил черном плаще до полу. Но это сработало: Дали приняли в кружок первых молодых интеллектуалов города, в который входил Гарсиа Лорка и будущий режиссер Буньюэль. Если верит воспоминаниям Дали, то с Лоркой он даже имел интимные отношения, когда тот отдыхал летом у них в Каракасе. Но настоящую любовь Дали узнал все же с женщиной - с Гала. Кстати, они познакомились в том же Кадакесе.
Тогда в моде были всякие новые течения. Одним из них стал сюрреализм. Если объяснять его в самом общем виде, то это означает равноправие реальных и вымышленных объектов, в частности сновидческих образов, фантазий.
Странное поведение, чудные одежды сочетались в Дали с хорошим интеллектом, большой образованностью - он с детства много читал, любил науку, но, наверное, самыми главными качествами художника были работоспособность и бешеное честолюбие. Все странные выходки Дали были хорошо просчитаны заранее. Объявив себя всемирным гением и единственным спасителем классического искусства, Дали прекрасно знал, что его таланты художника довольно ограниченны. Он понимал, что вынести наверх его может что-нибудь особенное. Тут и подвернулся сюрреализм. Он дополнил его своим опытом. Однажды в детстве у Сальвадора была высокая температура, и тут он заметил, что если долго смотреть на предмет, то тот начинает двоиться, троиться или трансформироваться во что-то другое. Вот это детское наблюдение Дали сделал основой своего творчества. Плюс к этому он обожал опыты с оптическими иллюзиями.
Почему Дали называл себя спасителем искусства? Он считал, что всевозможные эксперименты с абстракционизмом убили в зрителе интерес к искусству и считал, что должен опять сделать его загадочным, интригующим, нескучным.
Женившись на Гала, Дали перебрался в Париж. Пикассо посоветовал ему отправиться в США - там любят все новое. Тот послушался. В США Дали, действительно, прославился и заработал много денег. Он впервые был там в 1936 году, потом с 1940 по 1948 год. Жили они в лучших отелях, снимая целый этаж, чтобы Дали мог ходить голым и рисовать на стенах. После того, как он съезжал, с него брали деньги за ремонт и все счищали. А жаль: сейчас бы разбогатели. После возвращения из США Дали жил в основном в Каталонии, перестраивая домик в Кадакасе. Постепенно это стал довольно большой дом. В конце 60-х годов Дали задумал создать театр-музей своего имени и подарить Гала замок.
Замок - понятно: он обещал любимой замок еще в первые годы их совместной жизни. Но получила она его только в 74 года. А почему театр? Дело в том, что в Фигарасе был театр, который сгорел. Здание так и стояло в руинах. А когда-то в ранней юности Дали устроил в нем свою первую ученическую выставку. Он этого не забыл. Вот он и начал добиваться, чтобы здание передали ему для музея. Ну а раз это еще и театр, то пусть это будет театр-музей, музе памяти, музей как театральное представление, в котором не будет скучно. После некоторых мытарств здание ему отдали, и он начал его перестраивать, достраивать и пр. В 1974 году музей открылся, но Дали его доделывал и достраивал.
С замком получилось проще. Им его подобрал агент - в округе полно замков. Дали его реставрировал, перестроил и подарил жене. В замке все сделано по ее вкусу. Елена Дьяконова была необыкновенная женщина. Она родилась в Казани в 1894 году. Потом семья переехала в Москву. Елена заболела туберкулезом и ее отправили лечиться в Швейцарию, где она познакомилась с начинающим французским поэтом Эженом Гренделем (1895-1952). Потом они переписывались, а потом он сделал ей предложение. Дьяконова уехала в Париж, родила дочь в 1917 году. Она придумала мужу псевдоним - Поль Элюар. Сама же превратилась в Гала. Элюар стал одним из основателей дадаизма, а затем сюрреализма. Но через какое-то время их жизнь дала трещину. Трудно судить что, да как, но Элюар сделал их брак свободным, т.е. супруги могли изменять друг другу и даже заниматься групповым сексом вместе со своими любовниками. Считают, что инициатором всего этого была Гала, потому что потом с Дали она вела себя не лучше, а Элюар стал во втором браке примерным семьянином. Но мы знаем, что люди любят наговаривать на женщин. Возможно, Гала и не так много изменяла Дали (он ей приписывал миллион любовников), как он говорил, да и кто знает их настоящие отношения (вспомним историю с Лоркой). Но внешне Дали оказывал Гала необычайные знаки любви и уважения: даже свои работы он подписывал "Гала Сальвадор Дали".
Можно только констатировать факт, что Гала оставила Элюара и 11-летнюю дочь, едва познакомилась с Дали.
«Однажды один из друзей, навещавших родителей Сальвадора, перевернул жизнь мальчика, подарив ребенку авторучку. Это была необычная ручка: в стеклянном шарике мальчик мог любоваться прекрасной дамой, которая в пушистой шубке ехала куда-то на санях, а сверху на нее медленно падали хлопья снега. Эта ручка стала для Сальвадора настоящей реликвией. «Вырастет - забудет», - полагали старшие. Но Сальвадор не забывал о своем наивном, греющем сердце сокровище никогда.
Жизнь Дали изменила неожиданная встреча. Однажды он пригласил своих друзей погостить у него вместе с женами. В ожидании гостей - супругов Магрит и Элюар - художник изготовил духи, используя клей, козлиные испражнения и лавандовое масло. Именно этим ароматом он надеялся произвести на своих друзей незабываемое впечатление. Уже нанеся на свои волосы эту ужасную смесь, художник случайно выглянул в окно и остолбенел. Там стояла девушка, которая, как показалось Дали, волшебным образом сумела покинуть свое заточение, девушка из его авторучки, образ которой он свято хранил в своей душе все эти годы.
Сальвадор тут же отказался от своей шокирующей идеи духов - любовь порой способна возвращать рассудок людям. Он смыл с себя нанесенную жидкость, надел оранжевую рубашку и украсил свое ухо цветком герани. После этих приготовлений он, наконец, пошел встречать гостей. «Знакомьтесь, Дали, - произнес Поль Элюар, показывая на девушку, которая произвела фурор в душе художника. - Это моя жена Гала, она из России, и я много рассказывал ей о ваших интересных работах». «Из России. Там много снега… Дама в санях…» - эти мысли, подобно снежному вихрю, проносились в сознании художника. Он опять утратил самообладание (а вместе с ним и дар речи), забыл о рукопожатии и мог лишь хихикать да пританцовывать вокруг своей дамы сердца.
Потом, по прошествии многих лет, он так описывал свою возлюбленную в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим»: «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Вдали от нее художник не мог работать - кисти выпадали из его пальцев. Все мысли Дали были сосредоточены на жене его друга»
Хотя Гала и осталась с Дали, но окончательно она ушла от мужа не сразу, а обвенчалась с Сальвадором и вовсе после смерти Элюара.
Первое время они были очень бедны - ведь отец перестал давать ему деньги. Но она в него верила, выступала его менеджером, бухгалтером, пиар-агентом и музой, и вместе они добились впечатляющих результатов.
Гала жила в замке 2-3 недели летом. Дали бывал там еще реже. Он, кстати, утверждал, что Гала не разрешает ему без ее разрешения туда приезжать. Скорее всего он это выдумал, а чего она ему не разрешала - так это без конца переделывать интерьер. Ее можно понять.
Зато из их белого домика в Порт-Льгате Дали тоже устроил настоящий арт-объект.
К концу жизни у Дали появилась новая муза - модель Аманда Лир. Последняя утверждает, что это Гала попросила ее присмотреть за мэтром, т.к. сама устала от светской жизни и бурного нрава мужа. Может, и так. Но отношения художника и модели, называемые им «духовным браком» продолжались с 1965 по примерно 1979 год, когда она удачно вышла замуж. Сомневаюсь я, чтобы хоть какой-нибудь жене это понравилось. Впрочем, Гала имела молодых любовников. Один из них, например, снялся в главной роли в фильме «Иисус-Христос - суперзвезда».
В 1982 году Гала сломала шейку бедра. Ей шел 88 год, и было очевидно, что долго не проживет. Дали спешно начал устраивать в подвале замка двойную гробницу для нее и для себя - вроде бы она говорила, что хочет быть захороненной в замке. Гробницы находились рядом друг с другом на расстоянии руки - они должны были держать друг друга за руку. Но в итоге Дали обманул - он похоронен не там. А Гала лежит в замке. Дали сам привез ее тело туда, хотя она умерла в другой провинции, а транспортировка покойников из провинции в провинцию была запрещена. Закон был принят еще во времена, когда в Европе бушевала эпидемия чумы, и уже порядком устарел, но за его нарушение, тем не менее, Дали светила тюрьма. Его это не останавливало. Он сам перевез тело к месту захоронения.
Год он был в депрессии. Жил в замке, спал в ее комнате. К этому времени у него развилась болезнь Паркинсона, мешавшая ему рисовать. Он написал свою последнюю картину в 1983 году, ничего не ел, кроме мятного шербета. Но тут в замке случился пожар. Дали не пострадал, но навсегда оттуда уехал. Последние 6 лет он провел в своем театре-музее в баше Галатеи. Он был плох, скорее всего, это было старческое слабоумие. Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка». В музее же он и похоронен. Причем, хоронили его уже за государственный счет - Дали оказался банкротом. Говорят, что его обокрали бухгалтеры, но ведь три таких больших стройки тянуть! Никаких денег не хватит.
Откуда у Дали вообще были деньги? К концу жизни любой его рисунок стоил не менее 500 тыс. долл. Аманда Лир рассказывает, что однажды увидела, как он, сидя в ванной, рисует листок за листком, бросает их на пол, где на них попадает вода. Она спросила, что неужели нельзя работать не так небрежно, а Дали ответил: «Им и так все нравится».
Итак, что можно сказать об этом человеке? Что он любил больше всего? Безусловно, он любил славу, деньги, Испанию, а именно, свой родной край, жену. Но, конечно, больше всего он любил искусство, работая по 17 часов в день всю жизнь и устроив художественный объект даже из своей могилы.