Бескровная коррида 11/3 Музей Дали

Aug 03, 2012 14:17


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)

оглавление проекта - http://uborshizzza.livejournal.com/2070434.html

№ 2
Вестибюль украшают две парные скульптуры Хосе Куберо (1768-1867) изображающие Ганимеда с орлом. Ганимед - это прекрасный юноша, которого за красоту взяли на Олимп. Орел - это Зевс, полюбивший красавца в образе птицы. На одной из статуй - головной убор, доставшейся Гала от труппы русского балета.
Почему Ганимед и орел? Может быть, это намек на молодость Дали?





Каюсь, что не все заметила и сняла. Там были еще дверные ручки в виде старинных утюгов. Такие утюги - почему-то на языке сюрреалистов они означали нечто эротическое. Там еще висят всякие афиши. Ни одной бумажки нет там случайной. Все это относится к биографии художника.
Но чтобы это увидеть, надо быть там не раз. Или заранее ознакомиться с книгами. А у меня было всего 2 часа, плюс жара и тьма-тьмущая народу. Вот если кто приедет осенью…
Далее попадаем во внутренний двор. Он разбит на месте партера бывшего городского театра. На стенах остались следы пожара - Дали нарочно их оставил.
В центре этого пространства находится самая большая в мире сюрреалистическая скульптура. Это - «дождливое такси» на котором стоит «Великая Эсфирь» Эрнста Фукса. За кадиллаком стоит высокий постамент из шин, а на нем установлена лодка, ранее принадлежавшая Гала. Над лодкой - зонт. В такси сидит шофер и манекен. Если опустить в автомат стоящий уже в здании монетку, то в нем пойдет дождь. Дали объяснил этот образ тем, что он однажды попал под дождь, промок, а мимо в такси ехали люди, и он мечтал, чтобы дождь шел у них в машине.
На дне лодки застыли капли. Лодка удерживается костылями. Костыли часто встречаются в самых разных работах Дали - это у него знак помощи, опоры. Лодку поддерживает выкрашенный в черный цвет «Раб» Микеланджело. Стены оплетены плющом. В нишах - скульптуры. Видна «Венера Велата» Оливье Бриса. На стенах - страшилища, составленные Дали из разных предметов - раковин, камней, веток. На окнах - манекены и скульптуры из цепей. Перед входом в здание - фонари от парижского метро.














Что все это означает? Какое-то осознание современной культуры, как культуры в первую очередь массовой, американской, и в то же время манифест сюрреализма. Вместе с тем, это и личные воспоминания о Париже, о жизни в США и, конечно, о том муниципальном городском театре, куда художника водили в детстве.
Далее мы попадаем в огромный зал под огромным куполом - бывшую сцену. Самое большое место занимает картина с изображением великана. Тело великана - с пробоиной. С безликого лица капает слеза в виде кипариса. Вокруг него - морской пейзаж. Он похож на «Остров мертвых» Беклина и на мыс Креус, любимый художником. Это задник, который Дали написал к балету «Лабиринт» по мифу о Тезее и Ариадне.
Этажом ниже, в крипте под великаном покоится тело Дали. Это место отмечено на полу серым прямоугольником, как в католических церквях.





Руки под куполом - это напоминание о Сикстинской капелле Микеланджело.


На другой стене - «Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая с расстояния 18 метров трансформируется в портрет Линкольна».


Ниши. В них установлены разные объекты.


Это фисгармония принадлежала городским уличным музыкантам, которые в детстве Дали развлекали публику - «Эль Поль и Ла Пуса» - так их звали - Вошь и Блоха.


В одной из ниш притаился слепок с «Моисея» Микеланджело. Над головой у него осьминог.





В другой - висящее кресло с дремлющей старушкой - работа Ф. Англеса. А огромная люстра в виде круга раньше висела в клубе, где собирались самые важные персоны города. Отец Дали как-то сказал, что тот может считать себя известным, когда о нем начнут говорить в этом клубе. Вот знаменитый Дали купил эту люстру и повесил у себя в музее. Теперь о клубе не забудут.


Под старухой - гипсовый шезлонг и копия картины «Нимфы и сатир» Бугеро.


Разумеется, в этом зале еще много чего, но нельзя объять необъятное.
Понимать символику этих залов мне тяжело. В самом общем виде могу предположить, что она связана с желанием Дали спасти мировую культуру от скуки. Все, что находится под куполом, в принципе - помещение церкви. В этом помещении много распятий. Получилось так, что зал под куполом стал как бы некрополем самого художника. Планировал ли он это с самого начала? Не знаю. Ведь хоронили его после продолжительной болезни, когда он практически не разговаривал.

Путешествия

Previous post Next post
Up